Притча о богаче и лазаре. Притча о богаче и Лазаре: Где тот самый Лазарь в нашем сердце? Притча о богаче и бедном лазаре толкование

Евангелие от Луки

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.

Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущей притчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста

Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

“Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его ” (Лк. 16:19-21).

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

Некоторый человек был богат. Некоторый человек “. Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: “был человек в земле Уц, имя его Иов ” (Иов 1:1). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. “Некоторый человек был богат “.

Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. “Некоторый человек был “. Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. “Некоторый человек был богат “. Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. “Некоторый человек был богат “.

Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон “. Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно “. Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: “вспоминал я Бога и веселился ” – Пс. 76:4); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь “. Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. “Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его “, почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. “Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот ” богатого “в струпьях ” (ст. 20).

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

Отвне – нападения, внутри – страхи ” (2Кор.7:5). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности.

И вот этот-то человек, у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и наяву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти.

Вот что говорил он: “На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб ” (Иов 3:20-23). “И желал “, говорится, “напитаться крошками, падающими со стола богача ” (Лк. 16:21). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. “И псы “, говорится, “приходя, лизали струпья его “.

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2. И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. “” (ст. 22). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. “Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово “. Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? “Умер и богач, и похоронили его ” (ст. 22).

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: “и гробы их – жилища их на век ” (Пс. 48:12). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, “когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его ” (Пс. 48:17,18). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, “он поднял глаза свои “, – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – “поднял ” говорится, “глаза свои “, богатый “увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его ” (ст.23).

Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: “отче Аврааме! умилосердись надо мною “! Говоришь: “умилосердись ” теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: “суд без милости не оказавшему милости ” (Иак. 2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: “во аде кто будет славить Тебя ” (Пс. 6:6)? “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря “. Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: “наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда ” (Ос.12:6), потому что “милости хочу, а не жертвы ” (Ос. 6:6); “блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мф. 5:7), и еще: “благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17)?

Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ” (ст. 24). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика.

Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что “блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь ” (Пс. 40:2). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Мудрый Соломон писал о своих притчах так: ‘’послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их’’ (Прит.1:5,6). Исследуя притчи Соломона и поняв их суть [а их так же не следует воспринимать буквально, как и притчи Христа], мы поймём, что они были лишь пророческой тенью мудрого Учителя христианства. И вот, когда апостолы пришли к Господу и спросили: ‘’для чего притчами говоришь им’’ (Матф.13:10)? Ответ был таким: ‘’вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи’’ (Мар.4:11,12).

Многие те, кто читает притчу о Богаче и Лазаре, воспринимают её в буквальном смысле. Но, в таком случае встаёт вопрос, а как тогда понимать места Писания из Иоан.3:13. 1Кор.15:22,23. Евр.11:8,13,39,40; которые явно указывают на то, что до Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо?.. Так вот друзья, чтобы нам не уподобиться людям духовно не видящим и не слышащим, давайте постараемся понять суть этой притчи.

Богач и Лазарь

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. (Лук.16:19-21).

Понять что означает ‘’богач и нищий’’, нам поможет пророчество из кн. Иезекииль о жирных и тощих овцах. Если читать место: ‘’сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли’’ (Иез.34:2,3). Тогда становится понятно, что это указывает на образного ‘’богача’’, т.е. правящую элиту Израиля – Иезек.16:3,13.

Их остальной народ был настолько угнетён, ущемлён, стеснён материально, что даже при желании, они не могли позволить себе в достаточной мере заниматься поисками своего Бога. Когда же пришёл Великий Пастырь Христос: ‘’видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря’’ (Матф.9:36).

В Лук.16;21 указывается, что ‘’нищий’’ желал напитаться крошками со стола ‘’богача’’. Вполне логично было бы понять это место буквально, однако Писание нередко учит нас думать аллегорически. Например, обратите внимание на слова: ‘’Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам… но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их’’ (Матф.15:24-27). Это наталкивает на мысль о духовном хлебе (Лук.4:4), которого так не хватало духовно нищим иудеям ко времени прихода Мессии.

Что можно сказать о болезни ‘’нищего Лазаря’’, то наиболее ярким образом – знамением указывающим на духовно больной народ, является Лазарь из Вифании, друг Иисуса Христа (Иоан.11:1,3,4.). Когда наш Господь пришёл воскресить Лазаря, Ему было сказано о том, что это не реально, т.к. он уже четыре дня как похоронен и разлагается…

А теперь обратимся к пророчеству: ‘’Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их’’ (Иез.37:1,2,11-14,24). Это пророчество, которое тесно связано с исцелением и воскрешением Лазаря из Вифании, указывает на нежизнеспособность Израиля без милости Всевышнего. Далее, мы плавно переходим к следующим стихам притчи о Богаче и Лазаре.

Авраам. Милость и суд

‘’Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь’’ (Лук.16:22-25)

Здесь в первую очередь мы попытаемся понять, кто такой Авраам [это ведь так же аллегория]. В вехозаветное время, Всевышний Яхве, представлялся Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх.3:15.). Сегодня мы принимаем крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф.28:19.); так что три патриарха Израиля являются прообразом – знамением. Так же апостол Павел в Галат.4:22-26; 3:28,29 указывал на то, что Авраам является образом Небесного Отца.

Итак, Лазарь прибыл на ‘’лоно Авраамово’’ , а богача отправили в ад – как это объяснить?.. Мы уже упоминали о том, что до нашего Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо (Иоан.3:13.); а это означает, что ‘’Лазарь на лоне Авраамовом’’ , так же является притчей – образом. Так же, понять к какому именно времени относится эта притча, нам поможет пророчество из Малах.3:1,2,5. где сказано о времени Иоанна Крестителя и Сына Человеческого Христа. В нагорной проповеди Господь говорит: ‘’ … Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете’’ (Лук.6:20,21,24,25). И снова важно помнить, что Библия, это [в большинстве случаев] своего рода большая притча – аллегория; и понятие ‘’смерть’’ [богача и нищего], так же не является понятием буквальным – смотри: Быт.2:16,17; 5:3-5. Лук.9:59,60. Кол.3:1,3. Рим.6:2,4.

Читая данные места Писания, мы можем догадаться, что ‘’смерть’’, может означать изменение нашего положения в образном, духовном смысле слова. О этом положении написано в Лук.13:28,30: ‘’ …будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними’’ (Лук.13:28,30).

Что означают слова: ‘’там будет плач и скрежет зубов’’ ? Пророчества Исаии явно указывают на то, что это должно случиться ещё при жизни ‘’богачей’’, т.е. правящего класса отступников от Всевышнего, угнетателей народа: ‘’Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем’’ (Ис.65:13-15). Нечто подобное описали апостол Иоан в Откр.18:15-20 и пророк Иеремия в Иер.25:32,34-36. Так же, пророк Иеремия писал о том, что огонь гнева Господа на них, будет гореть во веки – Иер.17:1,4.

Дети дьявола и дети Всевышнего

‘’и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят’’ (Лук.16:26).

Так что это за ‘’пропасть’’ ? Господь сказал фарисеям: ‘’… Куда Я иду, [туда] вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира’’ (Иоан.8:21-23). Далее говорится, что эти ‘’богачи’’– фарисеи небыли детьми Отца Небесного – но их отцом был дьявол (Иоан.8:38-44.). Когда книжники и фарисеи стали утверждать, что они хорошо понимают Закон Моисеев, то Господин сказал им: ‘’если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас’’ (Иоан.9:41); и это так же говорит о том, что они стояли в оппозиции по отношении к Всевышнему [образному Аврааму]. В ветхозаветное время, убивший человека, не мог спастись от наказания в городах убежищах (Иис.Нав.20:2-6.). Так же, Всевышний Яхве не принимал жертвы за грехи сделанные умышленно. По этому, апостол Павел писал: ‘’Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников’’ (Евр.10:26,27). *** Дополнительные места Писания для размышления:

  1. 1Иоан.3:8,9. Матф.12:34.
  2. Рим.3:10-12,21. Иер.31:33,34. Иезек.36:27. Притч.4:23.

Слепота духовных вождей

‘’Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят’’ (Лук.16:27-31).

Выражение: ‘’пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев’’ , означает, что всего их шесть, и отцом их является дьявол. Вспомним пророчество: ‘’и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту’’ (Быт.3:15). Это указывает на противостояние:

  1. семени ‘’жены’’ , как прообраза Небесного Иерусалима, т.е. Царства Бога (Исаия 54 гл.).
  2. семени ‘’змея’’ , т.е. приверженцев дьявола (Откр.12:9). Чтобы обратить ваше внимание на число ‘’шесть’’, мы представим знамение, описанное в книге Царств, которое произошло с праотцом Господа Христа, с пастухом овец, Давидом. В 1Цар.17:4,49,50 повествуется о том, что Давид [как образ семени ‘’жены’’, Царства Бога – Откр.12:1,5.], поразил филистимлянина Голиафа в голову; он был ростом шести локтей. Далее, в 2Цар.21:20 так же описывается противостояние с филистимлянином, у которого было по шесть пальцев на руках и ногах; и это так же являлось своего рода знамением – притчей для нас (Матф.12:38-42.).

То, что последний стих из притчи указывает на правящую религиозную элиту Израиля, подтверждает место из Евангелия от Иоанна: ‘’Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?’’ (Иоан.5:45-47). Это были поистине сыновья своего отца, дьявола, которым было сказано: ‘’Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?’’ (Матф.12:33,34). Так что убив Господа, они не остановились, но попытались обмануть народ (Матф.28:11-15.), дальше продолжая убивать собратьев Христа (Матф.23:33,34.). Так, что в конце – концов Иаков о них писал: ‘’Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам’’ (Иак.5:1,4,6).

Мораль:

Может ли притча о ‘’богаче’’ иметь отношение к нашему времени? Конечно да, т.к. ‘’купцы – богачи’’ так же описаны в книге Откровение (Откр.18:15,16.), а она указывает на последние дни нечестивого мира. И если наш Господин Христос поставил своих ‘’купцов’’ – пастырей, и дал им таланты (Матф.25:15-27.), чтобы они умножали Его богатство – Исаия.66:19-21. Матф.28:19,20. Так есть и ‘’сыновья лукавого’’, которые для своей корысти умножают ‘’богатство’’ Вавилона великого – Деян.20:29,30. 2Пет.2:1-3.

Но скоро снова придёт наш Господь и всё окончательно исправит. Аминь.

С. Иаковлев. (Бохан)

*** Так же, информацию на данную тему можно получить в статье ‘’Что такое Вавилон великий’’ (Тайны Библии. Новое понимание Писания).

Господь в Своих притчах учит нас различать добро и зло, дабы не нашлись христиане, которые на Страшном Суде могли бы в оправдание сказать: «Я не знал, что есть зло, а что добро».Господь говорит нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19-20). В притче «О богатом и Лазаре» Спаситель показывает, как гибельно для души легкомысленное увлечение житейскими благами и немилосердие к бедным.Некий человек был богат и одевался в порфиру и виссон (одежда из дорогой красной и белой ткани) и постоянно пиршествовал. Был также нищий Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был на лоно Авраамово. Умер и богатый, похоронили его, и он попал в ад, где в муках поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Тогда он возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь - злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего этого между вами и нами утверждена великая пропасть так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят». Тогда богач сказал: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего: у меня пять братьев, пусть он предостережет их, чтобы и они не пришли в это место мучений». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки, пусть послушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых к ним придет, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не послушают, то, если бы из мертвых кто воскрес, не поверят» (Лк. 16, 19-31).

В чем грех богатого, за который он удостоился столь печальной участи, и в чем праведность бедняка Лазаря? На первый взгляд может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что он был богат и веселился в своей земной жизни, а бедный Лазарь только за скорбь на земле в утешение себе получил радость и покой на лоне Авраамовом. Но все это не так просто - не виноват человек перед Богом, что он богат, и не заслуга человека, если он беден. В Библии и истории православия описано немало людей состоятельных, которые, по слову апостола, в своем избытке восполняли недостаток бедных (2 Кор. 8, 14), и избыток был радостью и благословением для других, потому что они были милосердны, жалостливы и щедры. Но есть люди, которые завидуют чужому богатству и ненавидят богатых, хотя сами порой бедны по своей лени или от убожества, в котором они не виноваты, но делаются в нем жестокими, унылыми и немилосердными даже к тем, кто подобно им находится в нужде. Не спасает человека бедность и не губит богатство как таковые.Богатство есть дар Божий, своего рода талант. Тот, кому дан этот талант, не должен скрывать его в земле и тем более расточать неразумно, а должен употреблять его во благое дело и приумножать, так как придется дать о том отчет на Страшном Суде. Богатый, пользуясь этим даром Божиим, должен и сам трудиться, и другим помогать, содействуя им в развитии талантов, духовных сил, получении образования. Но евангельский богач, хотя знал, что есть Бог, что Авраам был отцом верующих, Моисей - пророком, но это знание не привело его к вере, он не жил по закону Божию. Богатство его служило только для приумножения соблазнительной роскоши, праздности и, в конечном итоге, к погублению души. Видя ежедневно у своих ворот бедняка, богатый без всякого сострадания проходил мимо него, хотя Лазарь хотел напитаться только крошками с его стола. Разве разорили бы богатого эти крохи? Но он и крох не хотел подать.Видите, как богатство ожесточило сердце человека - он презирал своего брата, человека, подобного ему. Богатый, при всей надменности и жестокосердии, несомненно, имел много прислужников и друзей, которые разделяли его пиры, угождая и льстя: часто бывает, что, пока человек богат, он окружен почетом и уважением. Но суд Божий не то, что суд человеческий, смотрите, что следует за смертью богача. Умер богач и похоронен был - это упоминается в притче, чтобы указать на блеск и роскошь при погребении богачей. Обратим внимание, что в притче не приписывается богачу никаких тяжких преступлений с целью обогащения; не видно, чтобы он был убийцей, чтобы он нажил себе богатство насилием или взятками, чтобы предавался разврату или вообще так или иначе тяжко грешил. И, однако, какова его посмертная участь? По смерти богач оказался в аду в страшных мучениях. Посему Христос в день Страшного Суда скажет немилосердным: Взалках и не дасте Ми ясти, возжадах и не напоисте Мене; а на оправдания их отвечает: Аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите убо от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дияволу и аггелом его (Мф. 25, 45-46).Все мы имеем нужду в милосердии и помощи других, следовательно, и другим должны помогать. Этого требует от нас неизмеримость милосердия Божия, Христос Своим примером воплотил на земле жертвенную любовь и сострадание. Он щедро награждает за смирение и благотворительность, как говорит Соломон: Мужа тиха и дателя любит Господь, суетных же дел его не воспомянет. Милуяи же нищаго сам ся препитает, свой бо хлеб подаст убогому (Притч. 22, 8-9). Обратим внимание, что богатого в притче Господь не назвал даже по имени, как недостойного вечности, ибо и пророк Давид говорит: Да истребит Он память их на земле (Пс. 108, 15), И не помяну имен их устнама Моима (Пс. 15, 4), напротив, о праведном сказано: В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6). Само имя нищего Лазарь весьма нарицательно: буквально оно означает «помощь Божия», то есть Лазарь - это нищий, который может надеяться только на помощь Божию и на добрых людей.Этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, что смиренно лежал у ворот богача. И вся жизнь его была криком о помощи, о жалости и милосердии. Нищета и отверженность были крестом Лазаря, который он нес со смирением и терпением всю жизнь. И когда его многотрудная и многоболезненная жизнь закончилась, Господь признал в нем Своего верного раба, исполнившего свое предназначение. Страдания и лишения, возможно, углубили его в мысли о смысле жизни. Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях, никогда, по-видимому, не питал ни злобы, ни зависти к богатому, не строил планов передела богатства, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача. Напротив, Лазарь, одержимый нищетою и болезнью, терпеливо переносил свою участь и желал лишь напитаться крошками, падающими со стола богача. Братие! Поучимся добродетелям Лазаря. Он не имел земного богатства, но был богат истинным благочестием, поскольку уповал только на Бога. В Бога он, без сомнения, верил постоянно, потому и спасение получил, ибо без веры это невозможно, коль говорит апостол: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6). В своих несчастьях Лазарь, оставленный людьми, имел утешение от Бога. Святой Василий Великий говорит: «Утеснение ведет нас к надежде непостыдной на Бога. Ты болеешь? - радуйся, ибо Бог, кого любит, того наказует. Ты беден? - радуйся, ибо добро Лазаря тебе приуготовляется. Бесчестье ли терпишь за имя Христово? - блажен еси, ибо бесчестье твое на славу ангельскую». А святой Иоанн Златоуст прибавляет: «Временная скорбь есть причина оживления души, она есть наука и исправление».Терпение и великодушие проявлял Лазарь в своих страданиях и бедах, не роптал, никого не хулил, не завидовал и не осуждал, не укорял Бога и ближних за свою печальную судьбу, а лишь терпеливо ждал блаженного конца и встречи с Господом. Лазарь умер незаметно, и ангелы Божии унесли его душу в место упокоения. Здесь он нашел тихое пристанище и за временные страдания обрел вечное и нескончаемое блаженство. Некоторые безумцы говорят об участи людей за гробом: «Ничего не будет по смерти: ни мучений, ни блаженства, - с окончанием здешней жизни все кончается». Евангелие говорит нам обратное: за гробом-то и начинается действительная и вечная жизнь или вечное мучение. Лазарь умер только телом, душою же он блаженствует и утешается; богатый же погубил свою душу, и она страждет и мучается.

Богатый, пребывая в адском пламени, взывает: «Отче Аврааме, помилуй меня, пошли Лазаря омочить мой язык». Он ощутил всем своим существом, куда завели его грехи и как горит язык, прежде пребывавший в пресыщении и пьянстве. Но отношение богатого к Лазарю как к бессловесному животному осталось прежним - он пытается им помыкать, обращаясь за этим к Аврааму. Авраам терпеливо и кротко объясняет богачу: «Чадо! Вспомни, что получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он утешается, а ты страждешь».Если различия между людьми на земле преодолимы, то на небе они вечны и загробная участь непреложна. Пропасть между местом мучения грешников и блаженством праведников устанавливается Богом в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других на земле. Притча о богатом и Лазаре говорит нам о том, что свою судьбу в вечности мы решаем здесь, на земле, и во многом она зависит от нашего отношения к ближним. В притче о Страшном Суде мы видим, что Господь по Своему милосердию дает возможность последнего слова грешникам. Но самооценка богача не позволяет ему воскликнуть: «Прости, Лазарь, мое жестокосердие! Помолись за меня отче Аврааме! Господи, помилуй меня!» Богач просит Авраама послать Лазаря к своим братьям, должно быть богатым весельчакам, оставшимся еще на земле и живущим в неверии, чтобы их утвердить, что есть жизнь за гробом и предстоит суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13) и вечное мучение. Авраам отвечает: «Имут Моисея и пророки, да послушают их», то есть братья имеют возможность покаяться и изменить свой образ жизни. Но богатый и его братья слышали слова Священного Писания об адских мучениях, но не принимали их в серьез - как многие неверующие, называя их сказками и баснями, с весельем вопрошают: «Кто был во аде? Кто знает, что там будет?» Теперь же, испытав муки ада, богач говорит Аврааму: «Отче Аврааме! Аще кто от мертвых придет к ним - покаются!» Но Авраам ответил: «Если писанию не верят, то если кто и из мертвых воскреснет - не поверят».И, действительно, скольких мертвых воскресил Господь, сколько чудес сотворил, но иудеи не поверили и распяли Его. Очевидно, братья богатого дошли до такого нравственного падения, что не слышали голоса Бога, и, следовательно, всякое другое уверение для них было бы напрасным. Сердце их, исполненное грехом и неверием, упорно не желало верить в будущие муки, ожидающие грешников. И убедить их никакими чудесами в этом было нельзя. Поэтому, если мы встречаем неверующего, пожалеем о несчастном, у которого ослеплены духовные очи и разум находится в плену у диавола. Порой тщетно убеждать его в истине, коли у него нет желания слышать и принять ее. Одебеле сердце людей сих, - говорит слово Божие о неверующих, - и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша (Ис. 6, 10). Мы можем только молиться, чтобы Бог силою благодати Своей коснулся сердец неверующих и дал им духовное прозрение, как Он даровал зрение слепым. Господь придет на Страшный Суд в день, в который мы не ожидаем, и мы никуда не уйдем от этого Суда, и тогда не останется никакого оправдания, потому что мы все знали, все слышали о воле Божией. Перед нами предстанут слова Евангелия как спасение или как суд. Будем помнить, что пространный и легкий путь в жизни сей ведет к вечной погибели, а узкий и тесный - к вечному блаженству. Не будем завидовать мнимому счастью богато, беспечно живущих, поскольку порой лучше есть простой хлеб, чем претерпевать постоянные тревоги о своем богатстве, о его приумножении и сохранении. Пусть имеющий нечто излишнее подает неимущему, через это получая надежду на спасение. Пусть наша материальная обеспеченность и спокойствие не закроют нам глаза на то, что у нашей двери порой находится нищий Лазарь. В притче о богатом и Лазаре мы слышим главную весть: те люди, которые в земной жизни наслаждаются, забывая о нуждах близких, в будущем веке будут страдать, а те, которые здесь в терпении страдают, получат там утешение. Научимся у Лазаря переносить стойко голод и холод, одиночество и нужду.

Будем подражать мужеству Лазаря и терпением своим спасем свои души (Лк. 21, 19), ведь терпение и смирение ведут на лоно Авраамово, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, а пребывает радость и божественное веселие. Ибо для этого Господь поведал нам притчу «О богатом и Лазаре», чтобы мы были усердны на всякое доброе дело, покаянием побеждали грехи, исправляли нравы. Если же не будем этого делать, то будем достойны адских мучений, ибо говорится: Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). Поживем в мире сем так, чтобы, оставив его, с радостью оказаться на лоне Авраама и получить благодать и щедроты Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава ныне и присно и во веки веков!Аминь!

Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган прот.Роман Уточкин

Итак, сегодня у нас на рассмотрении 16 глава Луки, а именно притча о богаче и Лазаре.

Данная притча для некоторых является камнем преткновения. Многие кто выходит проповедовать на эту притчу, почему-то своим долгом считает рассказать и убедить всех, что это не притча, а реальная история происшедшая где-то с кем-то. А дальше начинают делать выводы граничащие порой с миром ненаучной фантастики. Давайте разберемся сегодня, во-первых, с вопросом, почему эта история выдуманная, а, во-вторых, с тем, с какой целью Христос приводил эту притчу.

Первая задача, на мой взгляд, проще. Хотя, некоторые богословы стараются нивелировать этот вопрос. Очень простой выход, например, нашел глубокоуважаемый мною Джон Мак-Артур: «…некоторые считают, что это была не придуманная история, а имевшее место реальное событие. В любом случае, Христос использует её таким же образом как и все Свои притчи – чтобы преподать урок, в данном случае на благо фарисеям» (1) То есть он как бы говорит: не так важно – притча это или нет, важен духовный урок. Но на мой взгляд, в данном случае очень важно показать, что это именно выдуманная история. Потому, что если принять историю за чистую монету возникает целый ряд противоречий с нашей сотериологией и эсхатологическими воззрениями. Итак, давайте обратим внимание на следующее:

  1. В целом Христос никогда не рассказывал отвлеченных реальных историй. Трудно предположить, что он это сделал только один раз в 16 главе Луки. Вспомните, все реальные истории, рассказанные Христом, были непосредственно связаны со слушателями. Почему? Думаю, потому что очень сложно делать обобщенные выводы из реальных историй. В любой реальной истории есть множество подводных камней и всегда есть разные «грани», «плюсы и минусы», «взгляды» и «мнения». Поэтому, говоря о каких-либо духовных истинах, Христос использовал притчи. Они гораздо лучше раскрывают суть, и духовные уроки.
  2. Данная притча схожа с древним раввинским преданием (2), за исключением того, что в предании богач делал добро, и это зачлось ему в загробной жизни. Христос как бы рисует карикатуру на известное фарисеям повествование, высмеивая слабость их духовных взглядов (но об этом ниже).
  3. Часто, когда доказывают то, что это повествование взято из реальной жизни, указывают на то, что обозначено имя нищего – Лазарь. Это имя, произносится как Элиэзер - (ивр. אליעזר‎ - мой Бог мне помог), было достаточно распространенным и даже мы сегодня знаем по меньшей мере еще одного Лазаря в Новом Завете – это раз. Два – это тот факт, что раввинские притчи очень часто содержат имена. Если вы хоть раз в жизни читали или слушали в записи раввинов (Например, небезызвестного Рав Ашер Кушнира), то вы наверняка обратили внимание, что действующие лица в повествованиях всегда наделены именем. Поскольку в данном случае Христос отсылает слушателей к еврейской мудрости, то логично предположить, что Он будет использовать и метод построения этой мудрости. Три – данная притча носит повествовательный характер, она не взята из явлений природы или социума. В ней важен сюжет, а не одна истина. А раз есть сюжет и действующие лица, то, конечно, должно быть и имя. Не всегда так происходило, но в притчах Иисуса Христа во многом были упрощенные сюжеты или описывались события и явления из быта и природы. И четыре – наличием имени у бедняка оттеняет суть разницы между им и богачом. Аморфное «Богач» против конкретного «Лазарь». Особенно учитывая значение имени (которое было очевидно для слушателей, но не известно без словаря нам), можно увидеть в наделении нищего именем художественный и логический смысл.
  4. Обратим внимание и на ряд некоторых несуразностей, которые проявляются, если подходить к этому повествованию как к реальной истории. Первое, что бросается в глаза, это явное несоответствие сотериологии, то есть библейскому учению о спасении. Писание говорит ясно, что оправдываемся мы верой. И только верой. В притче же прослеживается явный мотив, что богач попал в ад, потому что был богат и «получил доброе на земле», нищий же получил спасение от мук ада, потому что «получил злое». Иногда можно услышать такие размышления, что, дескать, нищий спасся по вере, что он цитировал Тору и жил по-христиански. А вот богач, он злодей был и беззаконник и страдал обжорством, за это в ад и угодил. И еще, многие оставляют за собой «окошечко» (обязательно оставляют) мол, эта притча вовсе не означает, что богатые все попадут в ад, а нищие будут на небесах (некоторые проповедники, видимо, думают: «а вдруг я еще стану богатым», а другие же переживают за богатых прихожан или слушающих). Меня всегда удивлял этот факт, что каждый кто проповедует на эту притчу как будто считает своей святой обязанностью подчеркнуть, что не каждый богач будет в аду, а бедняк в раю. Вы догадались почему? Правильно, потому что эта мысль однозначно, подсознательно считывается с этого текста! И братья, вместо того, чтобы понять заложенный в этом смысл, спешат оправдать богачей и остепенить бедняков.
  5. Следующая несуразность, это некоторые детали, которые характерны для талмуда, но не встречаются нигде в Писании. Это такие мелочи как: то, что ангелы относят душу умершего на небеса, что существует некое «лоно Авраамово», где эти души отдыхают, что Авраам играет главенствующую роль на небесах (хотя Откровение рисует другую картину). Это все детали, характерные для представлений о загробной жизни у фарисеев в еврейской традиции. Этот факт тоже говорит о том, что притча была как бы подстроена под фарисеев.
  6. Еще одна несуразность, тот факт, что Авраам разговаривает с мучающимся богачом. Мне интересно, это только привилегия Авраама, или мы тоже сможем посмотреть на мучающихся грешников и задать им несколько вопросов? То есть явно художественная гипербола. Абсолютно невозможное событие.

Очевидно, что событие нереальное. Более того, эта история даже не правдоподобная, именно из-за описанных выше несуразностей. Некоторые богословы, пытаясь разрешить эти противоречия с сотериологией, заходят не с того конца. Идут не от текста, а от уже существующей концепции. Так делает Уильям Макдональд (что меня, честно говоря удивило, так как раньше мне его комментарий казался довольно неплохим): «С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения – это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него. В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях. Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам. Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу». На основании чего автор делает такие заявления, как то, что богач обязательно бы проявил сострадание, будь он верующим (думаю, не многие из нас кормили бомжей в болячках за своим столом), или то, что нищий Лазарь «в деле спасения своей души он доверился Господу » (3) – совершенно не понятно. Встречаются еще более интересные интерпретации, оторванные от текста еще больше «Лазарь был хоть и нищим, но в душе он собрал богатство добродетелей. Лазарь не завидовал богачу – не мечтал сидеть с ним за одним столом, жить в его доме, ездить на его колеснице. Он не хотел отнять у него деньги, еду. Лазарь был не гордый – готов питаться с собачками тем, что оставалось от пиров. Поэтому у Лазаря все страдания остались на земле, а смирение, кротость, незлобие последовали с его душой в будущую жизнь» (отсюда). Из текста это не следует. Кстати, небезызвестный Мэтью Генри вообще не сомневается в вопросе и сразу называет эту историю притчей. (4)

Итак, Христос рассказывает историю, которая похожа на искаженное иудейское предание, которая базируется на человеческих представлениях о рае и аде (именно в иудейской традиции), а также дает искаженное представление о спасении через бедность. К чему эта история? Я думаю некоторые особо рьяные ревнители преданий, начнут оспаривать приведенные выше выводы, возможно. Но обратите внимание на все эти выводы в комплексе, и вы увидите очевидность того, что эта история имела какую-то особую цель, которую не поймешь при беглом поверхностном прочтении. И возможно, не стоит оспаривать выводы, а может просто постараться понять? Посмотреть на 16 главу под другим углом?

Итак, мы плавно переходим ко второму пункту рассуждений. Зачем Христос привел эту историю? Что он хотел этим добиться в слушающих Его людях?

Давайте обратимся к контексту 16 главы. Начнем чуть издалека. 15-я глава начинается с того, что ко Христу приближаются мытари и грешники, на что фарисеи ответили ропотом. Оно и понятно. Я думаю, сегодня если бы местные воришки и проститутки постоянно окружали какого-нибудь проповедника, то это вызвало бы раздражение и ропот у некоторых наших ортодоксальных верующих. На ропот фарисеев Христос отвечает притчей. Подметим, что разговор ведется с фарисеями! Он последовательно приводит им три притчи, мы их называем: о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Суть первых двух притч проста: настоящие Божьи дети радуются, когда Христос находит потерянную овцу. Друзья пастуха и подруги женщины (судя по всему десять драхм – это было приданное) символизируют детей Божьих, радующихся найденной потере. Эти притчи обличали фарисеев, они показывали, что ропща, они раскрывают свою сущность – далеких от понимания Бога людей. Они не друзья Ему, потому что их не радует то, что радует Его – найденные грешники.
Крейг Кинер подмечает, что ценность потерянного возрастает с каждой притчей – один из ста, один из десяти и наконец один из двух. Строение всех трех притч похоже колофоном – одинаковой словестной структурой в конце отрывка: «порадуйтесь со мною: я нашел мою потерянную овцу/драхму/сына» (15:6, 9, 22-24). Но последняя притча этим не заканчивается. Христос первыми тремя отрывками как бы приглашает фарисеев: «порадуйтесь со Мною!» Но Он знает, что этот призыв останется без ответа и Он начинает вскрывать истинную причину их ропота и недовольства. Он расширяет последнюю притчу продолжением. Это история про старшего сына. В этой притче был младший сын, который неправильно распорядился тем, что он имел, расточив все – это образ окружавших Его мытарей и грешников. Старший сын также неправильно распорядился тем, что он имел. Образ старшего сына очевидно отожествлялся с фарисеями и книжниками, которые хоть и были рядом с истинной – знали и толковали Закон, вели, казалось бы, праведный образ жизни, но были далеки от живого Бога. После того, как Христос сказал эту притчу фарисеям, он обращается к ученикам и рассказывает им притчу о неверном управителе (1-13 стихи). Копий об эту притчу сломано много, поэтому толковать её я не буду здесь, может быть в другой раз. Однако, суть её в принципе ясна: правильно распорядитесь тем, что имеете здесь на земле. Тратьте свое богатство на благо людям. Почему Христос переходит к теме финансов и имущественных отношений? Ответ нас ждет в 14 стихе: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Сребролюбие, ели мы вспомним, было серьезной болезнью фарисеев, за что Христос их неоднократно обличал. Достаточно вспомнить корван. Также Он назвал их «поедателями домов вдов» (Мф 23:14, Мк 12:40, Лк 20:47). Что это означает? Видимо, фарисеи учили так «жертвуйте на храм, тут вы страдаете, зато там утешаться будете». Таким образом забирая последнее пропитание у вдов, которые несли свои пожертвования в Храм. Осмелюсь предположить, что отрывок с 14-18 – это кульминационный момент, к которому Христос вел фарисеев на протяжении 15 и 16 глав. Вскрывается истинная причина фарисейского непринятия Христа – это их сребролюбие (14 стих), искаженное представление о Законе (18 стих), их фальшивая праведность (15 стих). Далее Христос показывает, что Закон и Пророки были до Иоанна крестителя, сейчас начинается новая Мессианская эра, но Закон не потерял своей актуальности. И чтобы войти в новое царство, нужно приложить усилие (в данном контексте под усилием подразумевается правильное распоряжение неправедным богатством). А проблема в том, что фарисеи этот Закон не слушали (см. 31 стих), подстраивали его под себя (см. 18 стих). И для того, чтобы проиллюстрировать их ложный путь, Христос применяет оригинальное литературное решение, Он помещает их самих в их же учение . Он берет раввинскую притчу, изменяет её под их взгляды и говорит: подумайте, где оказались бы вы, если бы Бог рассуждал так же как вы? То, чему учили фарисеи в своем сребролюбии и фальши, уродливо выглядит в этой притче. Ведь для евреев того времени нищета (когда ты подбираешь крошки и псы лижут твои раны) – был признак того, что Бог не благоволит к тебе картина Лазаря лежащего в струпьях и окруженного псами – явно вызывала отвращение у слушающих Иисуса. Христос говорит фарисеям: вот кто сядет рядом с Авраамом в вашем мире, а вы сами будете мучиться в аду (в вашем же мире), потому что здесь на земле получили все доброе. По вашему же собственному учению.

И последний штрих к разговору: Вплетая в притчу мудрое наставление Христос показывает, что основная проблема фарисеев, их корень – у них есть Слово Божие, священные Писания (Моисей и Пророки), которое они не слушают . И еще одна токая аллюзия к будущему: «Если кто и из мертвых воскреснет, не поверят»… Уж не на Свое ли воскресение намекал Иисус?

Итак, подводя короткий итог, можно сказать, что это даже не притча, а сарказм. Не знаю, почему все так боятся этого слова. Это вполне нормальный литературный приём. Прочитайте статью в википедии на эту тему . Одна лишь цитата от туда: «Сарказм - это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их». Христос высмеивает учение фарисеев, при этом осуждает их. Это и есть сарказм. В нем нет зла направленного непосредственно на фарисеев, но на их учение и их грехи. Но если вам комфортнее, можете не называть эту притчу сарказмом, можете сказать, что это просто специальный литературный прием, высмеивающий учение фарисеев и обнажающий их духовное банкротство. Так тоже пойдет, я думаю 🙂

А нам сегодня нужно пересмотреть свою жизнь и помолиться Богу, чтобы Он открыл, в чем нам нужно исправить свое отношение к «неправедному богатству», чтобы Он показал, правильно ли мы распоряжаемся тем, что доверил нам Господь? И если нужно, исправим свои пути!

Да благословит вас Бог.

(1) Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артуа, Славянское Евангельское Общество, 2005 ISBN 1-56773-009-4, Стр. 1534
(2) Крейг Кинер «Библейский культурно-исторический комментарий», Часть 2 Новый Завет, Мирт, 2005 ISBN 5-88869-157-7, Стр. 194
(3) Уильям Магдональд «Библейские комментарии для христиан Новый Завет», CLV, 2000 ISBN 3-89397-621-3, Стр. 300-301
(4) Мэтью Генри «Толкование на книги Нового Завета», Том 2, 1999, Стр. 326

Евангелие от Луки:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.
Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны.

****************************
Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.
****************************

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

Https://www.pravmir.ru/pritcha-o-bogache-i-lazare/

Рецензии

А вам не жалко "богача", который всего лишь носил тряпку, лучше которой сегодня носит любой бомж? Богача, который "пиршествовал" - какое может быть пиршество в те времена? Селедка с лепешкой? Богач не ограбил Лазаря, даже не знал про него, не украл у Лазаря шматок сала. Так за что его так? Бог такой завистливый? Пять, десять лет богач пожил как нормальный человек, а его за это на веки вечные в ад? Он ведь и сейчас там мучается, а Лазарь бездельничает. Где справедливость?

Читайте, все мои статьи для Вас, для таких как Вы- верующих, ищущих, заблуждающихся, сомневающихся, борющихся! И все они о Боге, о его миссии, о спасении и о Царстве Божием, которое внутри нас есть. И если что Вам будет не понятно, спрашивайте, я обязательно отвечу. Успехов!