Пример написания заключения к исследовательской работе. Основные рекомендации по написанию исследовательских работ Вывод по научной работе

Проектная и исследовательская деятельность.

Проектная деятельность – учебно – познавательная или творческая деятельность, направленная на достижение результата (конечного продукта). Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта, который помогант решить важную для автора проблему.

Исследовательская работа – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Этапы проекта: определение целей и задач; создание плана; организация деятельности по реализации проекта; реализацию проекта; рефлексия результатов.

Этапы исследовательской деятельности: постановка проблемы; изучение теории по данному вопросу; подбор методик исследования и их освоение; сбор собственного материала; обобщение и анализ собранного материала; обсуждение результатов исследования; собственные выводы.

Проект – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал ребенка путем решения интересной ребенку проблемы, которую он сам определяет. Результатом данной деятельности является найденный способ решения проблемы, который носит практический и значимый характер, как для общества, так и для автора проекта.

Главной целью учебной исследовательской работы является – развитие личности школьников.

Этапы ведения исследовательской работы

    Выбор темы исследования;

    Изучение литературы по выбранной теме;

    Формулирование гипотезы, цели и задач исследования;

    Составление плана выполнения исследовательской работы;

    Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы

    Обобщение результатов, формулировка выводов;

    Оформление работы.

Характеристика основных этапов исследовательской работы:

    Выбор темы.

Название темы работы должно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным.

При выборе темы исследования необходимо учитывать, что тема должна быть:

Интересна; выполнима; по возможности оригинальна; актуальна; подкреплена необходимыми средствами и материалами – исследовательской базой; такой, чтобы работа по ней могла быть выполнена относительно быстро; тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Название работы не должно быть или слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная; или слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы; не соответствующее содержанию работы;

слишком «бойкое», журналистское.

Как компьютер появился на свет

(примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования)

История преодоления проблем при создании компьютеров

Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования)

Исследования условий возникновения радуги

Как понять Шопена

(журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)

Изучение особенностей восприятия музыки Шопена младшими школьниками

    Изучение литературы по выбранной теме:

Необходимо найти и изучить основные научные исследования по выбранной теме;

составить представление о степени ее изученности; выявить малоизученные или спорные моменты.

Литературный обзор дается для того, чтобы показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы.

Важно литературу по данному вопросу использовать при обсуждении результатов.

Цель написания литературного обзора:

Показать степень изученности проблемы;

Показать, что неизвестно и подвести к необходимости изучения проблемы, т.е. ведению исследования.

Для написания обзора литературы используют вводные слова и фразы:

Во-первых.., во-вторых.., в-третьих…

Более того, Вместе с тем, В добавление к вышесказанному, В уточнение к вышесказанному, Также, В то же время, Вместе с тем, Соответственно, Подобным образом, Следовательно, Отсюда следует, Таким образом, Между тем, Однако, С другой стороны, В целом, Подводя итоги, В заключении, Итак, Поэтому.

Типичные ошибки раздела литературный обзор:

    Отсутствие обзора литературы в тексте работы.

    Подробное цитирование общеизвестных фактов (на уровне школьного учебника).

    Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте при упоминании фактов и цитат из них.

Введение:

Во введение (необходимо указать):

Обоснование актуальности выбранной проблемы (темы); формулировку цели.

Выделение объекта и предмета; формулировку гипотезы; формулировку задач исследования. Обоснование научно-практической значимости исследования, т.е

нужно ответить на вопросы: «Какова практическая ценность ожидаемых результатов для науки или общества?», «Что дает решение проблемы для науки или общества?»

    Формулирование гипотезы, цели и задач исследования

В начале работы можно выделить рабочую гипотезу, которая в результате исследования может быть опровергнута или подтверждена.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом либо быть опровергнутой (гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений).

Требования к гипотезе:

Проверяемость гипотезы; приложимость гипотезы к широкому кругу явлений и процессов; гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которых выдвигается; простота гипотезы; гипотеза, которую нельзя проверить или опровергнуть считают ненаучной.

Затем необходимо сформулировать четкую цель работы, непосредственно вытекающую из темы (цель – планируемый результат).

Цель исследования – это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершению исследования.

Если понятна и выделена проблема, то решение её и является целью исследовательской работы.

4.Составление плана выполнения исследовательской работы

Определить задачи работы , или основные этапы работы, которые позволять добиться поставленной цели (задачи – шаги по достижению цели).

Под задачами понимается цель деятельности в конкретных условиях.

Их не должно быть слишком много, как правило, не более 5. Если задач больше, их рекомендуют сгруппировать.

Задачи формулируются в виде перечисления:

    Изучить…,

    Описать…,

    Уточнить и дополнить понимание…,

    Выявить…,

    Систематизировать…,

    Разработать….. и т.д.

Затем следует выделить:

Объект исследования – это то, на что направлено наше внимание, то к чему применяется исследование.

Предмет исследования – это сторона объекта; то, что изучается в ходе исследования.

Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект.

Пример: «Сравнительный анализ качеств подсолнечных масел»; объект исследования – подсолнечные масла, а предмет исследования – органолептический анализ и кислотное число, как количественная характеристика качества масла.

5. Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы

Очень важным шагом в работе является определение основных методик. Подбор методики определяется темой работы; методика должна быть научной и адаптированной для обучающихся. Затем определяются основные методы, которые необходимо использовать при проведении исследования.

Различают:

Теоретические методы исследования : анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.

Практические методы исследования : наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анкетирование, моделирование.

6. Обобщение результатов, формулировка выводов

Результаты составляет примерно 1/3 всего текста;

Если в работе получены результаты, не подтверждающие гипотезу или не совпадающие с результатами других исследователей, их также необходимо изложить и попытаться объяснить причину несоответствия.

Формулировка выводов:

    На основании изложенных результатов кратко формулируются выводы, корректно сформулированные положения.

    Выводы должны соответствовать цели работы, отвечать на поставленные задачи.

    В ыводов должно быть не меньше, чем задач. Чуть больше допустимо.

    Приветствуется указания дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.

    При обобщении результатов желательно использовать иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Выводы должны подтверждать или опровергать гипотезу.

Формулируются выводы по принципу пирамиды: сначала даются ответы на вопросы задач, а затем ответ на вопрос цели.

Примеры правильно составленных выводов:

В привозных, длительно хранившихся яблоках, аскорбиновой кислоты содержится меньше, чем в яблоках, собранных с дерева.

В яблоках разных сортов содержание витамина С различно. Из покупных исследованных яблок наиболее богаты витамином С яблоки сорта «Джонатан».

При варке яблок содержание витамина С уменьшается. При 5-и минутной варке сохраняется в среднем 90-93 % витамина С от первоначального содержания., а при 10-и минутной варке в яблоке остаётся около 80% витамина С.

Требования к оформлению литературы:

Нумерацию составляют одним из двух способов – по порядку цитирования в тексте или по алфавиту. Если в тексте есть ссылки на работы на иностранных языках, то отдельно нумеруются работы на русском языке, затем – иностранные.

Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям.

Литературными источниками могут быть учебники, учебные пособия, энциклопедии, научные статьи, тезисы докладов, диссертации, дипломные работы, сайты в Интернете.

7. Оформление работы:

1. Конкурсная работа должна иметь:

Титульный лист;

2. В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:

    Введение;

    Методика исследований;

    Результаты исследований и их анализ;

  • Заключение;

    Список литературы;

    Приложения

Для оформления результатов работы используют:

Таблицы; графики; диаграммы; схемы; эскизы; чертежи; планы; фото; рисунки

Таблица применяется для систематизации отобранных сведений

Они строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

Неаналитические таблицы

Таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста;

над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица …" с указанием порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки после нее;

таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце;

при переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова продолжение таблицы 5.

Графики представляют результаты числовых данных; используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала;

общий заголовок графика;

словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

оси координат;

шкалу с масштабами и числовые сетки;

числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей

Диаграммы один из способов графического изображения зависимости между величинами; диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных

Требования к диаграммам: максимальная наглядность (размер, четкое расположение); красочность (цвет, рисунки); способность автономно, без текста, читаться и пониматься; краткость.

Диаграммы подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и названием, выражающим их содержание.

Используются для демонстрации изменений данных за определенный период времени или для иллюстрирования сравнения объектов

Секторальная диаграмма

Используют когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме.

Чертежи используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов

Рисунок используется если нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей; рисунки рекомендуется выполнять в карандаше.

С
хема
- изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов

Фотографии применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями;

Фотография - это научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.); она необходима в качестве доказательства существования чего-либо в определенном месте; в таких случаях снимок делается с документирующим фоном.

Подготовка презентации.

Общий порядок слайдов в презентации:

    План презентации (5-6 пунктов - это максимум);

    Основная часть (не более 10 слайдов);

    Заключения (выводы);

    Спасибо за внимание.

Правила шрифтового оформления

1.Размер шрифта: для основного текста 18-36 пунктов; для заголовка – 24-54 пункта;

2.Тип шрифта: для основного текста – гладкий без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

4.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

Единое стилевое оформление презентации :

    Весь материал должен быть четко структурирован, выстроен в соответствующем выступлению порядке. Первый слайд должен содержать название работы и краткие сведения об авторе.

    Презентация не должна содержать много текстовой информации; необходимы тезисы работы, которые в ходе выступления будут раскрыты. Необходимо обязательно проверить орфографию и грамматику текстовых документов.

    Иллюстрации должны соответствовать сценарию выступления. Нет необходимости чрезмерного применения анимации.

    Должно быть соблюдено единство дизайна всей презентации. Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении более 3 цветов и более 3 типов шрифта.

    Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

Общие правила оформления текста в презентации :

    Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.

    Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

1.Зарегистрироваться на сайте:

2. Ввести кусочек проверяемого текста или весь текст – программа покажет соотношение процента заимствований и авторского текста.

Доклад работы включает в себя:

    Приветствие аудитории. Представление меня зовут……..

    Название темы работы и обоснование ее актуальности.

    Обоснование проблемы исследования. Краткая характеристика современного состояния проблемы и место конкретной темы в общей проблеме.

    Цель работы.

    Гипотеза исследования.

    Задачи, которые ставились для достижения поставленной цели.

    Описание исследованного материала (объект и предмет исследования, количество изученных материалов).

    Методы, которые применялись в исследовании.

    Заключение и выводы. Значение результатов. Перспективы работы.

    Благодарности тем, кто помогал в работе.

Тема исследования:

Задание 1. Сформулируйте цель работы.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Задание 7.

Тема исследования: «Соблюдение санитарных норм для учащихся 5-х классов на примере учебной недельной нагрузки учащихся».

Задание 1. Сформулируйте цель работы.

Задание 2. Выдвинете гипотезу по теме исследования, запишите ее.

Задание 3. Определите, что в приведенном примере работы является объектом, а что предметом исследования?

Задание 4. Сформулируйте задачи к работе по теме вашего исследования.

Задание 5. Определите, какова практическая ценность ожидаемых результатов для науки или общества. Подготовьте свой раздел «Введение» по вашей теме исследования.

Задание 6. Используя, литературу по данной теме подготовьте краткий литературный обзор.

Задание 7. Проанализируйте полученные результаты

Тема исследования: «Соблюдение санитарных норм для учащихся 5-х классов на примере учебной недельной нагрузки учащихся».

Цель исследования : выяснить соблюдаются ли санитарные нормы для учащихся 5- х классов на учебной недельной нагрузки учащихся.

Компьютерные игры - явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на успеваемость школьников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером.


Исходя из проведенного исследования, можно сказать, что компьютерные игры могут влиять на человека как отрицательно, так и положительно.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие ей задачи выполнены. В ходе работы я узнал много интересного об играх и их влиянии на нас.

Обобщая теоретическую и практическую части исследования можно сделать следующие выводы:

1. Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред.

2. Не рациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на успеваемость учащихся и их успешность.

Результаты данной исследовательской работы можно использовать

  • учителям-предметникам на уроках информатики;
  • классным руководителям, психологам и социальным педагогам при проведении классных часов и родительских собраний.

Приложение 1

Анкета « Влияние компьютерных игр на учёбу»

1. Есть ли у Вас дома компьютер? А) Да Б) Нет

2. Любите ли Вы играть в компьютерные игры? А) Да Б) Нет

3. Посещаете ли Вы игровые клубы? А) Да Б) Нет

4. Когда Вы впервые сыграли на компьютере в какие-либо игры?

А) Меньше года Б) От одного года до трех лет В)Более трех лет назад

5. Сколько времени в сутки Вы уделяете компьютерным играм (для тех, у кого есть компьютер)?

А) Менее часа Б) От одного до двух часов В) Более двух часов

6. Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы? А) Да Б) Нет В) Не знаю

7. Для Вас компьютерные игры это:

А) Развлечение Б) Отдых В) Смысл жизни

8. В какие игры Вы предпочитаете играть?

А) 3D Action Б) Стратегии В)Квесты Г) Симуляторы

Д) Аркадные игры Е)Обучающие

9. Какие, по Вашему мнению, виды игр отрицательно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека?

А)3D Action Б) Стратегии В)Квесты Г)Симуляторы Д)Аркадные игры

Е) Обучающие Ж) Другие

10. Как, по Вашему мнению, компьютерные игры влияют на настроение игрока? А) Положительно Б) Отрицательно В) Не знаю

11. Может ли компьютер заменить друга?

А) Да Б) Нет В) Не знаю

12. Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу?

А) Положительно Б) Отрицательно В) Не знаю

13. Ваш пол: А) мужской Б) женский

Приложение 3.

Анализ результатов успеваемости









Приложение 4


Памятка для родителей

Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:

1. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

2. Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности - виртуальную и действительную.

3. Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,

4. Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи,

5. Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд),

6. Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до несколько сотен (!) раз за одну игру.

7. Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.

8. Следите не только за тем, во что играют их дети, но и как они играют. Ребенок должен управлять игрой легко и без напряжения - так, как играют на музыкальных инструментах. Если у него это не получается, смените игру. Игр много и всегда найдется, что выбрать.

9. Заводите будильник (таймер) на определенное время, чтобы, увлекшись игрой, не потерять ощущение времени,

10. После игры предложите ребенку сделать самую простейшую гимнастику для глаз: станьте вместе напротив окна, нарисуйте небольшую точку на стекле. Попеременно смотрите на точку на стекле и на предметы вдали за окном. Взгляд нужно задерживать по 10-15 секунд на каждом предмете.

Анализ результатов научно-исследовательской деятельности Университета за 2016/2017 уч.год позволил сформулировать следующие выводы.

Поставленные в начале учебного года задачи по научно – исследовательской деятельности в целом выполнены. Подготовлено и опубликовано в соответствии с требованиями мониторинга эффективности вузов достаточное количество монографий и статей в изданиях перечня ВАК Минобрнауки, РИНЦ, Scopus и других ведущих отечественных и зарубежных изданиях. Отмечается тенденция к увеличению числа публикаций в изданиях Scopus и Web of Science, а также положительная динамика по индексу Хирша отдельных преподавателей в прошедшем учебном году. Показатель Университета по индексу Хирша за отчетный период не изменился. По индексу Хирша Университет среди ВУЗов г. Москвы на занимает 60 место из 150 (в июле 2016 г. было 52 место из 153) по данным РИНЦ на 10.07.2017 г., среди ВУЗов РФ занимает 286 из 761 (в июле 2016 г. было 227 место из 766), т.е. несколько ниже в сравнении с прошлым учебным годом. По числу цитирований в РИНЦ Университет среди ВУЗов г. Москвы занимает 42 место из 150 (в июле 2016 г. было 46 место из 153), среди ВУЗов РФ занимает 159 место из 761 (в июле 2016 г. было 191 из 766), т.е. выше в сравнении с прошлым учебным годом.

За отчетный период в Университете на высоком уровне проведено 5 международных конференций с изданием сборников научных трудов в головном вузе, в том числе XIII Международная научная конференция «Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения», и 8 конференций в филиалах, включая международные, всероссийские и региональные. Всего проведено 13 конференций с изданием сборников материалов.

Проблематика научных направлений и школ Университета освящается в 3-х периодических научных электронных журналах, которые включены в базу РИНЦ и Киберленинка, а также подключены к международной системе библиографических ссылок CrossRef в целях обеспечения перекрестной связи публикаций из мировых научных журналов с помощью цифровой идентификации объектов (Digital Object Identification – DOI). Повышается качество публикуемых статей, повышается индекс цитирования журналов, выполняются основные критерии рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

За отчетный период получен 1 патент на изобретение и 2 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, патентообладателем которых является Университет, на рассмотрении в Роспатенте находятся две заявки на изобретение и одна заявка на регистрацию программы для ЭВМ.

План редакционно – издательской деятельности Университета, включающий 68 изданий, выполнен на 95% на 10.07.2017 г. Фактическое выполнение плана за период 2013-2017 гг. в % показывает в целом положительные тенденции.

Ведется активная научно-исследовательская работа со студентами. Всего за 2016-2017 учебный год студенты Университета приняли участие в 118 научных мероприятиях, более 1200 активных участников НИРС. Всего подготовлено студентами Университета под руководством преподавателей 626 публикаций, в том числе, количество научных публикаций во внутриуниверситетских изданиях – 512, количество научных публикаций во внешних изданиях - 114. Всего на внешних конкурсах и конференциях студенты Университета получили 82 диплома.

В соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации Университет является эффективным, что отражено в системе «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года».

Наряду с положительными тенденциями необходимо отметить имеющиеся недостатки:

Остается неудовлетворительным функционирование научных школ и кафедр в части публикационной активности в зарубежных изданиях и с зарубежными авторами;

Повысился уровень самоцитирования в РИНЦ за отчетный период на 7%;

Недостаточно активно кафедры и филиалы принимают участие в открытых конкурсах;

Недостаточно используется потенциал научно – педагогических работников Университета в области создания объектов интеллектуальной собственности;

Недостаточно активно кафедры и филиалы ведут работу в области международного сотрудничества.

С целью развития научных школ и направлений необходимо:

Продолжить активную работу по повышению индекса Хирша научно-педагогических работников Университета, исключая самоцитирование;

Повысить качество публикаций и показатель РИНЦ «Среднее число цитирований в расчете на одну публикацию»;

Усилить работу с зарубежными учеными и организациями по подготовке совместных статей и проведению научных мероприятий;

Систематически проводить научные семинары с аспирантами и молодыми учеными по вопросам подготовки и размещения статей и участия в различных конкурсах, в том числе в открытых конкурсах на получение грантов;

Руководству кафедр, факультетов и филиалов провести предварительную работу по составлению плана НИД с учетом показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и научных направлений Университета;

Руководству кафедр, факультетов и филиалов проводить систематический контроль выполнения плана НИД, оказывать организационную и научно-методическую поддержку НПР по выполнению и росту показателей;

Мотивировать научно-педагогических работников к участию в выполнении внешних научных программ, проектов, исследований и развитию деловых связей в научной среде;

Руководству кафедр, факультетов и филиалов обратить внимание на публикации НПР в научных журналах Университета, которые имеют высокий пятилетний импакт-фактор РИНЦ (Образовательные ресурсы и технологии – 1,221, Экономика и управление – 1,131).

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

При грамотном написании работы составить заключение будет достаточно просто. Мы расскажем о том, как это сделать.

Как подвести итог в письменной работе

Для того чтобы правильно написать вывод, нужно сначала со всей основательностью подойти к выполнению работы. Вне зависимости от того, дипломный ли это проект, курсовой или просто реферат, сочинение, вы должны будете при его написании реализовать поставленные научно-исследовательские, учебные цели. Они как раз и лягут в основу будущего заключения.

Причем удобнее будет подводить итоги после каждой отдельной главы письменной работы. В этом случае вам фактически не нужно будет думать, как написать вывод. Вы лишь объедините уже имеющиеся пункты в один логически связанный текст.

В целом же, последовательность действий при написании заключительной части работы будет выглядеть следующим образом:

  1. Обозначьте главную цель работы. Что требовалось выяснить, доказать, продемонстрировать. Удалось ли это сделать? Если да, то к какому итогу вы пришли по окончании работы?
  2. Составьте план содержания. Какие вопросы рассматривались? Какие выводы были получены по каждому из них?
  3. Внимательно изучите мини-выводы после каждой главы работы. Достаточно ли они последовательны и логичны?
  4. Приступайте к объединению мини-итогов в общее конечное заключение. Здесь также нужно соблюдать определенный план.

План написания заключения

  1. Начните с того, какие цели были поставлены в самом начале. Возьмите эту информацию из введения к работе. Начните эту часть заключения словами «В данной работе мы рассматривали вопрос…», «В начале работы мы поставили перед собой цель выяснить ….» и пр.
  2. Отметьте, что удалось узнать по ходу рассмотрения вопроса, ориентируясь на итоги каждой главы / раздела. Эту часть можно оформить, например, таким выражением: «В ходе исследовательской работы мы узнали, что…».
  3. Сделайте конечные выводы. Здесь уместно будет написать что-то вроде: «В заключении можем подвести следующий итог - …».

Помните, что не нужно переписывать уже имеющийся текст - замените слова синонимами, перефразируйте выражения, поменяйте структуру предложений. В самом конце подведите общий вывод, который следует из всех перечисленных итогов.

Что касается объемов заключения, то будет правильно писать вывод размером примерно в один абзац для каждой главы работы. Итоговое же заключение для сочинений, рефератов можно сделать объемом 1-2 страницы. Для курсовых и дипломных проектов, которые подразумевают сложное глубинное исследование, можно сделать более подробные выводы. Однако учтите, что общий объем вступительной и заключительной частей не должен превышать 25% от всего объема текста, иначе эти части будут казаться «водянистыми», что неприемлемо для качественной исследовательской работы.

Также несколько советов о том, как писать выводы для различных письменных работ, вы найдете в статье .