Готовая учетная политика - образец для организации. Готовая учетная политика - образец для организации Учетная политика на год с приложениями

Учетная политика НКО на 2019 год - образец для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте - документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО. Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом - в статье.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2019 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008 , утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов , т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2019 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать .

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке.

Образец учетной политики на 2015 год по организации, которая является малым предприятием, применяет ОСНО?

Образец учетной политики подрядчика. Учетная политика для целей бухучета.

Вопрос: Вышлете образец учетной политики на 2015 год по организации, которая является малым предприятием, применяет ОСНО, в своей деятельности ПБУ 2/2008 не применяет. ООО является подрядчиком при строительстве объектов. Строительно-монтажные работы выполняются собственными силами.

Ответ: Примеры Учетной политики Вы можете посмотреть в файле ответа.

Обоснование

Из форм

Учетная политика для целей бухучета. Малое предприятие

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухучета

Учетная политика для целей бухучета

Учетная политика для целей бухучета разработана в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Элементы и принципы учетной политики:

Бухучет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.

Бухучет ведется с применением двойной записи.
Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Бухучет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.

В бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики отражаются перспективно.
Основание: пункт 15.1 ПБУ 1/2008.

Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные федеральными органами исполнительной власти РФ. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, приведен в приложении к настоящей учетной политике.

Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приложении 2.

Бухучет ведется с применением единого регистра бухгалтерского учета – книги учета фактов хозяйственной деятельности, утвержденной в приложении к настоящей учетной политике.
Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.
Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.

Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

Существенная ошибка, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской отчетности, исправляется записями за текущий период по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором выявлена ошибка, без ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности.

Основание: пункты 9 и 14 ПБУ 22/2010.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухучета.

Переоценка основных средств не производится.

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд.
При этом должны одновременно соблюдаться условия:

объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;

организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.

Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений основных средств не применяются.

Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации

отчетного периода, за исключением затрат на регулярные ремонты, осуществляемые по технологическим требованиям.

Все производственные запасы, учитываемые на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», могут быть отражены на обобщенном счете 10 «Материалы».
Основание: подпункт «а» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Для обобщения информации о готовой продукции и товарах используется счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»).
Основание: подпункт «в» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный номер материального запаса.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

Все виды материально-производственных запасов отражаются в учете по ценам их приобретения у поставщиков без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Основание: пункт 13 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), пункт 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Фактическая себестоимость товаров формируется с учетом транспортно-заготовительных расходов при их приобретении.

Основание: пункт 6 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Переоценка нематериальных активов не производится.
Основание: пункт 17 ПБУ 14/07.

Обесценение нематериальных активов в бухучете не отражается.
Основание: пункт 22 ПБУ 14/07.

Амортизация по всем объектам нематериальных активов начисляется линейным способом.
Основание: пункт 28 ПБУ 14/2007.

Для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), используется счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу».
Основание: подпункт «б» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Для обобщения информации о дебиторской и кредиторской задолженности используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
Основание: подпункт «г» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Все расходы по займам признаются прочими расходами.
Основание: пункт 7 ПБУ 15/2008.

Для учета денежных средств в банках применяется счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).

Основание: подпункт «а» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Для учета капитала применяется счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»).
Основание: подпункт «б» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012«О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Выручка признается в бухучете по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах «а», «б», «в» и «д» пункта 12 ПБУ 9/99. Расходы признаются после погашения задолженности.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99.

Для учета финансовых результатов применяется счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).
Основание: подпункт «в» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Доходы и расходы по договору строительного подряда признаются без применения ПБУ 2/2008.
Основание: пункт 2.1 ПБУ 2/2008.

Единицей учета финансовых вложений является серия.

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

Затраты, связанные с приобретением финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 10 настоящей учетной политики, признаются прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухучете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

Резерв на предстоящую оплату отпусков сотрудникам не создается.

Основание: пункт 3 ПБУ 8/2010.

ПБУ 18/02 не применяется.

Основание: пункт 2 ПБУ 18/02.

ПБУ 11/2008 не применяется.
Основание: пункт 3 ПБУ 11/2008.

ПБУ 16/02 не применяется.

Основание: пункт 3.1 ПБУ 16/02.

Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 3. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Основание: пункт 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Бухгалтерская отчетность представляется в сокращенном объеме. Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Основание: пункт 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Приложение 1
к приложению, утвержденному приказом от 26.12.2014 № 56

Рабочий план счетов

Синтети-
ческий
счет
Наименование счета
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
08 Вложения во внеоборотные активы
08-1 Приобретение земельных участков
08-3 Строительство объектов основных средств
08-4 Приобретение объектов основных средств
08-5 Приобретение нематериальных активов
10 Материалы
19 НДС по приобретенным ценностям
20 Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
41 Товары
45 Товары отгруженные
50 Касса
50-1 Касса организации
50-2 Операционная касса
50-3 Денежные документы
51 Расчетные счета
58 Финансовые вложения
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
66-1-1 Основная сумма долга по краткосрочным кредитам и займам (в рублях)
66-1-2 Основная сумма долга по краткосрочным кредитам и займам (в валюте)
66-2-1 Проценты по краткосрочным кредитам и займам (в рублях)
66-2-2 Проценты по краткосрочным кредитам и займам (в валюте)
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
67-1-1 Основная сумма долга по долгосрочным кредитам и займам (в рублях)
67-1-2 Основная сумма долга по долгосрочным кредитам и займам (в валюте)
67-2-1 Проценты по долгосрочным кредитам и займам (в рублях)
67-2-2 Проценты по долгосрочным кредитам и займам (в валюте)
68 Расчеты по налогам и сборам
68-1 Налог на доходы физических лиц
68-2 Налог на добавленную стоимость
68-3 Акцизы
68-4 Налог на прибыль
68-5 Транспортный налог
68-6 Налог на имущество
68-7 Земельный налог
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
69-1 Расчеты с ФСС России по социальному страхованию
69-1-1 Взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
69-1-2 Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
69-2 Расчеты по обязательному пенсионному страхованию (страховые взносы на страховую часть пенсии)
69-3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86 Целевое финансирование
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки
001 Арендованные основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку
004 Товары, принятые на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа
006 Бланки строгой отчетности
007 Списанная в убыток задолженность неплатежных дебиторов
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
011 Основные средства, сданные в аренду
012 Программы для ЭВМ

Приложение 2
к приложению, утвержденному
приказом от 26.12.2014 № 56

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов

Приложение 3
к приложению, утвержденному
приказом от 26.12.2014 № 56

Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет

Из форм

Учетная политика для целей налогообложения. Строительство

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 1
об утверждении учетной политики на 2015 год

С приказом ознакомлен:

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Налоговый учет вести силами бухгалтерии.

Для ведения налогового учета используются данные бухгалтерского учета, группируемые с помощью дополнительных аналитических признаков в зависимости от степени признания в налоговом учете. Налоговые регистры формируются только в том случае, если в регистрах бухгалтерского учета необходимая информация отсутствует.
Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Учет доходов и расходов вести методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Основная норма амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, определяется с учетом специального коэффициента в размере 2. Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункт 1 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет материалов

Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

В стоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, включается цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, не связанные с производством продукции и выполнением работ. А именно затраты по подборке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Оценку при списании сырья и материалов, используемых в строительстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет операций по приобретению и списанию сырья и материалов осуществляется в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета, на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы».

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

При строительстве объектов собственными силами в качестве застройщика (выпуске готовой продукции на продажу), а также при реализации СМР по договору подряда (субподряда) в состав прямых расходов включаются:

– все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, непосредственно используемых при проведении строительных работ на объекте, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
– расходы на оплату труда строительных рабочих, непосредственно осуществляющих СМР;
– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в строительно-монтажных работах;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в строительстве;
– расходы на СМР, выполненные субподрядчиками по конкретному объекту строительства;
– плата за аренду строительной техники, привлеченной для выполнения работ на конкретном объекте.
Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/636.

В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 15 настоящей Учетной политики, относятся к строительству двух и более объектов одновременно, то они подлежат распределению пропорционально сметной стоимости объектов.

Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/637.

Учет прямых расходов на строительство объектов в качестве застройщика и выполнение строительно-монтажных работ по подрядным договорам осуществляется в регистрах налогового учета в разрезе договоров и объектов строительства.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

К косвенным расходам, признаваемым в текущем отчетном периоде, относятся затраты общестроительного характера, не отнесенные к прямым настоящей Учетной политикой, а также затраты на содержание офисного помещения, заработную плату управленческого персонала, командировочные и представительские расходы.

Основание: статья 318 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 28 января 2011 г. № 03-03-06/1/31, от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/578.

При строительстве одного объекта за счет двух и более источников финансирования (в т. ч. за счет собственных средств) прямые расходы на возведение объекта подлежат распределению пропорционально доле площади, на которую имеется право у инвестора (дольщика) в общей площади здания. В этом же порядке осуществляется распределение затрат на выпуск готовой продукции (квартир), построенной за счет собственных средств.

Основание: подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2012 г. № 03-03-06/1/214.

Финансовый результат (прибыль) от строительства в качестве застройщика формируется по окончании строительства по каждому договору долевого строительства и (или) каждому договору купли-продажи помещений на дату подписания документа о передаче объекта, являющегося предметом договора.

Основание: пункт 5 статьи 270 и пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 26 октября 2011 г. № 03-07-10/17.

Прямые расходы на выполнение строительно-монтажных работ по длительным договорам подряда распределяются между незавершенным производством и расходами текущего отчетного периода пропорционально доле доходов, признанных в текущем периоде, в общем объеме доходов по договору.

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков признаются расходами отчетного периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: подпункт 1 пункта 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет расходов на оплату труда вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 3.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 4.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Учет расходов на резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию ведется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 5.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

Доходы от реализации строительно-монтажных работ по договорам подряда и от оказания услуг застройщика, стоимость которых определена договорами, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/380.

Порядок расчета авансовых платежей

Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Прямые затраты на выполнение СМР по договорам строительного подряда, а также выполнение СМР собственными силами в качестве застройщика по договорам долевого строительства учитываются как прямые расходы на облагаемую деятельность на счетах бухгалтерского учета с помощью аналитического признака «Облагаемая деятельность».

Основание: пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-07-10/11.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками и субподрядчиками при приобретении материалов (работ, услуг), относимых к прямым расходам на облагаемую деятельность, учитываются на счете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» и принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-07-10/11.

Прямые затраты на необлагаемую деятельность учитываются на счетах бухгалтерского учета с помощью аналитического признака «Необлагаемая деятельность». К ним относятся затраты на строительство объектов в качестве застройщика, относящиеся непосредственно:

– к возведению жилых домов, жилых помещений и долей в них с целью реализации по договорам купли-продажи;
– возведению объектов подрядным способом по договорам долевого строительства;
– к оказанию услуг застройщика при строительстве жилых объектов.

Основание: подпункт 4 пункта 3 статьи 39, подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункты 22 и 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками и подрядчиками при приобретении материалов (работ, услуг), относимых к прямым расходам на необлагаемую деятельность, учитываются на счете 19-2 «Операции, освобожденные от НДС».

Основание: абзацы 2 и 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Косвенные затраты (понесенные в связи с осуществлением облагаемых и одновременно необлагаемых операций) учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы». К ним относятся:

– общехозяйственные затраты;
– собственные общестроительные затраты на возведение жилого объекта в качестве застройщика, помещения в котором передаются по договорам долевого строительства и одновременно реализуются по договорам купли-продажи;
– прочие общестроительные затраты, относящиеся одновременно к строительству жилых объектов и выполнению СМР по подрядным договорам.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

38. Суммы входного налога, предъявленные по косвенным расходам, учитываются на счете 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» и в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

39. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.
Основание: подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

40. Совокупные расходы на освобожденную от НДС деятельность, в целях расчета 5-процентного барьера расходов, определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 6.
Основание: абзац 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

НА 2015 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационные аспекты учетной политики 7

1.1. Организационно-технические аспекты учетной политики 7

1.1.1. Организационная структура бухгалтерской службы 7

1.1.2. Рабочий план счетов 7

1.1.3. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в Организации 7

1.1.4. Первичные учетные документы 8

1.1.5. Порядок организации документооборота 9

1.1.6. Формы и порядок составления бухгалтерской отчетности 9

1.1.7. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств 11

1.1.8. Внутренний контроль и обеспечение защиты учетных данных 12

1.2. Общие методические аспекты бухгалтерского учета 12

1.2.1. Порядок формирования Учетной политики Организации 12

1.2.2. Изменение учетной политики Организации 13

1.2.3. Способы определения рыночной цены 14

2. Вложения во внеоборотные активы 14

2.1. Общие положения и термины 14

2.2. Особенности учета объектов строительства 16

2.2.1. Формирование стоимости объектов капитального строительства 16

2.2.2. Учет временных сооружений 17

2.2.3. Учет проектно-изыскательских работ 18

2.2.4. Учет сезонных работ 18

2.2.5. Учет оборудования, требующего монтажа 19

3.Основные средства 20

3.1. Признание объектов основных средств 20

3.2. Первоначальная оценка основных средств 21

3.3. Изменение первоначальной стоимости 23

3.4. Амортизация и срок полезного использования основных средств 24

3.5. Учет затрат на ремонт основных средств 25

3.6. Выбытие основных средств 26

3.7. Доходные вложения в материальные ценности 27

3.8. Учет арендованных основных средств 28

3.9. Учет основных средств, полученных по договору лизинга 28

3.10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 29

4. Нематериальные активы 29

4.1. Признание объектов нематериальных активов 29

4.2. Первоначальная оценка нематериальных активов 30

4.3. Изменение первоначальной стоимости 32

4.4. Амортизация и срок полезного использования 32

4.5. Выбытие нематериальных активов 33

4.6. Раскрытие информации в отчетности 34

5. Материально-производственные запасы (МПЗ) 35

5.1. Признание МПЗ 35

5.2. Первоначальная оценка МПЗ 35

5.3. Учет материалов 37

5.3.1 Особенности учета материалов 37

5.3.2. Выбытие материалов 37

5.4. Учет излишков и недостач, выявленных при инвентаризации 38

5.6. Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской отчетности 38

6. Финансовые вложения 39

6.1. Признание финансовых вложений 39

6.2 Первоначальная оценка финансовых вложений 41

6.3. Доходы и расходы по финансовым вложениям, в том числе определяемые при их выбытии 42

6.4. Обесценение финансовых вложений 43

6.5. Учет производных финансовых инструментов 44

6.6 Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности 44

7. Займы и кредиты 45

7.1. Признание полученных займов и кредитов 45

7.2. Первоначальная оценка полученных займов и кредитов 46

7.3. Порядок учета расходов по полученным займам и кредитам 46

7.3.1 Порядок учета процентов, причитающихся к оплате по полученным займам и кредитам 46

7.3.2. Дополнительные расходы по кредитам и займам 48

7.4. Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской отчетности 48

8. Учет доходов 49

8.1. Учет доходов по обычным видам деятельности 50

8.2. Учет доходов будущих периодов 50

8.3. Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской отчетности 51

9. Учет расходов 51

9.1. Учет расходов по обычным видам деятельности 52

9.2. Особенности признания отдельных видов расходов 53

9.3. Учет расходов будущих периодов 54

10. Учет расчетов по налогу на прибыль 54

11. Забалансовый учет 55

12. Особенности формирования бухгалтерской отчетности 55

12.1. Общие положения 55

12.2. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (ПБУ 8/2010) 56

12.2.1. Признание оценочного обязательства, отражение информации об условном обязательстве и условном активе 56

12.2.2.Определение величины оценочного обязательства 58

12.2.3. Списание, изменение величины оценочного обязательства 60

12.2.4.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности 61

Приложения 62

Приложение №1 Рабочий план счетов бухгалтерского учета 63

Приложение № 2 Порядок формирования резервов предстоящих расходов 70

Раздел 2.1. (Приложение №2) Резерв по сомнительным долгам 70

2.1.1 Создание резерва 70

2.1.2 Использование резерва 71

2.1.3. Корректировка резерва 72

2.1.4. Раскрытие информации о резерве в бухгалтерской отчетности 72

Раздел 2.2. (Приложение № 2) Резерв на предстоящую оплату отпусков 72

2.2.1 Создание резерва 72

2.2.2 Использование резерва 73

2.2.3. Корректировка резерва 73

Введение
Настоящая Единая учетная политика составлена для внутреннего пользования бухгалтерскими службами ЗАО «О1 Пропертиз Финанс» (далее Организация/Компания/ЗАО) и разработана с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также особенностей хозяйственной деятельности Организации.

Целями Единой учетной политики являются:

1) обеспечение единообразия и непротиворечивости применяемых политик, принципов, способов и методов при организации и ведении бухгалтерского учета, а также при формировании бухгалтерской отчетности в Организации;

2) утверждение единообразных способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, в том числе:


  • единого плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством, и целей формирования управленческой отчетности;

  • порядка проведения инвентаризации активов и обязательств в Организации;

  • методов оценки активов и обязательств;

  • порядка контроля за хозяйственными операциями;
отражение способов ведения и организации бухгалтерского учета в случаях, когда нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету:

  • допускается выбор одного способа из нескольких;

  • установлены общие положения, но в них не указаны конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета;

  • не установлены способы ведения бухгалтерского учета;

  • установлены неоднозначные или коллизионные нормы
Учетная политика утверждается приказом генерального директора Организации и вводится в действие с 01 января 2015 года.

Изменения в Единую учетную политику вносятся в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования Организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

В случае возникновения в деятельности Организации новых фактов, не имевших место ранее, в Единую учетную политику вносятся дополнения, касающиеся принципов и порядка отражения этих фактов в бухгалтерском учете.

Ответственность за поддержание настоящей Учетной политики в актуальном состоянии возлагается на Главного бухгалтера Организации.

Контроль за исполнением требований настоящей Учетной политики в Организации возлагается на Главного бухгалтера.

В 2014 году было принято несколько Федеральных законов, внесших поправки в 25 главу НК РФ. О наиболее важных из них, вступивших в силу с 1 января 2015 года, мы расскажем в нашей статье.

Федеральный Закон N 81-ФЗ от 20.04.2014г.:

Понятие исключено из главы 25 НК РФ

Основное изменение - с 2015 года из НК РФ исключено понятие «суммовые разницы». Поправки внесены в соответствующие пункты статей 250, 265, 271 и 272 НК РФ.

Указанные нововведения касаются многих налогоплательщиков. Особенно в нынешних условиях нестабильности курса рубля, когда растет количество договоров, где цена установлена в валюте и условных единицах, а расчеты проводятся в рублях по соответствующему курсу.

Разницы от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, в налоговом и бухгалтерском учете независимо от валюты платежа теперь будут называться курсовыми и отражаться также, как отражаются курсовые разницы в бухучете (ПБУ 3/2006).

Напомним, что сейчас (в 2014 году) в налоговом учете есть два понятия: курсовые и суммовые разницы.

Первые возникают при расчетах за товары (работы, услуги) в иностранной валюте (как правило, по внешнеэкономическим сделкам) и переоценке ценностей на валютных счетах. Порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов в 2015 году в целом останется прежним (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ). Сдвигается лишь дата признания дохода (расхода) от переоценки с конца отчетного периода на последний день каждого месяца.

Вторые (суммовые) возникают в случае, когда стоимость товаров (работ, услуг) по договору выражена в валюте или условных единицах, а расчеты производятся в рублях по соответствующему курсу (ЦБ РФ или установленному договором).

Даты признания доходов (расходов) в виде суммовых и курсовых разниц сейчас разные, отсюда и разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, влекущие необходимость применения ПБУ 18/02 и повышенную трудоемкость их отражения.

Напомним, что курсовые разницы возникают при переоценке обязательств (требований) на последний день каждого отчетного периода и дату расчетов (платежа). Суммовые - только на дату расчетов.

С 1 января 2015 года ВСЕ разницы, возникающие по договорам, выраженным в иностранной валюте, независимо от валюты расчетов по ним называются одинаково - курсовые, и моменты возникновения у них также уравнялись.

Если сейчас суммовые разницы возникают в налоговом учете только на дату платежа по договору, то с 2015 года они, называясь курсовыми, будут возникать и на конец каждого месяца, и на дату платежа.

Кроме того, полученные и выданные по таким договорам авансы не переоцениваются так же, как это происходит в бухгалтерском учете.

С изменением отражения разниц закономерно возникает вопрос: нужно ли налогоплательщику, имеющему договора в у.е. что-то делать на 1 января 2015 года?

Ничего делать не нужно, поскольку в статье 3 Закона № 81-ФЗ прямо указано, что доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в прежнем порядке. Соответственно внесенные поправки применяется только к сделкам, заключенным после 1 января 2015 года. Никаких изменений в налоговую учетную политику вносить не нужно.

Убыток от уступки права требования признается в расходах единовременно

С 2015 года вносятся изменения в статью 279 НК РФ. Убытки при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу, срок платежа по которому наступил, включаются во в полном объеме на дату уступки права требования, как и в бухучете. На сегодняшний момент такие убытки учитываются в расходах в два приема:

50 % включаются в расход на дату уступки права требования;

50 % - по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Метод списания МПЗ ЛИФО исключен из НК РФ

С 2008 года метод ЛИФО исключен из ПБУ 5/01 и не используется для списания МПЗ в бухучете. С 2015 года из пункта 8 статьи 254 НК РФ его также исключили. Это изменение является достаточно формальным, поскольку те организации, которые стремились минимизировать различия между налоговым и бухгалтерским учетом, метод ЛИФО давно не применяют.

Если же в 2014 году в налоговом учете организация применяла метод ЛИФО, до конца года ей нужно определиться, каким методом в дальнейшем она будет оценивать товары, сырье и материалы. Свой выбор следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения не позднее 31 декабря 2014 года. Очевидно, что для сближения учетов в них целесообразно установить одинаковые методы. Таких методов с 2015 года останется три: оценка по стоимости каждой единицы запасов, по средней стоимости и по методу ФИФО.

Малоценные МПЗ можно учитывать в расходах частями

Вносятся поправки в статью 254 НК РФ: налогоплательщики получат возможность частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым. Напомним, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Сейчас стоимость малоценного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.

С 2015 года при списании стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.

Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на частичное списание МПЗ, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться новым методом списания, в нее необходимо внести изменения.

Использование метода частичного списания стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н). Соответственно разниц между бухгалтерским и налоговым учетом больше не возникнет.

Кроме того такое сближение учетов, уменьшит размер налоговых расходов текущего отчетного (налогового) периода и поможет организациям, которые не хотят по каким-то соображениям показывать в налоговой декларации по налогу на прибыль убыток или отсутствие прибыли, «размазать» стоимость малоценки по отчетным и налоговым периодам.

Приведем пример.

Организация приобрела 15 комплектов спецодежды стоимостью 30 тысяч рублей за единицу и сроком службы 3 года. Согласно пункту 26 Методических указаний в бухучете ее стоимость погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды.

Для целей налогообложения спецодежда не является амортизируемым имуществом, поскольку дешевле 40 000 рублей за единицу, и ее стоимость списывается в расход единовременно при вводе в эксплуатацию. Отсюда разницы между бухгалтерским и налоговым учетом и возможные убытки в налоговой декларации. С 2015 года организация вправе списывать спецодежду в целях налогообложения равномерно как в бухучете, закрепив это в учетной политике.

В большей степени указанное нововведение коснется организаций, закупающих спецсредства. Иные активы стоимостью до 40 000 руб. за единицу (недорогое оборудование, компьютерную технику и пр.) подавляющее большинство налогоплательщиков и так в обоих учетах списывают единовременно. Поэтому тут менять что-либо в учете не имеет смысла.

Стоимость безвозмездно полученного имущества признается в расходах

Следующая поправка касается отражения в налоговом учете безвозмездно полученных сырья и материалов.

С 2015 года указанные МПЗ получат налоговую стоимость.

Согласно действующему порядку организация, безвозмездно получившая имущество, включает его стоимость во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако в дальнейшем при продаже таких активов или списании в производство она не вправе признавать их стоимость в расходах. Исключение составляют активы, обнаруженные в ходе инвентаризации, а также материалы, полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Их стоимость можно включать в расходы в размере ранее признанного дохода.

Поправками в статью 254 НК РФ введены одинаковые принципы отражения безвозмездно полученных ТМЦ в расходах: рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов организация вправе будет включить в материальные расходы на дату продажи или передачи в производство.

Указанные поправки, несомненно, порадуют налогоплательщиков, поскольку позволят избежать двойного налогообложения доходов при получении такого имущества и при его продаже.

Для применения новых правил вносить изменения в налоговую учетную политику не нужно.

Поскольку в бухучете стоимость бесплатно полученных активов отражается и в доходах, и в материальных затратах, постоянных разниц с налоговым учетом больше не будет.

Важно заметить, что внесенные поправки не затрагивают порядок налогового учета имущества, безвозмездно полученного от материнской или дочерней компании или учредителя-физлица с долей участия в уставном капитале более 50% (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также имущества, переданного участниками или акционерами организации для увеличения ее чистых активов (п. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При расчете налога на прибыль стоимость указанных активов во внереализационные доходы не включается, поэтому и в расходах эта стоимость не учитывается.

Федеральный Закон N 366-ФЗ от 24.11.2014г.

Увеличивается ставка с 9 до 13% при получении резидентами дивидендов

Изменения вносятся по налогу на прибыль в статью 284 НК РФ (при получении дивидендов российскими организациями), а также по НДФЛ в статью 210 НК РФ (при получении дивидендов физлицами резидентами РФ).

Повышенная ставка применяется к доходам, выплаченным учредителям, начиная с 1 января 2015 года. В том случае, если в течение 2014 года резидент получал промежуточные ежеквартальные дивиденды, они облагались налогом на прибыль и НДФЛ по ставке 9% (п. 5 ст. 286 НК РФ). А вот дивиденды, рассчитанные исходя из годовой прибыли и выплачиваемые в 2015 году, будут облагаться уже по ставке 13%.

Внимание! Несмотря на то, что дивидендные доходы с 2015 года облагаются по ставке 13%, никакие налоговые вычеты в их отношении не представляются.

Федеральный Закон N 382-ФЗ от 29.11.2014г.

Реконструируемое свыше 12 месяцев имущество, используемое в производственной деятельности, можно амортизировать

Дополнен пункт 3 статьи 256 НК РФ, где перечислено имущество, не подлежащее амортизации. До 2015 года из состава амортизируемого исключалось имущество, находящееся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. С 2015 года данная норма была уточнена. Теперь, если находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, они могут амортизироваться.

Компенсации при увольнении включаются в расход

Вносятся поправки в пункт 9 статьи 255 НК РФ.

С 2015 года в расходы по прибыли можно отнести любые компенсации, выплачиваемые работнику при увольнении. В частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Напомним, что ранее существовала неопределенность в отношении компенсации, выплачиваемой работнику при увольнении по соглашению сторон. Так, Минфин разрешал включать данные выплаты в расход (письмо от 09.10.2014г. N 03-03-06/1/50735). А вот из письма ФНС от 28.07.2014г. N ГД-4-3/14565 следовало, что для включения компенсации в расход необходимо, чтобы она носила производственный характер.

Внесенными поправками установлено, что компенсации при увольнении, закрепленные любыми договорами и соглашениями, содержащими нормы трудового права, можно включать в расход.

Новый вид резерва - по итогам работы за год

Дополнен пункт 24 статьи 255 НК РФ. С 2015 года налогоплательщики смогут формировать не только резервы на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, а также резерв по итогам работы за год (под годовую премию). Если организация намерена формировать данный резерв ей необходимо внести соответствующие положения в налоговую учетную политику.

Федеральный закон N 420-ФЗ от 28.12.2013г.

Изменен порядок учета процентов по займам

С 1 января 2015 г. поправками, внесенными в статью 269 НК РФ, отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Теперь проценты по долговым обязательствам признаются доходом (расходом) в размере фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках. Исключением являются случаи, когда одной из сторон такой сделки является банк. В этом случае налогоплательщик вправе:

Признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, который установлен пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;

Признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, который установлен пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ.

Если данные условия не соблюдаются, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Поскольку в 2014 году проценты учитывались в расходах в ином порядке (статьей 269 НК РФ предусмотрено два метода их признания), организациям необходимо откорректировать учетную политику на 2015 год с учетом нововведений.

Отметим, что данные изменения не затронули порядок нормирования процентов по контролируемой задолженности, описанный в пункте 2 статьи 269 НК РФ.

Мы оказываем реальную помощь бизнесу: отвечаем на вопросы, проводим аудит, выявляем риски, даем профессиональные рекомендации.