Собирательные числительные не сочетаются. Справочник по правописанию и стилистике

Собирательных числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро употребляются преимущественно в разговорной речи. У этих числительных есть ограничения в возможности сочетаться с другими словами.

Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат;

2) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц мужского пола: трое смелых, двое ожидающих; пятеро отдыхающих;

3) с существительными общего рода: трое сирот;

4) с местоимениями мы, вы, они : нас двое, их двое, вас пятеро;

5) с существительным дети: двое детей;

6) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое волчат;

7) с существительными, имеющими только форму множественного числа и обозначающими парные или составные предметы: двое саней, трое брюк, четверо суток.

При одушевленных существительных (особенно в косвенных падежах) собирательные числительные могут быть заменены количественными числительными целых единиц:

пятеро студентов – пять студентов

троими детьми – тремя детьми

семерым солдатам – семи солдатам

Такие варианты являются нормативными в обоих случаях.

Не употребляются собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц женского пола и животных:!!! нельзя – трое дочерей, семеро овец, двое медведиц;

надо: три дочери, семь овец, две медведицы

Не употребляются собирательные числительные с существительными среднего рода, обозначающими неодушевленные предметы: !!! нельзя: трое озер; надо: три озера

В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относится образование сложной формы сравнительной и превосходной степени. Норме соответствуют формы типа “более, менее + начальная форма прилагательного”: более интересный, наиболее, наименее + начальная форма прилагательного. Образование типа более интереснее, наиболее интереснее является ошибочным. Ненормативными являются также формы типа самый глубочайший, самый мудрейший, т.к. превосходство выражено в них дважды: суффиксом –ейш-, -айш- и частицей самый. Правильно: самый глубокий, самый мудрый или глубочайший, мудрейший.

Многообразны нормы, касающиеся употребления глаголов.

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать, махать и некоторые другие образуют вариативные формы настоящего времени:

полощут и полоскают, колышут и колыхают, мурлычут и

мурлыкают, плещут и плескают, рыщут и рыскают, машут

и махают.

Первые формы, с чередованием согласных, являются общелитературными, вторые, без чередования, свойственны разговорному стилю и в большей степени просторечию.

Стилистически дифференцируются также формы настоящего времени глаголов сыпать (сыплет - сыпет), щипать (щиплет – щипет); первые формы являются литературными, вторые разговорными.

Есть особенности в образовании повелительного наклонения некоторых глаголов:

От глагола ехать - поезжай, (!!! Нельзя: ехай, едь), от глагола положить - положи (!!! Нельзя: ложь), от глагола класть – клади (!!! Нельзя: поклади), от глагола лечь – ляг (!!! Нельзя: ляжь).

Особого внимания требуют глаголы класть – положить.

Глагол класть не употребляется с приставками:

Правильно Неправильно

Я кладу я покладу

Ты кладешь ты покладешь

Он кладет он покладет и т.д.

Глагол положить, наоборот, употребляется только с приставками:

Правильно Неправильно

Я положу я ложу

Ты положишь ты ложишь

Он положит он ложит и т.д.

Вариантные словоформы глаголов подытоживать – подытаживать, обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать различаются как книжные (с гласным О в корне) и разговорные (с гласным А в корне). Предпочтительными являются первые.

Распространенной ошибкой является сохранение суффикса –ну- в форме прошедшего времени непродуктивных глаголов на –нуть: (мокнуть, мерзнуть, сохнуть, привыкнуть, отвыкнуть, повиснуть, виснуть, воскреснуть, воздвигнуть, прокиснуть, продрогнуть, отвергнуть и нек.др.). В прошедшем времени нужно употреблять формы: мерз, мок, сох, привык, отвык, повис, вис, воскрес, воздвиг, прокис и т.д. !!! Нельзя: мерзнул, мокнул, сохнул, привыкнул, повиснул и т.д.

В русском языке существует такой вид имени числительного как собирательное числительное. Чаще всего в речи они комбинируются с существительными, однако существуют определенные правила их взаимодействия с другими частями речи. В этой статье подробно описаны эти правила, приведены наглядные примеры.

Количественные числительные делятся на собирательные, целые и дробные разряды . Примеры собирательных числительных: трое, семеро, десятеро и т.д.

Чаще всего собирательные числительные сочетаются с существительными. Но есть определённые правила такого сочетания. Собирательные числительные согласуются с такими существительными:

  • мужского или общего рода, которые называют одушевлённый предмет и заканчиваются на -а: дедушка, староста, мужчина и т.д. (трое мужчин, двое дедушек);
  • с другими окончаниями в мужском роде: парень, хирург, профессор и прочие (пятеро парней, четверо сыновей );
  • образованными от прилагательных (шестеро прохожих, семеро приглашённых );
  • имеющими форму только множественного числа (двое очков, трое саней);
  • указывающими на количество группы людей (пятеро ребят);
  • названия детёнышей животных (семеро козлят, двое котят );
  • в названиях парных предметов (двое ножниц, четверо сапог).

Такие числительные согласуются и с личными местоимениями: трое нас, двое их.

Собирательные числительные не употребляются:

  • с неодушевлёнными существительными мужского рода (два (а не двое) стола);
  • со словами женского и среднего рода (две бабушки, пять облаков ).

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

1. Числительные восемь , пятьдесят , шестьдесят , семьдесят , восемьдесят в творительном падеже имеют варианты: восемью – восьмью , пятьюдесятью – пятидесятью , шестьюдесятью – шестидесятью , семьюдесятью – семидесятью , восемьюдесятью – восьмьюдесятью – восьмидесятью . Нормативными для книжной речи являются первые формы.

2. Не соответствуют книжной норме следующие варианты творительного падежа числительных на -сот : пятистами , шестистами , семистами , восьмистами , девятистами . В книжной речи следует употреблять формы пятьюстами , шестьюстами , семьюстами , восемьюстами , девятьюстами .

3. Числительное оба применяется при обозначении лиц мужского пола, числительное обе – женского: оба жениха , обе невесты . Если необходимо назвать двух лиц, одно из которых мужчина, а другое – женщина, употребляется числительное оба : Оба – жених и невеста – были взволнованы . При склонении родовые различия между этими числительными сохраняются: обоих женихов обеих невест , обоим женихам обеим невестам и т.д.

Противоречат книжной норме такие выражения, как у обоих ворот , обоими ножницами , с обоими брюками , так как они образованы от несуществующей формы именительного падежа оба (обе ) ворота , оба (обе ) ножницы , оба (обе ) брюки . Правильными являются выражения у тех и других ворот , теми и другими ножницами , с теми и другими брюками .

§ 14. Сочетания числительных с существительными

1. Собирательные числительные двое , трое , четверо и т.п. употребляются:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей , трое сирот ;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней , трое ножниц , четверо брюк (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять ворот , шесть суток , семь ножниц );

г) с существительными дети , ребята , люди , со словом лицо в значении «человек»: двое детей , трое ребят , четверо людей , четверо ответственных лиц ;

д) с личными местоимениями мы , вы , они : нас двое , вас трое , их четверо ;

е) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц: двое больных , трое заключённых .

Собирательные числительные не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола: нельзя сказать двое студенток , трое продавщиц , четверо школьниц . Не сочетаются собирательные числительные и с существительными мужского рода, обозначающими животных: нельзя сказать двое медведей , трое бобров , четверо тушканчиков .

2. Слово тысяча в единственном числе может или согласовываться с существительным, или управлять им: с тысячью рублями и с тысячью рублей . Во множественном числе слово тысяча обычно управляет сочетающимся с ним существительным: с тремя тысячами рублей .

3. В сочетаниях с количественными числительными слово человек употребляется и во множественном числе: шести человек , с шестью человеками , о шести человеках (не людей , людьми , о людях ).

4. В составных числительных склоняются все входящие в них слова: контейнер с тремя тысячами тремястами восемьюдесятью пятью дискетами . Разговорная речь склонна к упрощённому употреблению таких числительных: с тремя тысячами триста восемьдесят пятью дискетами . В книжной речи подобное употребление составных количественных числительных недопустимо.

5. При необходимости назвать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (сутки , ножницы , брюки и т.п.), с помощью составного числительного, оканчивающегося на 2, 3, 4 (22, 53, 34 и т.п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или употреблять составные числительные не в именительном-ви­ни­тель­ном, а в других падежах. Так, вместо ошибочного прошло двадцать двое суток следует сказать: прошло двадцать два дня , истекли двадцать вторые сутки , по завершении двадцати двух суток и т.п.

6. Числительные полтора (мужской и средний род), полторы (женский род) и полтораста имеют только две различающиеся падежные формы: именительного-винительного падежа (полтора , полторы , полтораста ) и форму всех остальных падежей (полутора , полутораста ). Числительные полтора и полторы употребляются с существительными в форме единственного числа только в именительном-винительном падеже, управляя этим существительным, напр.: купил полтора десятка яиц , принёс полторы канистры бензина . Числительное полтораста в именительном-винитель­ном падеже также управляет существительным, которое, однако, ставится во множественном числе, напр.: купил полтораста штук гвоздей .

В остальных падежах при числительных полтора , полторы и полтораста существительное всегда ставится во множественном числе и согласуется с этими числительными, напр.: более полутора метров , к полутора тысячам рублей , менее полутораста процентов .

7. При употреблении дробных числительных зависимое от них существительное ставится в родительном падеже единственного числа: пять и три десятых процента , тридцать три и одна сотая секунды , десять и одна вторая килограмма .

Упражнение 12. Раскройте скобки, цифры напишите прописью. Выбор формы обоснуйте. Устраните неправильные формы.

1. Дорога заняла у нас (полтора – полутора) часа. 2. На книжную ярмарку поступил контейнер с (858) томами. 3. В (полтораста метров) от дома находится плавательный бассейн. 4. Прибыл танкер с (1573 тонны) мазута для городского хозяйства. 5. Гид сегодня обслужил (24 туриста). 6. Декан сегодня беседовал с (обоими – обеими) студентками, зачисленными на факультет вне конкурса. 7. Непогода бушевала в течение (трёх – троих) суток. 8. За кандидата в депутаты проголосовало (23,4 %) избирателей. 9. В семье моего деда было (три сына – трое сыновей) и (две дочери – двое дочерей). 10. Из 51 (участника – участников) научной конференции выступили тридцать (человек – людей). 11. Портной вернулся (с тремя – с троими) ножницами. 12. После аварии прошло (22 суток – 22 дня).

    1. При составных числительных с последним словом один (одна, одно) существительные ставятся в единственном числе: двадцать один студент, тридцать одна ученица, триста шестьдесят одно очко.
    2. Числительные два, три, четыре, пять и т. д. (до девятисот) согласуются с существительными: двух книг, двум книгам, о двух книгах.
В именительном и винительном падежах количественные числительные не согласуются с именами существительными, а управляют ими. При числительных два, три, четыре существительное употребляется в родительном падеже единственного числа: два стула, три портрета, четыре книги.
При всех остальных числительных (пять, шесть и т. д. до девятисот) существительное употребляется в родительном падеже множественного числа: пять книг, десять дней, двадцать лыжников.
    1. Составные количественные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, при склонении сохраняют в винительном падеже форму именительного даже в тех случаях, когда с ними сочетаются названия одушевлённых предметов: избрать тридцать три представителя, принять двадцать четыре посетителя, выдвинуть сто сорок два кандидата.
    1. Существительные, имеющие формы только множественного числа, не сочетаются с именительным падежом составных числи-
      тельных, оканчивающихся на два, три, четыре. Нельзя: прошло двадцать два (две, двое) суток; рекомендуется: прошло двадцать два дня; закончились двадцать вторые сутки.
    2. В выражениях два и более., три и более., четыре и более. имя существительное ставится в родительном падеже единственного числа: нельзя: два и более вариантов; рекомендуется: два варианта и более.
    3. Определение, стоящее между числительными два, три, четыре и последующим существительным, обычно употребляется в форме родительного падежа множественного числа при словах мужского и среднего рода (два больших дома, два больших окна) и в форме именительного падежа множественного числа при словах женского рода (две большие комнаты).
    4. Собирательные числительные сочетаются:
      1. с существительными мужского и общего рода на -а (слуга, мужчина, сирота, старшина и др.): двое слуг, трое мужчин, четверо сирот, пятеро старшин и т. д.;
      2. с одушевлёнными существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое мальчиков, трое шофёров. В этом же значении употребляются количественные числительные: два мальчика, три шофёра.
С существительными женского рода сочетается только собирательное числительное обе: обе подруги, обе реки (нельзя говорить двое подруг, трое рек, нужно: две подруги, три реки);
      1. с существительными, называющими детёнышей животных: двое медвежат, трое ежат, четверо козлят (но: два медведя, три ежа, четыре козы);
      2. с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое ребят, четверо людей, пятеро незнакомых лиц;
      3. с личными местоимениями мы, вы, они: нас было четверо, их было семеро;
      4. с названиями парных предметов в значении «столько-то пар» (в просторечии): двое сапог, трое рукавиц;
      5. с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа: трое саней, двое суток.
Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа, нельзя говорить у обоих ворот, в этом случае нужно воспользоваться описательным оборотом у тех и других ворот.

Определите падежи числительных и связанных с ними существительных.

1) Два дня ему казались новы уединенные поля. (А. Пушкин) 2) Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я. (Н. Некрасов) 3) Следом за мальчиком выбежало ещё шесть человек. (А. Куприн) 4) При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати. (М. Лермонтов) 5) А девушке в семнадцать лет какая шапка не пристанет? (А. Пушкин) 6) Час обеда приближался, топот по двору раздался: входят семь богатырей, семь румяных усачей. (А. Пушкин)
Допишите окончания.

1) В комнате сидели два весел.. мальчик.. . 2) Ученик купил две больш.. ручк.. . 3) Учитель занимается с сорок.. дв.. ученик.. . 4) Мы уже познакомились с сорок.. пять.. страниц.. книги. 5) По берегу шли три мил.. девушк.. . 6) Этот словарь выйдет с тысяч.. иллюст- рац.. . 7) Кассир выдал около ст.. сем..десят.. восьм.. тысяч рублей. 8) Всем сёстрам купили по четыр.. красн.. лент.. . 9) Каждый получил по одн.. арбуз.. . 10) Поймали дв.. ерш.., пять окун.. да дв.. лещ.. .
Замените цифры словами, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.

2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм).
Составьте предложения, выбрав нужную форму слова. Определите разряды числительных. Цифры напишите словами.
1) У (обеих, обоих) девочек были яркие банты. 2) Экспедиция продолжалась 22 (суток, дня). 3) К сентябрю новосёлами заселили до (полторы, полутора) (тысячи, тысяч) квартир. 4) (Три, трое) (лыжницы, лыжниц) команды России заняли призовые места.

        1. Программа была выполнена на 110,5 (процентов, процента).
        2. По окончании шахматной партии оказалось, что её продолжение имело три и более (варианта, вариантов). 7) Из (пятерых, пяти) первокурсниц по результатам сессии (двое, две) были представлены к повышенной стипендии, (трое, три) - к обычной. 8) Отправляясь в поездку, я располагал только (тысячей, тысячью) (рублей, рублями). 9) Нас было (двое, два): я и брат. 10) После боя оставалось около 350 (патрон, патронов). 11) Сколько букв в словах 2-кратный и 2-ярусный? 12) Из 101 (претендента, претендентов) после 2-го тура соревнований осталось не более 23 (кандидатов, кандидата) на призовые места. 13) К 8 (Марту, Марта) женщинам подарили сувениры. 14) Всех ветеранов поздравили с 9 (Маем, Мая).
§ 24

Собирательные числительные ограничены в своём употреблении, чаще всего встречаются формы: двое , трое , четверо , пятеро , шестеро , семеро , оба , обе .

Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность. Лекант П. А. подчёркивает, что собирательные числительные - это нерасчленённая, целостная совокупность.

Собирательные числительные употребляются:

1. С и , называющими лиц мужского пола: двое учеников , трое зевак , четверо студентов , пятеро братьев .

  • двое саней
  • трое ворот
  • пятеро суток

3. Собирательные числительные употребляются с существительными ребята , дети , люди , лицо (в значении «человек»).

  • У Светланы Петровны трое детей.
  • Во дворе встретил двоих ребят.
  • В делегации трое официальных лиц.
  • Нас было четверо .
  • Вас пришло только двое .
  • Их должно быть пятеро .
  • Приехало четверо гостей.
  • Пятеро в голубых беретах.
  • В палате семеро больных.

Не сочетаются собирательные числительные с именами существительными, обозначающими лиц женского пола :

  • трое подруг
  • пятеро студенток

Собирательные числительные не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими названия животных :

  • трое зайцев
  • пятеро волков

Морфологические особенности

1. Не имеют , т. к. представляют собой счётные понятия.

2. Собирательные числительные, а также слова оба , обе , столько , сколько , столько-то , сколько-нибудь изменяются как прилагательные.

3. Собирательные числительные не имеют . Исключение составляют слова оба и обе , имеющие словоизменительную категорию рода, представленную двумя рядами форм: мужской и средний род - оба , женский род - обе (оба студента, обе студентки).

Значение рода выражено во всех падежных формах. Слова оба , обе не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, из-за отсутствия у них категории рода:

  • обоих саней
  • обоих ворот
  • (нет формы И. п.
  • оба/обе сани, ворота)

Правильно: У тех и у других саней (ворот ).