Каковы способы выделения ударного слога в словах. Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными

I СЕМЕСТР

УРОК 25

Тема. Закрепление умения делить слова на слоги. Выделение ударного слога. Вырабатывание силы голоса. Игра в слова. Разучивание наизусть стихотворений

Цель: закрепить умения учащихся делить слова на слоги; учить выделять ударный слог в словах; правильно рассказывать выученное наизусть стихотворение; развивать акцентологические умения на подготовительном этапе к чтению, фонематический слух; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: предметные рисунки; аудиозапись с физкультминуткой; звуковые схемы слов с ударением на 1-ом, 2-ом и 3-ем слогах.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Что же мы называем ударным слогом? (Слог, который произносим с большей силой голоса.)

III. Работа по теме урока

1. Упражнения на развитие навыков правильной постановки ударения в словах

1) Повторите слово с вопросительной интонацией и определите ударный слог.

2) Произнесите слог с большей силой голоса.

3) Произнесите слово, изменяя его так, чтобы ударение с первого слога перешло на второй.

2. Упражнение «отбивая ритм»

Учащиеся произносят слова с правильным ударением, отбивая ритм на ударном слоге в ладоши (или легонько стучат по парте).

Работа выполняется вместе с учителем.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление полученных знаний, умений и навыков

1. игра «поймай ударный слог»

1) Учитель называет слова, а учащиеся хлопают в ладоши тогда, когда ударный слог - первый.

2) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - второй.

3) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - третий.

2. Заучивание стихотворений и стихотворных фраз наизусть

Например:

Мы шли против ветра

Три киллометра.

Все предметы

Имеют свои приметы.

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

Скворцы и синицы -

Веселые птицы.

Ученица Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

3. Работа над творческим заданием


Обведите только буквы и составьте из них слово. (Школа)

Определите в нем ударный слог.

VI. Итог урока

Чему вы учились на уроке?

На какой слог в слове может падать ударение?

Как определить ударный слог?

Какое стихотворение вы расскажете дома родителям?

Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.

Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся . В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

  • 1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
  • 2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.

Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом - это слоговая схема (модель) слова.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

  • 1. Учитель показывает предметную картинку, просит детей назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
  • 2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон,

жираф, зебра, лев, крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова - названия животных со слоговыми схемами.

3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.

Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.

Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам («Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку , при-че-шу ей шер-стку глад-ко ...» или «Вме-сте ee-ce-ло гиа-гать...»).

Обучение выделению ударного слога - важный этап не только в освоении фонетического образа слова, но и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием «ударение»

следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе - подбор проверочного слова.

Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.

Упражнения

  • 1. Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
  • 2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен П. С. Жсдек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство - игра «Русский, польский, французский». Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
  • - В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском - это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском - последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.

3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели =_ 0_ 0_ дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик,

назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.

Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.

Работа со звуками речи . Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения - непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.

Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес , он ответит [л"э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда «соскальзывают» с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лее дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.

Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.

Упражнения

  • 1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
  • - Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м"м"м"м"ир]. Какой первый звук? ([м" ]). Обозначьте его фишкой (Q). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Q). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Q). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)
  • 2. Для реализации игрового приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
  • - Сегодня на уроке у нас гостья - Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель «играет роль» этого персонажа.)
  • - В моем волшебном саду есть только те цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове «ива» есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки , траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Пет, в этих словах первый звук [в"], а не [в]).

В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали , до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник , а Валюшка - ватрушку.

Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.

Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и «поведением» выдыхаемого воздуха.

Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.

Упражнения

  • 1. Учитель «беззвучно» произносит звуки [о], [п], [у], [м], [ш], а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
  • 2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: [с’с’с’с’с’], [ыыыыы], [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель «вдруг» произнесет слог - сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в «ловушку» и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения - использование заданий- «ловушек» - очень эффективны в деле развития учащихся.

В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении.

Фрагмент урока

  • - Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРЛ ? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ГОР77 (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
  • - Как же так получилось, - продолжает учитель, - что в гаком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ - один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливают соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
  • - А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
  • - Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге - ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
  • - Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются - один). А безударных? (Все остальные гласные звуки слова.)

Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети «добыли» сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось «уйти» от предъявления школьникам информации в готовом виде.

Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются на более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.

  • См.: Азимов Э. Г., Щукин А. И. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 340.
  • См.: Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. С. 66.

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Место ударения в словоформе . Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy.

Различают ударение подвижное и неподвижное . Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.

Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.

Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.

Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы - характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги ("приехал с Москвы").

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.

В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.

Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.

Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.

Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые .

Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по

количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою

идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они

различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических

оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают

не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве

своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога .
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы .

Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.

В статье предлагается схема реализации одного из методов восстановления речи у больных с эфферентной моторной афазией. Представлен практический материал.

«Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией».

Эфферентная моторная афазия – это системное нарушение речи, которое выражается в полной или частичной ее потере, обусловленное поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Центральным механизмом этой формы афазии является нарушение возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему из-за патологической инертности артикуляторных актов. Это выражается в том, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему, в результате персеверирует прежний звук, либо дает контаминацию предшествующего звука с нужным.

У пациентов наблюдаются дефекты артикуляции слов: литеральные парафазии, пропуски, перестановки звуков, персевераторные добавления лишних звуков, антиципации. При повторении слов сложных по звуковому составу и слоговой структуре отмечается послоговое произнесение (водопровод – за – да – га – вод), часто — сокращение слоговой структуры.

Поэтому одним из приемов восстановления речи при эфферентной моторной афазии является ритмико–мелодический прием , который «работает» на восстановление звуко–ритмической структуры слова.

Он заключается в том, что подбираются группы слов с одинаковой слого–ритмической структурой (примеры слов в приложении). В каждой группе выделяются подгруппы (5 –7 слов) одинаковой модели (с похожими гласными, количеством слогов, одинаковым ударным слогом) и записаны на диктофон.

Работа начинается со слов с простой звуко-слоговой структурой (односложные слова, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге и т.д.).

Работа с каждой подгруппой слов рассчитана на несколько занятий.

1 занятие. Прослушивание слов.

Прослушивание слов с «прохлопыванием».

Сопряженное проговаривание слов с «прохлопыванием».

Составление слов из букв разрезной азбуки, запись их в тетрадь.

Заканчивание фраз с жестким контекстом этими словами.

2 занятие. Сопряженное чтение отрабатываемых слов с «прохлопыванием».

Самостоятельное чтение (по возможности) отрабатываемых слов с

«прохлопыванием».

Деление написанных слов на слоги, списывание этих слов по слогам.

Сопряженное проговаривание слов с выделением ударного слога.

3 занятие. Проговаривание отработанных слов с выделением ударного слога.

Заполнение пропущенных букв и слогов в этих словах.

Запись отработанных слов под диктовку.

Составление с этими словами словосочетаний.

Параллельно необходимо проводить работу по сопряженно–отраженному проговариванию фраз бытового содержания, также записанных на диктофон, которые проговариваются также с «прохлопыванием»; прочитываются, используются в диалогах.

Такой способ предъявления материала позволяет больному проговаривать речевой материал в домашних условиях как можно чаще, самостоятельно, без помощи логопеда, без визуальной опоры на артикуляторный рисунок слов, при необходимости дает возможность постоянно возвращаться к началу пройденного материала.

В процессе такой работы отмечались улучшения в состоянии речевой функции пациентов: расширялся активный словарь больных, в спонтанной речи появлялись отдельные фразы бытового содержания, примитивные по логической структуре. Больные более уверенно начинали участвовать в диалоге, хотя ответы чаще всего оставались односложными. В отработанных словах и некоторых новых, схожих с ними по звуко-слоговой структуре, значительно сокращалось количество ошибок.

Положительные изменения отмечались и в письме: отработанные слова больные достаточно легко составлял из букв, заполняли пропуски в этих словах, прочитывали их вслух, записывали их под диктовку, хотя при этом и отмечались литеральные парафазии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Односложные слова.

МАК СОК ВОТ ЛУК МИР ЛЕС

БАК НОС РОТ СУК ПИР ВЕЩЬ

ЛАК ДОМ ПОТ БУК МИЛ ДЕНЬ

РАК СОМ БОР ДУШ МЫЛ ЩЕЛЬ

ТАЗ ЛОМ КОМ ГУСЬ ТИР СЕМЬ

2. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге.

ЛАПА МУХА ДЫНЯ КОЖА

МАМА ДУМА ДЫРА ЛОЖА

ВАЗА ЛУЖА ЛИПА МОДА

ПАПА ЛУПА ШИНА РОЩА

РАНА ТУЧА ПИЩА СОНЯ

МАША СУША ПИЛА НОТА

КАША ШУБА ЛИСА СОДА

3. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге.

САМА РУКА ДЕПО ЗИМА

НОГА МУКА ПЕРО ЛИСА

КОЗА КУМА СЕЛО ПИЛА

ВОДА ДУГА КУПЕ ДИТЯ

ГОРА ЛУНА ПЮРЕ ЖЕНА

ЗАРЯ ГУБА ТИРЕ ЦЕНА

4. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на первом слоге.

УГОЛ ЗАПАХ ГОЛОД БЕРЕГ

УЗЕЛ САХАР ВОРОТ ВЕТЕР

УЛЕЙ ПАЛЕЦ ГОРОД ВЕЧЕР

УЖИН ТАНЕЦ КОЛОС СЕВЕР

5. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на втором слоге.

ОРЕЛ УГОН ВАГОН БАГАЖ

ОВЕС УБОР БАТОН БАЗАР

ОСЕЛ УЗОР ЗАБОР БАРАН

ОТЕЦ УРОК НАРОД БАНАН

ОРЕХ УТЕС ФАСОН ГАРАЖ

6. Двухсложные слова со стечением в середине слова с ударением на первом, на втором слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

РАМКА ВЕДРО

ЛАМПА ВЕСЛО

ЛАВКА ЗЕРНО

ПАЛКА МЕТРО

ПАЧКА ПЯТНО

7. Трехсложные слова из открытых слогов с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

КУРИЦА МАШИНА ПОЛОСА

МУЗЫКА КАБИНА БОРОДА

РОДИНА МАЛИНА ГОЛОВА

РОЩИЦА ДОЛИНА ХОЛОДА

ЛУЖИЦА ЛАВИНА ДУХОТА

В дальнейшем звуко-слоговая структура слов усложняется.

Литература:

  • Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», 1985.
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», 2005 г.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», 2000 г.

Сулимова Наталья Юрьевна,
логопед-нейродефектолог
отделения «Стационар на дому».
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

теория сонорности О. Есперсена показала, что гласные, осо­бенно открытые, являются самыми звучными сегментами речи, а потому они составляют вершину слога, его ядро, в то время как согласные группируются вокруг гласного по мере убывания «со­норности» (звучности) и тем самым определяют границы слогов.

в теории мускульного напряжения, которую развивал вслед за французским лингвистом М. Граммоном, слог рассмат­ривается как дуга мускульного напряжения с гласной на вершине этой дуги. Эта теория помогает объяснить фонетическую природу согласных на стыке слогов: согласный сильнее там, где он примы­кает к гласному, особенно к ударному, и слабее на границе слога. Например, в английских словах an aim [эn "eim] и а пате [э "neim] последовательность сегментов одинакова, но характер произно­шения пограничного [n] меняется: в первом случае он сильный в начале и слабый в конце, а во втором - он слабый в начале и силь­ный в конце. Сильноконечный [n] во втором примере, примыкаю­щий к ударному гласному, втрое превышает слабоконечный [n] в первом примере по длительности: в а пате - 90 мс, в an aim - 30 мс. При этом на границе слогов происходит спад интенсивности.

Такой же спад интенсивности был обнаружен внутри двойных согласных на границе слогов (эти согласные называются геминаты (geminate), т. е. двойные): penknife ["pennaif]. Здесь граница прохо­дит внутри удвоенного звука [n] (его можно рассматривать как один двухвершинный звук с границей слога внутри); следовательно, в различении ядра и границы слога участвует акустический признак интенсивности, и эта теория может быть названа динамической теорией;


И наконец, теория громкости , который рас­сматривал слог с точки зрения восприятия как дугу громкости; действительно, собственное качество гласных обеспечивает звуча­ние речи, потому гласный и составляет обязательный элемент слога, его ядро, а количество слогов соответствует волнообразному нара­станию и затуханию звучности с гласным на пике каждой волны.

Специфика слогообразования в английском и русском языках

При сопоставлении английского слогосложения с русским, необходимо отметить, что в английском и русском языках существуют все типы слогов и ко­личество возможных структур (подтипов) слогов практически со­впадает: 19 в английском и 18 в русском, но из всех моделей каж­дый язык «выбирает» одну или несколько наиболее частотных. Так, для русского языка более характерны модели открытого типа сло­га (СГ), а для английского - модели закрытого типа слога (СГС, СГСС и др.).

Таким образом, за исключением моделей из четырех согласных в зачине в русском языке и из пяти согласных - в английском, мы имеем дело с полным совпадением фонологического инвентаря сло­гов в двух языках. Но частотность, а значит, и функциональная нагрузка различных моделей слогов не совпадают.

Таким образом, фонетическая форма слога в английском и рус­ском языках значительно отличается по следующим параметрам:

1) по наиболее частотному типу слога (СГ и СГС);

2) по характеру связи согласного с последующим гласным (силь­ное примыкание русского согласного к последующему гласному и слабое примыкание английского согласного в этой же позиции, влияние качества английских сильных (глухих) согласных на дли­тельность гласных в английском языке);

3) по способности некоторых согласных, а именно сонантов, в английском языке выполнять слогообразующую функцию в пози­ции после согласного;

4) по наличию редких типов слогов (ССССГ в русском и ГCCCCC в английском) и количеству допустимых сочетаний со­гласных, характерных только для одного из двух языков, в целом определяющих тенденцию к большей свободе сочетаний соглас­ных для русского языка в зачине и для английского языка - в коде (конце слога);

5) по противопоставлению тяжелых (сильных) и легких (сла­бых) слогов в английском языке, которые определяют характери­стику «ударный/безударный».

Таким образом, в слоге проявляются все характерные для дан­ного языка особенности произношения как сегментного (гласные и согласные, их связь), так и сверхсегментного состава (истори­ческая и позиционная долгота гласных в английском языке).

Слогоделение в английском и русском языках

Большая часть знаний о фонетике слога получена эксперимен­тальным путем. Так, например, установлено, что 78 % слогов в русском языке - открытые, что большинство слогов в англий­ском языке - закрытые, если за гласным следует сильный, т. е. глухой, согласный. Экспериментально были проверены средства слогоделения: установлена роль просодических признаков длитель­ности и интенсивности. Длительность согласного участвует в рас­познавании слов типа an aim [эп "eim] и а пате [э "neim] или фраз типа 1 saw them eat , I saw the meat , а в keep sticking и keeps ticking отмечается участие аспирации [t] (во втором случае) как акус­тический сигнал принадлежности s к первому слогу. Во фразах / scream, "I love it! " и Ice cream, I love it! ведущая роль также при­надлежит просодии, т. е. ударению и мелодике. Вместе с тем, не­смотря на эти примеры различения смысла слов, словосочетаний и предложений посредством слогоделения, эксперименты по вос­приятию выявили, что вероятность распознавания таких словосо­четаний вне контекста, т. е. при изолированном чтении, очень не­высока, около 30 %. В реальной беглой речи слушающий опирается на вербальный и невербальный контекст ситуации, который по­могает опознавать слова и уточнять, о чем идет речь в случаях типа: peace talks , pea stalks ; I saw the meat , 1 saw them eat ; an ice house , a nice house .


Кроме экспериментально установленных данных тип слогоде­ления, отраженный в орфоэпических словарях, зависит от фоно­логических взглядов составителя словаря. Так два принципа, отражены в словарях издательства Лонгман (Дж. Уэллса) (максимум со­гласных в ударном слоге): lady ["leid-i] и в словаре издательства Кембридж (Д. Джоунз) (максимум согласных в начале слога): ["lei-di].

Задача экспериментальной фонетики - проверять фонологи­ческие теории. Например, было установлено, что, судя по харак­теру интенсивности, который проявился в ее падении в конце долгих гласных, граница слога, как правило, проходит после дол­гого гласного (включая дифтонг, как тип долгого гласного), поэтому мы поддерживаем позицию редакторов Кембриджского словаря в том, что слогоделение в случае с долгими гласными должно быть представлено следующим образом: lady ["lei-di].

В обоих словарях совпадают:

Отнесение одиночного согласного на границе двух слогов к ударному краткому гласному, т. е. к первому слогу: pit-y, Kitt-y, bett-er;

деление сложных слов по морфологическому составу: hard­ware.

Можно ли считать, что, когда мы имеем дело с кратким глас­ным в закрытом слоге, универсальный принцип максимального начала слога не действует? Как было установлено эксперимен­тально, краткие ударные гласные действительно оказываются в закрытом слоге: city ["sit-i], но при этом смыкание органов речи относится к первому слогу, в то время как взрыв смычного согласного [t] - ко второму слогу, и он обретает необ­ходимое звучание с согласным в зачине. Следовательно, граница слога - внутри [t]: ["sit-ti].

Проверьте себя

1. Заполните пропуски, используя предложенные термины (не­которые термины повторяются). Поставьте их в нужном падеже.

фонологический, фонетический, ядро, пограничные элементы, глас­ный, гласные, согласные, кода, зачин, открытый, открытые, при­крытые, закрытые, неприкрытые, легкие, тяжелые, сонорность

Слог - минимальная единица произношения и восприятия на

(1)_______ уровне и минимальная группа фонем на (2)______

уровне ментальной репрезентации.

Слог состоит из ядра и пограничных элементов. Ядро слога -

это (3)______, его слогообразующий элемент, к ней примыкают

(4)______, которые не являются слогоносителями. Согласные в

начале слога образуют (5)______, согласные в конце слога назы­ваются (6)______.

Акустически важен характер перехода от согласного к гласно­му, например для проявления твердости/мягкости согласных в русском языке. Характер согласного, следующего за гласным, опреде­ляет длительность гласного в английском языке.

Слоги бывают (7)______, если оканчиваются на гласный (Г,

СГ), и (8)______, если оканчиваются на согласный (СГС, СГСС),

(9)______, если начинаются с согласного (СГ, СГС), и (10)______, если начинаются с гласного (Г, ГС).

Слог - универсальная для всех языков единица, где слогообра­зующие - это (11)______. Базовой формой слога можно считать

(12)______слог: сочетание «согласный + гласный» (СГ). Также

универсален принцип (13)______, или звучности, организующий

все звуки речи по степени открытости и связанной с ней слого­образующей функцией.

2. Русский и английский языки имеют много общего в фоноло­гическом инвентаре слоговых моделей, но отличаются по некоторым существенным фонетическим характеристикам. Назовите их.

3. Назовите основные теории слога, с помощью которых можно объяснить строение слога и слогоделение в английском и русском языках. Приведите примеры.

Практические задания

1. Определите количество слогов и найдите их границы в следую­щих словах. Английские слова запишите в транскрипции. Обозначьте слогораздел дефисом. Объясните свое решение.

catfish melt carpet nature

eagle metal announced mileage

funny proper syllable mile

2. Напишите, из каких элементов состоят следующие слоги. За­пишите их структуру с помощью обозначений С и Г. Определите тип слога.

mean oaths

east sixths

fifths strew

7

Topic: The Accentual Structure of English Words

The Outline

(2 часа)

1. The nature of word stress.

2. Types of word stress.

3. Functions of English word stress.

5. Sentence stress.

6. Особенности слогораздела и места ударения в английском языке (доклад). Плоткин английского языка. – М., 1989, 239 с. (с. 197-199).

Обязательная литература

1.Соколова фонетика английского языка. – М., 1996

2.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

2.Зиндер фонетика. – Л., 1979

3. Лебедева фразовой акцентуации английского языка. – М., 2000

5.Торсуев акцентологии современного английского языка. – М., 1966

6. Трубецкой фонологии. – М., 2000.

7. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

Понятие и природа ударения

В наиболее общем плане ударение можно определить как боль­шую выделенность некоторых элементов речевой цепи по отноше­нию к остальным. В зависимости от того, в какой единице - слове или фразе - реализуется ударение, в отечественной лингвистике принято различать словесное и фразовое ударение. Под словесным ударением традиционно понимается большая степень выделенности одного или нескольких слогов в слове по сравнению с осталь­ными слогами. Фразовое ударение есть большая степень выделен­ности одного или нескольких слов во фразе по сравнению с ос­тальными словами.

В западной лингвистической традиции различение этих двух понятий последовательно не проводится, что имеет определенные основания: даже тогда, когда мы произносим отдельное слово, на него накладывается просодическая сетка, присущая фразе, т. е. в ударном слоге слова происходит определенное мелодическое из­менение - повышение уровня, восходящее или нисходящее дви­жение (тон). Мелодическое изменение может служить средством достижения как словесного, так и фразового ударения.

Тем не менее в последнее время и в западной литературе все чаще встречается разделение ударения на лексическое (потенци­альное) (stress) и акцент (accent) - ударение, воспринимаемое за счет мелодического изменения в ударном слоге слова, являю­щегося составной частью фразы. Дж. Уэллс, например, пишет, что реализация лексического ударения как акцента зависит от интона­ции, которая, в свою очередь, определяется тем смыслом, кото­рый хочет выразить говорящий.

"К сожалению, полного соответствия между противопоставлениями stress- accent, с одной стороны, и словесное - фразовое ударение - с другой, не суще­ствует, что приводит к путанице и неопределенности понятия ударения во многих работах зарубежных и отечественных лингвистов.

Природа ударения может изучаться с различных точек зрения - артикуляторной (физиологической), акустической (физической), перцептивной (психологической).

С артикуляторной точки зрения ударение связано со значитель­ным усилением мускульной энергии речевого аппарата. Сокраще­ние мышц грудной клетки вызывает усиление речевого выдоха и увеличение напряженности и силы вибрации голосовых связок.

Усиление воздушного толчка и усиление мускульной активно­сти органов речи на акустическом уровне приводят к росту интен­сивности, длительности и частоты основного тона на ударном слоге, что на уровне восприятия соответствует увеличению громкости, времени и повышению уровня произнесения. Понять этот процесс легче, если провести немудреный эксперимент: произнося на мо­нотоне звук [о:], резко нажмите ладонями обеих рук на нижнюю часть грудной клетки. Ее мышцы сократятся, и вы услышите, что в момент нажатия звук становится громче и выше.

В языках мира в основном представлены два способа выделения слога: силовое (динамическое) и музыкальное (тональное) ударе­ние. Силовое ударение достигается более интенсивным произнесе­нием ударного слога, чему сопутствует его удлинение и наличие нередуцированного гласного. Такой вид ударения наблюдается в тюркских и большинстве индоевропейских языков. Музыкальное ударение проявляется в том, что ударный слог выделяется интона­ционно (например, повышением основного тона). Разные интонации ударного слога исполь­зуются в китайском, вьетнамском языках. Очень редко наблюдает­ся количественное ударение, т. е. удлинение ударного слога без его усиления, например в индонезийском языке.

До сих пор не существует общепринятого понимания того, ка­кой акустический параметр играет ведущую роль в восприятии словесного ударения в английском языке. Человеческое ухо устро­ено таким образом, что без специально поставленной задачи мы не различаем, за счет чего тот или иной слог воспринимается как выделенный. Нам кажется, что он более громкий. Однако это не всегда верно. Доказано, что ударным считается не только слог, произнесенный с большей силой, но и тот, который имеет боль­шую длительность.

Экспериментальные исследования показали, что ударные сло­ги в русском языке стабильно имеют большую относительную дли­тельность.

Несмотря на то, что физиологическая природа ударения универсальна, сила речевого выдоха у говорящих на различных языках различна. Эксперименты пока­зывают, что сила экспирации у славян слабее, чем у носителей германских язы­ков, а у русских - сильнее, чем у поляков, чехов и украинцев. Русские воспринимают как ударные те слоги немецких слов, кото­рые содержат долгий гласный.

В тех языках, где ударный и безударный слоги противопостав­лены по признаку наличия/отсутствия редукции, важным, очевид­но, будет являться и качество звука. Поскольку в русском языке полный гласный может встречаться только под ударением, рус­ские, изучающие английский язык, допускают ошибки в произ­несении слов с нередуцированным безударным гласным, перенося ударение на него.

В классических работах российских фонетистов приоритет в формировании словесного ударения в английском языке отдается силовому компоненту - интенсивности. справедливо отмечает, что высотные различия между слогами слова не прису­щи акцентно-ритмической структуре слова как таковой. Слог мо­жет быть воспринят как выделенный и без участия голосового тона, например, при монотонном произнесении или произнесении ше­потом. Однако при произнесении слова высотные различия неиз­бежно присутствуют вследствие артикуляторного навыка интона­ционно оформлять предложение.

Признание одного из компонентов ударения ведущим не отри­цает значимости других. А. Гимсон отмечает, что громкость сама по себе не является надежным средством определения положения ударения в английском языке. Слова типа "import и im"port, не раз­личающиеся по сегментному составу, при произнесении на одном уровне без увеличения длительности ударного слога едва ли мож­но различить на основании только параметра громкости.

В настоящее время признается, что английское ударение пред­ставляет собой сложный комплекс взаимодействующих друг с дру­гом компонентов - динамического, высотного, временного и качественного. Выделение ведущего компонента весьма относительно. По мнению, компоненты ударения обладают способностью к взаимной компенсации. Удар­ный слог едва ли может оказаться одновременно и самым гром­ким, и самым долгим, и самым высоким: уменьшение одного из параметров обычно сопровождается ростом другого.

Второстепенными показателями ударности слога в англий­ском языке считаются наличие в нем нередуцированного гласно­го, твердого приступа, аспирированного взрывного согласного.

Типы словесного ударения

1. По расположению в слове. Словесное ударение может рассмат­риваться с точки зрения его положения в слове. Закономерности расположения словесного ударения - типологическая черта, на которой основана одна из классификаций языков.

Если ударный слог во всех словах языка занимает неизменное положение по отношению к другим слогам, т. е. является первым, вторым, последним и т. п., то ударение называется связанным или фиксированным (bound ). Например, в финском, венгерском, чеш­ском языках ударение, как правило, падает на первый слог; в ту­рецком, армянском и французском, а также в тюркских и иран­ских языках - на последний слог.

Сравнительно небольшое количество языков характеризуется свободным положением ударения, т. е. ударение может падать на любой слог слова. К таким языкам относятся английский, голланд­ский, греческий, итальянский, русский, румынский, испанский и ряд других (ср. английские " extract и ex " tract , русские промысел, столица, самовар)..

Свободное (разноместное) ударение может быть подвижным или неподвижным в зависимости от места ударения в различных слово­формах. В случае неподвижного ударения его положение сохраня­ется на одном и том же слоге во всех морфологических формах слова и его производных: важный - важно - важничать - важность - важностью - о важности", "wonder - "wondrous - "wonderful - "wonderfully.

Подвижное ударение меняет свое положение в различных фор­мах слова и его производных: поле - поля - полевой", "diplomat - diplomacy - ,diplo"matic.

Подвижность английского ударения выражается и в смене ме­ста главного ударения в сложных прилагательных, числительных, фразовых глаголах и словах с отделяемыми односложными при­ставками под влиянием ритма фразы, например: The de " vice is user - , friendly , но This is a " user - friendly device .

2. По степени выделенности слога. Слоги в слове обладают раз­личной степенью выделенности. Словесное ударение определяет облик слова: ударный слог, подчиняя себе безударные, как бы связывает все слоги в единое целое. Соотношение слогов слова, определяемое по степеням сло­весного ударения, называют акцентно-ритмической структурой слова, например, "- (mother }, - "- (police ).

В английском языке принято выделять главное (primary, strong, main, principal) и второстепенное (secondary, half-strong, medium) ударение. Представители американской фонетической школы Б. Блок (B. Bloch), Г. Трейгер (G. Trager), (Н. А. Gleason) выделяют большее количество степеней ударности. Они говорят о главном (primary, loud), второстепенном (secondary, reduced loud) и третичном (tertiary, medial) ударении.

Третичное ударение обладает приблизительно той же степенью выделенности, что и второстепенное, но отличается от последне­го своим расположением в слове. Оно занимает положение за глав-ноударным слогом, в то время как второстепенное ударение пред­шествует основному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суф­фиксами -аrу, - о r у, - опу предпоследний слог получает ослабленное ударение: dictionary , territory , ceremony . Существует точка зрения, что в английских словах типа "blackboard или "realize, где не происходит редукции гласного в последнем сло­ге, мы тоже имеем дело с третичным ударением.

Таким образом, по мнению американских дескриптивистов в английском языке можно выделить четыре значимые степени ударения, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) главное ударение, маркированное изменением направления голосового тона;

2) второстепенное ударение, маркированное повышением уров­ня произнесения слога и/или громкости;

3) третичное ударение, не предполагающее мелодического из­менения и воспринимаемое за счет полного качества гласного;

4) слабое ударение (отсутствие ударения), не предполагающее мелодического изменения и характеризующееся редукцией глас­ного.

Однако, наиболее целесообразной и распространненной в методике преподавания английского языка как иностранного является британская концепция трехфазного словесного ударения, согласно которой принято выделять три значимые степени ударения: главное, второстепенное и слабое ударения.

Функции словесного ударения

Словесное ударение является средством формирования слова. Оно придает звуковой форме законченность и способствует рас­познаваемости слова в потоке речи. Эту функцию обычно назы­вают конститутивной (словообразовательной, словоформирующей). Как мы уже упомянули, ударением обладают даже односложные слова, поскольку качественные характеристики ударного слога от­личаются от качественных характеристик безударного. В много­сложных словах ударение задает специфическую модель взаимоот­ношения между слогами, подчиняя безударные слоги ударным и объединяя их в единое целое. Слог, несущий ударение, составляет ядро, «вершину» слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

Главное ударение в английском языке обладает различительной функцией. Оно способно различать:

1) синтаксическую принадлежность слова, как в оппозициях an "overflow - to, over"flow; an "accent - to ac"cent, где существитель­ные имеют ударение на первом слоге, а глаголы - на последнем;

2) лексическое значение слов, например be"low и "billow;

3) сложное существительное и свободное словосочетание со структурой «прилагательное + существительное», например a "blue­bottle (василёк} - a "blue "bottle (бутылка голубого цвета); a "hot dog (вид пищи) - a "hot "dog (перегревшаяся собака);

4) сложное существительное и фразовый глагол: a "walkout - to "walk "out; a "pushover - to "push "over.

В сложном слове ударение падает на первый компонент, в сво­бодном словосочетании и фразовом глаголе - на оба компонента.

Проверьте себя

Для подготовки к лабораторно-практическому занятию студентам предлагается список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе занятия, которые могут быть использованы учащимися в качестве материала для самоконтроля.

1. Какое наиболее общее определение понятия ударения Вы знаете?

2. Какие термины употребляются в отечественной и зарубежной фонетике для разграничения понятий ударения, реализующегося в слове и фразе? В чем заключается практическая трудность разгра­ничения этих видов ударения?

3. Какова природа ударения с артикуляторной, акустической и перцептивной точек зрения?

4. Каковы основные способы выделения ударного слога в язы­ках мира?

5. Каким образом достигается выделенность ударного слога в английском языке?

6. Какое ударение называют фиксированным? свободным? Оха­рактеризуйте английский язык с точки зрения положения ударе­ния в слове; подтвердите свой вывод примерами.

7. Какова градация степеней ударения в английском языке?

8. Чем второстепенное ударение отличается от третичного?

9. Каковы основные тенденции постановки словесного ударе­ния в английском языке?

10. Какие функции выполняет словесное ударение в англий­ском языке?

11. В чем проявляется различительная функция словесного уда­рения?

Практические задания

На лабораторно-практических занятиях студентам предлагается комплекс упражнений для практического закрепления теоретических положений.

1. Назовите тенденции, определившие место ударения в следую­щих словах:

Despe"ration, "boxful, ac "centual, a, ccommo"dation, "bracket, a"ccumulator, "comedy, re"act, pro "priety,represen "tation, "doubletalk, "session,seven"teen, "nursery school,re"mold,over"value, con "duct, "smoking room

2. Проставьте ударение в следующих словах и обоснуйте свое решение:

AIDS patient, answering machine, air-sea, air-sea rescue, apple-green,

аirsick, agriculture, aquaculture, allergy, allergic, asocial, all-round, all-round athlete

3. Попытайтесь вывести правила постановки ударения в много­сложных глаголах, исходя из влияния фонетического фактора и основываясь на приведенных ниже примерах. Начните формули­ровку правила со слов: «Если последний слог содержит...».

determine entertain

develop remember

abandon represent

astonish appoint

prohibit connect

4. Проставьте ударение в подчеркнутых словах, обоснуйте свое решение:

а) The lack of proper housing made the post-war governments work out a programme of rapid apartment building.

б) Every new apartment building has underground parking.

в) The insurance was invalid for the invalid.

r) You will need a permit to fish here.

д) The bighorn can hardly be seen in European zoos.

е) The horseman was blowing a big horn.

ж) Another word for a strikebreaker is a blackleg.

з) Have you ever seen an all-white dog with a black leg?

Лабораторно-практическое занятие № 8, 9

Topic: The Concept of Intonation

The Outline

(4 hours)

1. Intonation, it’s definition. Intonation and prosody.

2. Main approaches to intonation in the UK and USA.

3. Functions of intonation.

4. Graphical representation of intonation in the line of text and on the staves.

ponents of intonation (pitch, loudness, tempo and pauses, timber).

6. Functional aspect of intonation (доклад ). Roach P. English Phonetics and Phonology. – Cambridge University Press, 2007, 283 с. (c. 183-201).

Обязательная литература

2.Соколова фонетика английского языка. – М., 2004

3.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

Дополнительная литература

1. Антипова система английской речи. – М., 1984.

2. Блохина характеристики речи и методы их анализа. – М., 1980.

3.Васильев фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). – М.,1970

4. Зиндер фонетика. – Л., 1979

5. Николаева интонация славянских языков. – М., 1977.

6. Цеплитис речевой интонации. – Рига, 1974.

7. К проблеме взаимосвязи гармонии и интонации в русской художественной речи // Синтаксис и интонация. – Уфа, 1973.

8. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. – Cambridge, 1997

9. Wells J. C. English Intonation. – Cambridge University Press, 2011

На лабораторно-практических занятиях разбираются теорети­ческие вопросы, а также обсуждаются выводы, к которым студенты пришли в результате выполнения практического за­дания.

При подготовке к лабораторно-практическому занятию рекомендуется использовать следующий допол­нительный материал по учебнику, Шевченко современного английского языка. Теоретический курс. – М., 2005.

Просодия. Компоненты просодии

Речевой поток состоит не только из сегментных единиц - зву­ков, составляющих линейную последовательность. В любом его отрезке присутствуют и другие средства, которые принято назы­вать сверхсегментными или просодическими (от греческого слова prosodia - ударение, припев). Эти средства характеризуют не от­дельные звуки речи, а звуковую последовательность. Наименьшей такой последовательностью является слог, к последовательностям большей протяженности относятся слово, словосочетание, син­тагма (синтагма - минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов), фраза, сверхфразовое единство (сверхфразовое единство - отрезок речи в форме последовательности двух или более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки) и текст.

Сверхсегментные средства речи можно изучать с точки зрения их физических (акустических) свойств, а также с перцептивной точки зрения, т. е. в зависимости от воспринимаемых человече­ским ухом качеств.

Базовыми сверхсегментными средствами речи на уровне вос­приятия являются высотные характеристики (изменение направ­ления голосового тона, уровень и диапазон произнесения), сила (громкость) и долгота. На акустическом уровне им соответствуют частота основ­ного тона, интенсивность и длительность речевого сигнала.

Частота основного тона соответствует частоте колебания голо­совых связок. При производстве звука, составной частью которого является голос (гласные, звонкие согласные, сонанты), голосо­вые связки вибрируют не только всей своей массой, но и отдель­ными частями. Эта вибрация порождает образование множества звуковых волн различной частоты, которые и создают звук. Самая низкая частотная составляющая соответствует колебанию тела го­лосовых связок. Эту частоту и называют частотой основного тона,

ЧОТ (fundamental frequency). Частоту основного тона измеряют в количестве колебаний голосовых связок в секунду (герцах) или в полутонах, представляющих собой наименьший частотный интер­вал, воспринимаемый человеческим ухом.

Акустический коррелят громкости - интенсивность, или зву­ковая мощность, - определяется величиной звуковой энергии, проходящей за единицу времени через единицу площади. Диапа­зон интенсивности звуков, воспринимаемый человеческим ухом, очень велик. Интенсивность голоса певца превышает интенсивность шепота в 1000 раз. Поэтому для измерения интенсивности приме­няют логарифмические единицы - децибелы. Очень слабые зву­ки, не различимые человеческим ухом, акустически принимают за 0 дБ. Остальные звуки характеризуются тем, во сколько раз они превышают этот условный уровень.

Под длительностью речевого сигнала понимают количество вре­мени, затраченное на его произнесение. Длительность измеряется в милисекундах.

Описанные акустические характеристики являются лишь непо­средственными коррелятами того, что слышит человеческое ухо. Иными словами, слыша повышение или понижение мелодиче­ского уровня, мы воспринимаем его как результат непосредствен­ного изменения ЧОТ. На самом деле эффект мелодического изме­нения достигается путем сложного взаимодействия высоты, силы, долготы и даже тембра звука. Подобно этому эффект громкости возникает на основе взаимодействия силы с высотой и долготой.

Сверхсегментные средства формируют направление изменения голосового тона, уровень и диапазон фразы, ее громкость, темп, противопоставление ударных и безударных элементов, ритм, т. е. то, что принято называть просодией фразы.

К просодии фразы относят также и паузу, которая представля­ет собой отсутствие речевого сигнала. Часто элементом просодии считают и тембр (качество голоса). Качество голоса зависит от спектральных характеристик, тесно связанных с просодическими, и в первую очередь с уровневыми показателями (ЧОТ). Просодический тембр (качество голоса) принад­лежит не звуку, а фразе или ее отрезку и определяется в терминах «шепот», «хриплость», «фальцет» и т. д.

Просодия является строительным материалом звучащей речи, выполняя функции ее целостного формообразова­ния и разделения на сегменты. Характеризуя просодию речевой единицы, мы оперируем абсолютными показателями ЧОТ, ин­тенсивности и длительности, ничего не говорящими о смыслоразличительных возможностях этой единицы. В самом деле, ничего во фразе не меняется в зависимости от того, произнесена она высо­ким или низким голосом, громко или тихо, быстро или медленно. Один из виднейших исследователей в области экспериментальной фонетики и психологии речи называл просодию «кан­вой, по которой вышиваются интонации и слова».

Просодия - это комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, вре­менных, включая паузу), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фра­за, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию орга­низации и сегментации потока речи.

Сверхсегментные просодические средства служат материалом для образования трех взаимозависимых и взаимодействующих функ­циональных систем: интонации, ударения и ритма. Интонация яв­ляется системой единиц, обладающих планом содержания, а сле­довательно, смыслоразличительной функцией. Ударение выполняет функцию выделения одних слогов (словесное ударение) или слов (фразовое ударение) по отношению к другим. Ритм накладывает на синтагму, фразу, сверхфразовое единство и текст структурную сетку, организуя их.

Одно и то же просодическое средство может одновременно являться строительным элементом всех трех систем. Так, измене­ние направления тона в последнем значимом слове фразы выде­ляет его среди других слов (ударение), передает значение коммуникативного типа, или целеустановки (интонация), а повторяе­мость аналогичных тональных изменений создает ритмический эффект.