Игры, направленные на сплочение группы. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов "Брать — давать" Упражнение аплодисменты

Большая психологическая игра:

"Рисунок города"

Цели:

Развитие творческих способностей;

Формирование коммуникативных навыков;

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Материал:

бумага, ватман;

линейка, ластик;

фломастеры, карандаши, краски, кисти.

Ход занятия:

Упражнение «Ритуал приветствия» (5-8 мин.);

Разминка «Пожелание», «Комплимент»,

«Дружба начинается с улыбки…» (5-8 мин.);

Упражнение «Рисунок города» (20-25 мин.);

Упражнение «Аплодисменты по кругу» (3-5 мин.);

Упражнение «Ритуал прощания» (4-7 мин.).

Игра рассчитана на 3 дня с использованием заготовок сводов моста на третьем занятии.

ДЕНЬ 1

Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель:

Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Ведущий предлагает детям занять места на, предварительно расставленных кругом, стульях.

Психолог:

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.И сейчас я хочу предложить вам ребята, чтобы вы придумали смешное приветствие в виде рукопожатия, которое мы будем использовать с вами в ближайшее время. Ведь это рукопожатие будет отличием нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты , чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. И мы выберем то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

Разминка « Пожелания».

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии, начало сплочения группы.

Участникам предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет:

Обсуждение: кто что почувствовал, дети высказываются.

Упражнение «Рисунок города».

Цель:

Психолог:

А сейчас ребята, я вам предложу заняться вот каким заданием. Вы должны на ватмане нарисовать город, у каждого из вас будет свой дом. Предварительно вы решите и договоритесь, в каком стиле будет ваш город: деревня, мегаполис(очень крупный город), и т.д. . Если вам понятно задание, можете приступать.

4. Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия, переживание чувства радости.

Психолог:

Мы отлично поработали сегодня. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Я начинаю тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из вас ребята. Затем этот участник присоединяется к моим аплодисментам и выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику мы дружно аплодируем уже все вместе!!

Таким образом, каждому ребенку предлагается по очереди вступить в общие аплодисменты.

Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Психолог:

Вот и подошло наше занятие к концу и сейчас мы с Вами совершим один очень интересный ритуал, и это будет наш с вами «Ритуал прощания», который символизирует конец нашей с вами встречи, но это вовсе не означает, что мы не встретимся вновь!!

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу, приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо …(имя участника), до свидания».

ДЕНЬ 2

Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Разминка « Комплименты».

Цель:

Дети, сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу слева, ребенок говорит ему несколько добрых слов, может за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент дальше своему соседу, который находится так же слева от него и так пока не будут сказаны комплименты по кругу всем.

Важно! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не надо ждать, когда загрустит его сосед, пусть комплимент скажет психолог сам.

Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Во второй день участники заполняют оставшееся место между домами: рисуют парк, аллеи, фонтаны, театр и т.д., т.е. то, что посчитают необходимым.

Идет процесс работы, дети рисуют.

Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Упражнение «Ритуал прощания».

ДЕНЬ 3

Упражнение «Ритуал приветствия».

Стулья стоят по кругу. Дети начинают приветствовать друг друга, так как они решили в первый день занятий. (см. день 1, пункт 1.)

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу слева в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку. Ребенок, получивший улыбку, продолжает и так по очереди, слева направо до первого участника.

Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

На третий день занятий. Психолог, предварительно закрасив синим цветом, пространство между домами, предлагает детям «ситуацию потопа» , и объясняет им задачу. Участники должны наладить отношения со своими соседями: предварительно договорившись с соседями построить мосты. Необходимо построить мосты ко всем домам.

Идет процесс работы, дети рисуют.

В конце 3-го дня, после завершения процесса рисования, подводятся итоги. Психолог предлагает школьникам обсудить их результат, сам процесс их творчества - "Рисунок города", они могут высказать свои мысли, впечатления, ощущения от проделанной работы и результата их совместной деятельности, а также своей работы лично. Что им понравилось, а что нет.

Психолог получает обратную связь от детей.

Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 4.)

Упражнение «Ритуал прощания».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 5.)

Итоговые слова психолога: Я благодарю вас за участие в занятии, давайте все вместе скажем, друг другу «СПАСИБО» и поаплодируем себе. Наше занятие окончено. До свидания. До новых встреч!!!

Цели: В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодис-ментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодис-менты всего класса. Эта игра - одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Психолог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!

Литература

1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр «Академия», 1997г.

2. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993г.

3. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006г.

4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. 1990г.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб.: Питер, 2006г.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М.: 2000г.

7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2004г.

8. Козлов Н. И. Формула личности. - СПб: Питер, 1999г.

Правила тренинги:

1. Здесь мы общаемся «на ты». Это создает дружескую, доверительную атмосферу. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Бейджи. Не все еще помнят, как кого зовут и чтобы не путаться, давайте поможем друг другу.

3. Правило пунктуальности (Правило «00»). Хотя я его уже давно не ввожу. И в первые 30 минут тренинга всегда делаю какой-то интересный, но не обязательный процесс. Чтобы всем хотелось прийти вовремя. Ведь опаздывать все равно будут. А если правило есть, то оно не должно нарушаться. Второй вариант – ровно вовремя закрывать дверь. И тогда опоздавшие смогут войти только после перерыва.

4. Выключайте, пожалуйста, звук мобильных телефонов. Это иногда сильно отвлекает всю группу.

5. Правило указательного пальца. Если участники заметили, что обсуждение превратилось в бардак, звучат выкрики с места, никто никого не слушает… тогда заметивший участник может встать и поднять вверх указательный палец (при этом не говоря ни слова). Каждый, кто заметил человека, стоящего с поднятой вверх рукой с указательным пальцем, тоже встает, вытягивает вверх руку с указательным пальцем, при этом тоже замолкает. И так до тех пор, пока не стихнут все голоса. Только не стоит этим пользоваться тренеру. В данном случае инициатива должна исходить только от участников.



6. В эфире одна станция (закон микрофона) – то есть одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем. Если в группе с этим большие проблемы, можно «придумать маркер». Говорит только тот, у кого в руках маркер.

7. Правило вытянутой руки. Некоторые люди отличаются «долгоговорением». Если чей-то монолог затянулся, участники имеют право вытянуть вперед руку, тем самым показывая, что предмет разговора ясен. Пожалуйста, будьте осторожны с этим правилом. Как правило, в итоге руку начинают вытягивать те, кто как раз и склонен к долгоговорению.

8. Правило я-говорения (я-высказывания). Свою точку зрения излагаем от первого лица: «я считаю, я думаю, я чувствую…». Говорим за себя, не следует говорить за всю группу. Не «мы думаем…», а «я думаю», иначе получается, что ответственность перекладывается на кого-то. Говорим о себе от первого лица.

9. Правило личной активности. Тренинг от слова «тренировка». Тренинг - это личная тренировка каждого. Мы все читали много книг, но секрет успеха не в знании, а в умении применять. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать самому. Как в настоящем спортзале, где у кого-то цель – 20 отжиманий, а другого – 120, разные уровни могут быть в группе. Это не значит, что первому нужно уделять больше внимания, чем второму. Тренинг – это не уравнивание уровней участников. Тренинг – это личная тренировка каждого. Только от каждого из вас зависит, насколько эффективной данная тренировка будет лично для вас.



10. Правило конфиденциальности . Любые обсуждения людей и событий на группе возможны только в рамках этой группы.

11. Правило грамотной обратной связи. Говорим не о человеке, а о его поступке, выражаем свое отношение к действиям (ты замахнулся, мне это не понравилось).

12. Правило предложение в участники (добровольцы) только себя. Недопустимо на вопрос: «кто хочет выйти для примера» ответить «пусть Вася…».

13. Правило актуального общения. Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

14. Правило персонификации высказываний . Любое высказывание про участника группы адресуется ему лично. Не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею.

15. Правило «СТОП». Это право участника в любой момент «выйти из игры». Некоторым участникам важно знать, что если им станет тяжело, например, быть открвенными, делиться личными переживания, они всегда могут сказать СТОП.

Тема «Планета моей группы»

Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Оборудование:

набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой планеты, звезды, макеты материков, магнитофон.

Ход занятия.

1. Вводная часть.



Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов? Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

2. Основная часть.

Психолог:


Сделаем мы это с помощью наклеек с разными рисунками. Выберите себе наклейку с каким-либо изображением, можете приклеить ее себе на бейджик. Спасибо! Прошу занять место за столом, на котором есть такая же наклейка, и продолжим знакомство.

Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств.


При затруднении выдать памятку «Черты характера»

Кто-либо из группы представляет остальных участников.

Игра «Создаем материки».

Сегодня я предлагаю вам создать планету, которой нет на свете.

ЭТО ПЛАНЕТА МОЕЙ ГРУППЫ.





А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.


Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Решения могут быть очень разнообразными.

Презентация материков.


Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕЙ ГРУППЫ. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом.

Рефлексия занятия.

1. Какое настроение было у вас во время занятия?

2. Что понравилось больше всего?

3. Заключительная часть.

Психолог.


Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Планета моей группы»

Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Оборудование:

набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой планеты, звезды, макеты материков, магнитофон.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.
У вас замечательная группа, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из одноклассников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия .

Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов? Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

2. Основная часть.

Психолог:

Сегодня нам предстоит интересная работа, чтобы лучше ее выполнить, предлагаю разбиться на группы.
Сделаем мы это с помощью наклеек с разными рисунками. Выберите себе наклейку с каким-либо изображением, можете приклеить ее себе на бейджик. Спасибо! Прошу занять место за столом, на котором есть такая же наклейка, и продолжим знакомство.

Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств.

Если не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
При затруднении выдать памятку «Черты характера»

Кто-либо из группы представляет остальных участников.

Игра «Создаем материки».

Сегодня я предлагаю вам создать планету, которой нет на свете.

ЭТО ПЛАНЕТА МОЕЙ ГРУППЫ.
Так будет называться проект, который мы с вами сегодня создадим.
На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково будет их количество – это зависит только от вашей фантазии. Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.
В школе главной вашей работой является учеба. Следующий материк – МАТЕРИК УЧЕНИЯ.
У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование – это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.
Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.
А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний. учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых.
Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Решения могут быть очень разнообразными.

(Звучит легкая инструментальная музыка).

Презентация материков.

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Ребята высказывают свои предложения и дополнения. Материки размещаются на планете.
Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕЙ ГРУППЫ. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом.

Рефлексия занятия.

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?

3. Заключительная часть.

Упражнение «Спасибо за приятный день».

Психолог.

Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!».
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже оказаться в центре круга. Этим игра и завершается.



Упражнение «Аплодисменты по кругу» 2

Цель: эмоциональная разрядка.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи о занятии

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартному сценарию.

ЗАНЯТИЕ № 2
«Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен» (продолжение)

Цель: Развитие объективного отношения к экзамену.

Разогрев. Упражнение «Приветствие без слов»

Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.

Время выполнения - 5 мин.

Учащимся предлагается поприветствовать друг друга без слов, используя язык движений и жестов.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: карточки с незаконченными предложениями.

Примерное содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах.; Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам.; Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов.; Откровенно говоря, когда я прихожу домой.; Откровенно говоря, когда у меня свободное время.; Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку.; Откровенно говоря, когда я волнуюсь.; Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями.; Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах.

По окончании выполнения задания проводится анализ: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

Упражнение «Самое трудное»

Цель: активизировать учащихся.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч.

Ведущий показывает мячик и предлагает участникам следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене - это...» и бросить мяч любому другому человеку».

Упражнение-игра «Казнить нельзя помиловать»

(упр. «Обвинение и защита» В. В. Петрусинского в модификации автора программы)

Цель: формирование разностороннего взгляда на ситуацию экзамена, развитие уверенности.

Время проведения - 40 мин.

Необходимое оборудование: бумаг, ручки, «портрет обвиняемого» (из упр. «Две стороны»)

Для этой игры необходимо разделить учащихся на две команды, одна из которых будет представлять сторону защиты, другая сторону обвинения. Каждая команда направляет из своего состава по 2 человека в состав «Верховного суда».

Ведущий сообщает о том, что открыто судебное заседание над ЕГЭ, на котором нужно определить его дальнейшую судьбу (личность обвиняемого - рисунок «Образ ЕГЭ» размещен на стене или доске). Далее сообщается суть обвинения (например: портит отношения, вызывает тревогу, но также имеет опыт новых методов, современен и т.д.). Задача группы «обвинителей» делать упор на негативные черты обвиняемого. Задача «защиты» найти положительное объяснение этим чертам, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения. Обе команды должны быть предельно аргументированы. Члены верховного суда могут задавать вопросы той или иной стороне. В прениях каждая сторона озвучивает свою версию приговора (постановкой запятой в фразе). В итоге после совещания члены верховного суда оглашают окончательный приговор ЕГЭ. В зависимости от этого участникам предлагается либо «казнить» (разорвать), либо «помиловать» (оставить на видном месте и написать пожелания). После завершения игры проводится обсуждение чувств, которые участники испытывали в процессе игры, отношения к ЕГЭ, трудностей.

Упражнение «Баржа»

Цель: снятие напряжения

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Участникам предлагается, бросая мяч друг другу «наполнить» баржу тем, что способствует исполнению любых желаний. Это могут быть предметы, события, явлениями и умения и пр.

Упражнение «Мечты и цели»

Цель: настроить на успех.

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задает участникам вопрос о том, одинаковым ли являются понятия желание и цель, и если нет, то в чем различия? После высказываний мнений участников ведущий предлагает участникам посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы каждый из них хотел? Каждый записывает свои цели и пять шагов, которые помогают их достичь. Далее предлагается без слов, с помощью мимики и жестов , рассказать об этом. Задача остальных других догадаться, о чем идет речь.

По окончании упражнения проводится анализ: Трудно ли было выбрать цель? Какими являются ваши цели посильные достижимые, слишком глобальны или наоборот мелкие?

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартной схеме.

Завершение. Упражнение «Нарастающие аплодисменты»

Цель: снятие усталости, позитивный настрой.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий предлагает участникам поблагодарить участников особыми аплодисментами. Все по очереди, по одному присоединяются к нему. Сначала хлопаем по ладони одним указательным пальцем. Как только весь круг присоединился, хлопки начинаются двумя пальцами, на третьем круге тремя и т.д.
ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: Формирование самоанализа и позитивного самовосприятия.

Вводная часть - 5 мин.

Ведущий: «Эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Все мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, злимся, тревожимся или веселимся - все это проявления эмоций.

Эмоции можно «ощущать» - т.е. обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают сильные чувства: мы можем покраснеть, почувствовать, покалывание в сердце, ощутить пустоту в животе и т.д.

Чувства не бывают плохими или хорошими - это часть нас самих. Однако они могут влиять на наши поступки. Один человек, испытывая тревогу и беспокойство по поводу предстоящего экзамена, будет очень тщательно к нему готовиться и сдаст хорошо. Другой же, напротив, настолько расстроится из-за боязни плохо сдать экзамен, что забудет элементарные вещи, о которых все знают, и он в том числе.

Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому очень важно знать, чем отличаются эмоции (или чувства) от мыслей и действий (поведения).

Что делает человек в той или иной конкретной ситуации, как он определяет свое состояние - «я думаю», «я чувствую» или «я делаю»? И сегодня наше занятие будет посвящено как раз этому.»

Упражнение «Контуры тела» 4

Цель: осознание связи эмоций с телесными ощущениями .

Время проведения 15 мин.

Необходимые материалы: лисы со схематическим изображением контуров тела (на каждого участника)

Учащимся раздаются листы с изображением 4 силуэтов человеческого тела, и предлагается вспомнить и отследить свои телесные ощущения 4 эмоций (злость, страх, грусть, радость), обозначить их на контурах тела цветом, наиболее подходящим данной эмоции. После выполнения упражнения проходит обсуждение сходств и различий локализации телесных ощущений у учащихся. Они визуально могут увидеть зоны соматически подверженные риску при наличии нескольких отрицательных эмоций на одну область.

Упражнение «ПЧМ»

Цель: формирование умения различать поведение, мысли, чувства

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: листы со списком ситуаций, ручки.

Учащимся выдаются листы со списком ситуаций, и предлагается разделить их на три категории: «Мысли», «Чувства», «Поведение», обозначив ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю»:

Список ситуаций : Ты пробуешь разные способы решения уравнения; Ты радуешься хорошей отметке; Ты волнуешься перед экзаменом; Ты отвечаешь на вопросы теста; Ты решаешь, куда пойти учиться; Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле; У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой; Ты обедаешь в столовой; Ты выбираешь компьютерную игру в магазине; Ты моешься в душе; У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу; Ты включаешь свет в комнате; Ты бежишь по дорожке стадиона; Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди; Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу»

По окончании выполнения задания проводится обсуждение.

Упражнение «Эмоциональный барометр» 3

Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: цветные карандаши, листы с изображением барометра.

Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а учащиеся отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.

Виды эмоций : Растерянный; Недовольный; Злой; Гневный; Расстроенный; Испуганный; Радостный и т.п.

Примеры ситуаций : 1. Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать; 2. Друг подвел тебя в важном деле; 3. Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал ; 4. Поссорился с девушкой; 5. Опаздываешь на занятия и т.п.

По завершении упражнения проводится обсуждение: Легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?

Ведущий: «Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться, и нам бывает трудно их выразить».

Упражнение «Волна»

Цель : развитие умения различать силу и «качество» эмоции

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задается слово, обозначающее эмоцию, участники по кругу называют различные «качества» этой эмоции:

Печаль - тихая, легкая, светлая

Горе - глубокое, страшное, неизмеримое, опустошающее, убивающее

Счастье - тихое, светлое, большое, дурманящее, опьяняющее

Если характеристики эмоции исчерпаны, ведущий называет следующую эмоцию, и работа круга возобновляется с того участника, на котором остановились.

После выполнения упражнения проводится обсуждение какую эмоцию было сложнее всего описывать и почему.

Упражнение-релаксация «Солнце» 6

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Время проведения 5-7 мин.

Сядем, расслабимся, закроем глаза, ощутим, как приятное тепло разливается по нашему телу. Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает, и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее.

Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света . Открываем глаза.

Упражнение «Рисунок своего состояния»

Цель: закрепление положительного эмоционального состояния.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, листы бумаги.

Учащимся предлагается нарисовать свое состояние после выполнения упражнения «Солнце».

Рефлексия

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии.

Время проведения - 5 мин.

Подводится итог занятия. Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии?»

Завершение. Упражнение «Хвастунишка» 4

Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Учащимся предлагается по кругу, бросая мяч, похвастаться: «Я самый, я лучше всех».

ЗАНЯТИЕ № 4

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов.

Разогрев. Упражнение «Я люблю, Я могу, Я хочу...»

Цель: положительный настрой, повышение самооценки.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч

Участникам предлагается, передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю.», затем «Я хочу.», и наконец, «Я могу.».

По окончании проводится анализ: « Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». 8

Цель: в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ.

Время проведения - 15 мин.

Инструкция: «Очень важно хорошо ориентироваться в правилах и процедуре проведения ЕГЭ. Вам предлагаются вопросы, касающиеся правил ЕГЭ. Из нескольких вариантов выберите правильный ответ» (Приложение 1).

Мини-лекция «Уверенность на экзамене»

Цель: формирование уверенного поведения во время экзамена.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техник самоподдержки и релаксации, которые мы будем осваивать. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя уверенно, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации».

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Время проведения - 1 5 мин.

Ведущий: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене?». Напротив каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.

Время проведения - 5 мин.

Рисунок «Символ уверенности»

Цель: закрепление ощущения уверенности.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, бумага.

Ведущий: «Нарисуйте символ (образ) уверенности, о котором мы говорили во время предыдущего упражнения». После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

По окончании выполнения проводится анализ: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Упражнение «Декларация самоценности». 9

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Время проведения - 10 мин.

Ведущий: «Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя , Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что- то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно!».

После прочтения проводится анализ: «Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятий.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Что для вас было наиболее интересным и важным на сегодняшнем занятии? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»

Завершение. Упражнение «Прощай напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Время проведения - 7 мин.

Необходимые материалы: газеты.

Участниками предлагается скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске . По завершении упражнения проводится анализ по следующим вопросам: « Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

ЗАНЯТИЕ № 5

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Разогрев. Упражнение «Передача хлопка»

Цель: настроить учащихся на активную работу.

Время проведения - 5 мин.

Участникам предлагается по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Время проведения - 7 мин.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги. Затем участникам предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.

Мини-лекция «Как справиться с тревогой»

Цель: информирование, получение опыта

Время проведения - 5 мин.

Ведущий «Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания. Ещё справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие».