Финансовая система и фискальная политика. Финансовая система и фискальная политика государства Государственные финансы фискальная политика государства

Первонач сферой возникнов финанс отноше - процессы первич распредел стоимости обществ продукта, когда эта стоимость распад-ся на составляющие и образуются различные формы денежных доходов и накоплений. Распредел и перераспредел стоимости с помощью финансов сопровожд. движением денежных средств, которые принимают форму финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы формируются у предприятий, домохозяйств и государства засчёт: -различных видов денежных доходов, отчислений, поступлений

Финансовые ресурсы используются на: -расширение воспроизводства, на материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансы отражают совокупность отношений по поводу: формирования, распределения, использования фондов денежных средств на уровне государства, предприятий и домохозяйств. Сущность финансов проявляется в их функциях: 1.распределительная –2.контрольная. Первая функция направлена на обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Вторая позволяет оптимизировать деятельность предприятий, домохозяйства и государства на основании сравнения их доходов и расходов

Финансовая система – совокупность финансовых рынков и институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Основной целью финансовой системы - перераспределение потоков финансовых средств от субъектов имеющих их в избытке к субъектам испытывающих в данный момент их недостаток.

Функции финансовой системы ….-обеспечение перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве(между субъектами, регионами, отраслями). -управление рисками. -обеспечение платежей и расчётов. -объединение финансовых ресурсов и разделение капиталов. -предоставление ценовой информации.-решение проблемы стимулирования

Структуры финансовой системе. По структуре финансовая система состоит из сфер или звеньев финансовых отношений на уровне государства предприятий и домохозяйств. Таким образом выделяется сразу три сферы: гос финансы и финансы предприятий и домохозяйств. Сфера гос финансов включает государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и гос кредит. Финансы предприятий и домохозяйств включают финансы предприятий, финансы частных некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств и финансовые институты. Финансовые институты – это организации которые предоставляют финансовые услуги и продают финансовые продукты другим субъектам рынка. К сектору финансовых институтов относятся банки и небанковские кредитные учреждения.. Банки бывают эмиссионными, универсальными коммерческими специализированными. Эмиссионные наделены правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения хранение золотовалютных запасов и управление валютным курсом национальной денежной единицы. Коммерческие и специализированные банки свою расчёты осуществляют через эмиссионные банки..

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

Привлечение свободных денежных средств на вклады. -предоставление кредитов. -осуществление расчётных операций. Специализированные банки делятся на инвестиционные учётные, судосберегающие, ипотечные, депозитные, клиринговые

К финансовым институтам относятся не банковские кредитные учреждения –это финансовые посредники, которые ориентированы на обслуживание определённых типов клиентуры или на выполнение отдельных кредитных услуг. К небанковским институтам относятся институционные и трастовые фонды, финансовые и инвестиционные компании, страховые организации, пенсионные фонды и кредитные союзы. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, мобилизации капитала через все виды акций, кредитов и кредитной взаимопомощи.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. Основную роль здесь играют финансовые институты, которые направляют потоки денежных средств от собственников к заёмщикам. . Товарам на данном рынке выступают деньги и ценные бумаги. Выделяют несколько основным сегментов финансового рынка: денежный рынок, рынок золота и рынок капитала. .Рынок капиталов подразделяют на рынок суддных капиталов, на котором выдаются банковские кредиты и рынок ценных бумаг, который в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. Первичный обслуживает выпуск и первичное размещение ценных бумаг. На этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путём продажи своих ценных бумаг. Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг осуществляемый фондовыми биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг неполучивших допуска на фондовые биржи. Государственный бюджет – совокупность денежных доходов и расходов государства в течении определённого периода времени (финансового года). Бюджетная система страны представляет собой совокупность всех видов бюджета на данной территории страны. Организация бюджетной системы, принципы её построения представляют собой бюджетное..?? устройство страны

Количество звеньев бюджетной системы страны определяется её административно-территориальным делением. В унитарных государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и местный. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трёх звеньев: государственный бюджет, региональные и местные бюджеты. Доходная часть гос бюджета формируется за счёт государственных доходов, которые подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые – поступления от уплаты налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве. К неналоговым относятся доходы от эксплуатации государственной собственности и от её продажи. Поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг различного рода штрафы, поступления от реализации конфискованного, переданного в дар государству или иного имущества. Государственные доходы -обыкновенные, получаемые ежегодно из однотипных источников. -чрезвычайные, обусловленные необходимостью удовлетворения чрезвычайных потребностей. Государственные расходы –система денежных отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов государства. Осуществляются уполномоченными государственными органами. По содержанию делятся на. -реальные, связанные с деятельностью государства.-расходы по взиманию налогов и иных платежей. Реальные направляются на: социальные нужды, национальную оборону, государственное управление и правоохранительную систему, народно-хозяйственные нужды(здесь важное место принадлежит гос инвестициям, которые идут на финансирование отраслей инфраструктуры, транспорт, связь, мелиорацию; финансирование новых прогрессивных отраслей и убыточных отраслей, финансирование научных исследований). По форме выделения государственные расходы делятся на. -государственные закупки (заработная плата, расходы на закупку товаров и услуг для потребления в этой сфере. Эти расходы называются истощающими. -государственные инвестиции. -трансферты – социальные выплаты: государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты лицам с низкими доходами. -выплаты по государственному долгу. Если из общей суммы налоговых поступлений в бюджет вычесть социальные трансферты из?? суммы выплат по внутреннему гос долгу, то оставшаяся величина будет составлять так называемую сумму чистых доходов

Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Налоговые ставки. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивная, регрессивная и пропорциональная налоговая ставка. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. Коэффициент Джини.

Налоги – обязательный платёж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общественных потребностей. Налоги поступают в бюджет

Функции: -фискальная – состоит в аккумуляции средств гос бюджета для последующего финансирования гос расходов

Регулирующая – направлена на обеспечения стимулирующего или сдерживающего воздействия государства на процессы воспроизводства, платёжеспособный спрос населения и размещение капиталов через установление налогов и налоговых ставок

Социальная – направлена на смягчение социального неравенства через перераспределение доходов и богатства в обществе

Контрольная – состоит в количественной оценке налоговых поступлений и их соотнесении с потребностями государства в финансовых средствах

Все налоги в зависимости от объекта налогообложения – доходов или имущества, или расходов, все налоги делятся на два вида: прямые и косвенные. -Прямые – налоги на доходы и имущество. Делятся на 2 группы: реальные и личные

Реальные налоги уплачиваются за владение отдельными видами имущества. Он уплачивается всеми владельцами независимо от их финансового положения и доходов. - Личные уплачиваются с доходов либо имущества налогоплательщика с учётом его платёжеспособности. К ним относятся: подоходный налог (физические лица) и налог на прибыль(юридические лица)

Косвенные налоги – ими облагаются расходы на потребление. Делятся он на 4 группы: -ндс – налог на добавленную стоимость -налог с продаж –акциз -таможенная пошлина

Они заложены в цену товара или услуги, фактически эти налоги уплачивает потребитель. Помимо деления налогов на прямые и косвенные принята их классификация в зависимости от уровней бюджета в который они поступают. –общегосударственные –региональные -местные

Элементами налога являются -плательщик налогов – физическое или юридическое лицо которое владеет объектом налогообложения и в силу этого несёт налоговое обязательство -объект налогообложения – то с чего платится налог (доход, земля, имущество, капитал

Налоговая база (единица измерения объекта налогообложения) -налоговая ставка – размер налога с единицы измерения объекта налога???

Налоговый период -порядок исчисления и сроки уплаты налога

Прогрессивный налог – налог, ставки которого увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Прогрессивным налогом облагаются как правило доходы физических лиц

Пропорциональный налог – налог, ставка которого остаётся неизменной независимо от величины дохода налогоплательщика

Регрессивный налог – налог, ставки которого снижаются по мере роста дохода налогоплательщика

Два подхода к проблеме распределения налогового бремени

Принцип полученных благ – в его основе лежит концепция индивидуалистической теории выгоды, те кто получает большую выгоду должен платить больше налогов

Концепция платёжеспособности – величина налогов должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния; подразумевает вертикальную – налогоплательщики, имеющие более высокие доходы, должны уплачивать и более высокие налоги как в абсолютном так и в относительном выражении; и горизонтальную справедливость – налогоплательщиков имеющих одинаковый уровень доходов, должны взиматься одинаковые суммы налогов

Ведение налогов оказывает различное воздействие на покупателей производителей и государства. Та выгода, которую извлекает потребитель при покупке товара определяется потребительским излишком, суммой которую он готов заплатить сверх цены товара. Выгода извлекаемая продавцами определяется излишком производителя – суммой, которую они получают за товар за вычитом издержек.

Выгода, которую получает государство представляет собой налоговые поступления от обложения данного товара. Поскольку государство расходует налоговые поступления на производство общественных благ и услуг, то общество в целом ничего не теряет от того, что производители и потребители уплачивают налог. Однако при введении или повышении налога возникает феномен избыточного налогового бремени, т.е безвозвратных потерь излишков которые получают потребители и производители по причине падения ниже оптимальных уровней потребления и производства

графическое отображение зависимости между объёмом налоговых поступлений в гос бюджет и уровнем налоговых ставок отражает кривая Лаффера.


Похожая информация.


Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы представляют собой совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Принято выделять две функции финансов:

Перераспределительная функция – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения.

Контрольная функция – финансы через финансовые ресурсы и фонды обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы, т.е. информировать о пропорциях распределения общественного продукта.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовая система включает:

Государственные финансы;

Финансы хозяйственных субъектов;

Финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до 1/2. Больше всего в Швеции – около 2/3. В России этот показатель составляет примерно 1/2 ВВП.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач в области регулирования экономики. Одним из путей их решения является проведение финансовой политики.

Государство определяет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию в экономике. Конечные направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых задач.

В зависимости от длительности временного интервала и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного (оперативного) изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия.


Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов.

Основой фискальной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.

Составными частями фискальной политики государства являются:

- дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих рас­ходов и доходов (налогообложения).

- недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;

Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:

Расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);

Ограничительная (рестриктивная или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью сниже­ния государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).

Ограничительная политика применяется, прежде всего, для борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности развития экономики и обеспечения экономического роста. Расширительная политика может поро­дить инфляцию.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G);

Изменение суммы подоходного налогообложения (T).

1) Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

2) Финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

3) Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

4) Внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

5) Бюджетная система – представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти. Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. Как правило, она состоит из государственного (федерального) и местных (региональных) бюджетов. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия) имеются промежуточные звенья - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

6) Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.

7) Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

8) Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

9)Уровень дефицита госбюджета . Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.



10) Уровень внешнего долга .ВНЕШНИЙ ДОЛГ суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.

11) Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные.

12) Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

13) Объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 "Объекты налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

14) Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост).

15) Косвенные налоги – налоги виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость).

16) Фискальная политика – это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики. Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.

17) Дискреционная политика – это гибкая политика, ориентирующаяся в большей мере на изменяющуюся экономическую ситуацию, чем на решения законодательных и исполнительных органов.

18) Автоматическая политика – означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

19) Мультипликатор государственных расходов – это отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов. Показывает воздействие государственных расходов на изменение объема совокупного спроса.

20) Налоговый мультипликатор - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Узловые вопросы темы.

1. Общее понятие и функции финансов .

Финансы - совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования.

Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную.

2. Принципы построения и структура финансовой системы государства .

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы –

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Фонды имущественного и личного страхования;

Фондовый рынок;

2) децентрализованные финансы –

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансовых посредников (кредитных организаций, частных

пенсионных фондов, страховых организаций и других фи

нансовых институтов);

Некоммерческих организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

3. Бюджет и бюджетное устройство .

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

4. Функции государственного бюджета .

Образование основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

Использование средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

Осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов.

5. Доходная часть государственного бюджета .

Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:

1) налоговых доходов;

2) неналоговых доходов;

3) безвозмездных перечислений.

6. Расходная часть государственного бюджета.

Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

7. Причины образования бюджетного дефицита.

Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита, который:

Может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

Возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

Может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

8. Источники финансирования бюджетного дефицита и возможные последствия. Кривая Лаффера.

Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:

1) внутренние и внешние займы;

2) ужесточение налогообложения;

3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

Изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

Более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;

Сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;

Запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

9. Государственный долг и его виды.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

10. Функции налогов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех

государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и

материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

11. Принципы налогообложения.

К основным принципам налогообложения относятся:

Принцип законности налогообложения;

Принцип всеобщности и равенства налогообложения;

Принцип справедливости налогообложения;

Принцип публичности налогообложения;

Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

Принцип экономической обоснованности налогообложения;

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

Принцип определенности налоговой обязанности;

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;

Принцип единства системы налогов и сборов.

12. Налоговая система РФ.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

Федеральные налоги и сборы;

Налоги и сборы субъектов РФ - региональные;

Местные налоги и сборы

13. Влияние государственных расходов на совокупный спрос.

Совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Совокупный спрос напрямую зависит от государственных расходов на закупку готовых товаров и услуг. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

14. Влияние налоговых ставок на совокупный спрос.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

15. Стимулирующая фискальная политика.

Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

16. Сдерживающая фискальная политика.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Тесты

а + + + +
б
в + + +
г + + +

Тема 7

Экономический рос

1) Экономический рост - это увеличение ВВП страны как совокупного, так и в расчете на душу населения.

Экстенсивный тип экономического роста (лат. extensivus – расширяющийся). В этом случае увеличение объемов производства происходит за счет трех факторов: а) основного капитала (фондов); б) рабочей силы и в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. Он имеет свои достоинства. Это - наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.

Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойствен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.

2) Интенсивный тип экономического роста - выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления оолее дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энсргорссурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

3) Новое качество экономического роста – это повышение эффективности производства на основе достижений НТП, применение ресурсосберегающих технологий, качественное преобразование структуры производства.

Новое качество экономического роста проявляется также в том, что вещественный прирост производства происходит главным образом за счет продукции тех отраслей, которые определяют технический прогресс и обслуживают непосредственные потребности человека. В современных условиях адекватным показателем нового качества экономического роста служат темпы роста не промежуточной, а конечной продукции.

4) Модель экономического роста Е.Домара – это простая кейсианская модель экономического роста, исследующая двоякую роль инвестиций в увеличении совокупного спроса и в увеличении производственных мощностей совокупного предложения во времени.

В коротком периоде модель Домара не учитывает, что увеличение инвестиций ведет к увеличению производственных мощностей, эффект от которых невелик в коротком периоде, но в долгом периоде, когда проявляется экономический рост, следует принимать во внимание их роль в росте производственных мощностей.

5) Модель экономического роста Р. Харрода – это математическая модель экономического роста, в которой основное внимание уделяется темпу, с которым национальный доход должен расти, чтобы удовлетворить условию кейнсианской экономической теории.

Кейнсианская экономическая теория - совокупность макроэкономических концепций, в соответствии с которыми современная рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения их полной занятости следует применять фискальную и кредитно-денежную политику.

6) Модель производственной функции Кобба-Дугласа – это зависимость объема производства Q от создающих его затрат труда L и капитала K.

Впервые была предложена Кнутом Уикселлом. В 1928 году функция проверена на статистических данных Чарльзом Коббом и Полом Дугласом в работе «Теория производства». В этой статье была предпринята попытка эмпирическим путем определить влияние затрачиваемого капитала и труда на объем выпускаемой продукции в обрабатывающей промышленности США.

Общий вид функции:

Где А - технологический коэффициент, α - коэффициент эластичности по труду, а β - коэффициент эластичности по капиталу.

Если сумма показателей степени (α + β) равна единице, то функция Кобба-Дугласа является линейно однородной, то есть она демонстрирует постоянную отдачу при изменении масштабов производства.

Если сумма показателей степени больше единицы, функция отражает возрастающую отдачу, а если она меньше единицы, - убывающую.

7) Модель «затраты-выпуск» В.Леонтьева – это экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостный состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли.

8) Нулевой экономический рост .

Концепция нулевого экономического роста была выдвинута в начале 70-х гг. группой экономистов и социологов, которой руководили Деннис и Доннела Медоуз. Ссылаясь на истощение сырьевых ресурсов, опасность нарушения экономического равновесия, авторы этой концепции пришли к выводу, что экономический рост подошел (или подходит.) к определенному пределу, за рамками которого человечеству угрожают серьезные катаклизмы, полное использование природных ресурсов.

Позитивным в концепции нулевого роста является стремление пересмотреть «привычные» представления о неисчерпаемости природных недр. Авторы концепции предупреждают о серьезных последствиях стремительного развития техники, о резком ухудшении среды проживания. По их мнению, реальный экономический рост возможен лишь при отказе «от проедания» природных ресурсов.

9) Экономический цикл – это периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике. Экономический цикл состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление.

Различают длинные экономические циклы, повторяющиеся каждые 20-25 лет, и короткие циклы, повторяющиеся каждые 5-10 лет.

Узловые вопросы темы.

1. Сущность, показатели измерения и типы экономического роста .

Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема национального производства на основе положительной динамики валового национального продукта.

Экономический рост можно характеризовать как развитие экономики за определенный период, измеряемое либо темпами роста реального объема ВВП или национального дохода, либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения роста используется обычно при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах.

Экономический рост может быть экстенсивным или интенсивным. Существует также смешанный тип, образующийся комбинацией вышеперечисленных.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов: численности работников, средств труда, земли, сырья и т.д. При экстенсивном типе сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

При интенсивном типе экономического роста расширение производства обеспечивается за счет качественного изменения используемых факторов производства: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы с более высокой квалификацией и производительностью труда и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

В чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь идет только о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте.

2. Факторы экономического роста.

Факторы экономического роста - это причины, порождающие экономический рост.

Под факторами экономического роста в экономической теории понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

Они оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на экономический рост, поэтому по способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы.

Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. К ним относятся:

Увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

Рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

Совершенствование технологии и организации производства;

Повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

Рост предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. Главными из них можно считать:

Снижение степени монополизации рынков;

Уменьшение цен на производственные ресурсы;

Снижение налогов на прибыль;

Расширение возможности получения кредитов.

3. Экономический цикл и его фазы.

Экономические циклы - регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до спада (экономической депрессии).

Выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём;

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик , или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают ситуацию падения деловой активности, которая продолжается свыше трёх месяцев подряд.

Дно (депрессия) экономического цикла - это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась почти десять лет.

4. Типы экономических циклов.

Обычно выделяют четыре основных типа экономических циклов:

циклы Китчина - краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-4 года, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчином. Сам Китчин объяснял существование краткосрочных циклов колебаниями мировых запасов золота, однако в наше время такое объяснение не может считаться удовлетворительным. В современной экономической теории механизм генерирования этих циклов обычно связывают с запаздываниями по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами.

циклы Жюгляра - реднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал.

ритмы Кузнеца - экономические циклы с характерным периодом 15-20 лет. Были открыты в 1930 году лауреатом Нобелевской премии Саймоном Кузнецом.

Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их "демографическими" или "строительными" циклами.

длинные волны Кондратьева - открыты русским экономистом Николаем Кондратьевым. Характерный период - 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет). Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Многие экономисты не признают существования таких волн.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т. д.

5. Антициклическое регулирование.

Одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на с.-хоз. продукцию и др.).

Тесты

а +
б + + +
в +
г +

1. Финансовая система: назначение, функции, структура.

2. Социально-экономическое содержание фискальной политики.

3. Дискреционная фискальная политика.

4. Недискреционная фискальная политика.

5. Государственный долг: причины возникновения и последствия.

6. Теория экономики предложения.

1.Финансовая система: назначение, функции, структура.

Финансовые отношения возникают между субъектами рыночных отношений и представляют собой денежные отношения, не связанные с обслуживанием личного потребления. К основным видам финансовых отношений относятся денежные отношения: между государством и предприятиями; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между предприятиями и организациями; внутри предприятий и организаций.

Таким образом, финансовая система есть совокупность исторически сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования и использования денежных средств, не связанных с обслуживанием личного потребления.

Финансы выполняют в экономике аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную функции.

Одним из главных элементов финансовой системы страны выступает её налоговая система.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы и методы построения налогов.

Роль и структура налоговой системы определяется особенностями исторического и экономического развития конкретной страны. Налоговая система предназначена обеспечивать государство финансовыми ресурсами. Она включает в себя различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

Основную группу налогов составляют прямые и косвенные налоги. Данная группа налогов связана с объектом налогообложения и особенностями взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма налогообложения). К ним относятся: налог на прибыль фирмы, корпорации, индивидуальный подоходный налог, налог с наследства, налог на транспортные средства и др. Косвенными налогами являются налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф услуги. Владелец товара или предоставляющий услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые затем перечисляет государству (косвенная форма налогообложения). В данном случае связь между плательщиком налогов (потребителем товара или услуги) и государством опосредована объектом налогообложения. К косвенным налогам относятся: налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины и др.



По признаку изменения налоговых ставок налоги подразделяются на: налоги с постоянной ставкой, с пропорциональной ставкой, с прогрессивной и регрессивной ставками.

Другим важным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет представляет собой ежегодный финансовый план образования и использования централизованного денежного фонда государства.

Основные элементы государственного бюджета – доходы и расходы государственного бюджета.

Государственные расходы включают в себя государственное потребление (C G ) и государственные инвестиции (I G ), т.е. G = C G + I G . Кроме того, расходная деятельность государства проявляется в выплате трансфертов (T r ), состоящих из субсидий (субвенций) предпринимателям (T rU ) и различных выплат домашним хозяйствам (T rH ). Государственные расходы также включают в себя выплаты процентов по государственному долгу (rD G ), где r – реальная ставка процента.

История экономического развития индустриально развитых стран показывает, что доля государственных расходов в ВНП или ВВП на протяжении ХХ в. имеет устойчивую тенденцию к росту. Примечательно, что ещё в ХIХ в. немецкий экономист Адольф Генрих Вагнер выявил эту тенденцию, которую в последствии назвали «законом Вагнера».

Закон Вагнера – политэкономическая закономерность устанавливающая, что с развитием мировой экономики доля государственных расходов в ВНП или ВВП имеет тенденцию к росту.

Основные виды расходов и доходов государства сведены в таблицу 11.1.

Таблица 11.1

Главными источниками доходов государства являются налоги (T x ) в виде прямых (T x dir ) и косвенных налогов (T x ind ), факторный доход государства (Y G ) от продажи благ, произведённых в госсекторе, и создания государственного долга (D G ). При этом, для упрощения теоретического анализа, часто используют понятие чистых налогов (Т ), которые определяются следующим образом: Т = Т x – Т r .

Нормальное состояние госбюджета предполагает равенство расходной и доходной его частей, т.е. сбалансированность доходов и расходов госбюджета. Между тем на практике часто возникают ситуации отличные от нормальной, которые обычно характеризуются возникновением дефицита или профицита государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году. Противоположная ситуация называется профицитом госбюджета .

Дефицит государственного бюджета может быть либо структурным, либо циклическим. Структурный дефицит государственного бюджета возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Циклический дефицит государственного бюджета является результатом циклического падения национального производства и отражает кризисные явления в экономике.

Если правительство для борьбы с инфляцией и спадом производства проводит дискреционную фискальную политику, то ему, как правило, редко удаётся в конкретном году сбалансировать свой бюджет, т.е. уравнять доходы и расходы государства. В макроэкономической теории разработано три подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета . При этом в каждом случае правительство оказывает влияние на занятость, объём реального национального дохода и общий уровень цен.

Первый подход основан на концепции ежегодного балансируемого бюджета , т.е. ежегодного уравнивания доходов и расходов государства. Такой подход, по сути, противоречит антициклической политике государства, поскольку в действительности он углубляет циклические колебания. Между тем сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую бюджетную политику, так как, по их мнению, она ограничивает экспансию государственного сектора и потому препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате проведения такой бюджетной политики вмешательство государства в экономику ограничивается и при этом не происходит увеличения издержек общества в виде роста налогов.

Второй подход основан на концепции бюджета балансируемого на циклической основе . Сторонники данного подхода (кейнсианцы, неокейнсианцы и др.) предлагают для стабилизации экономики чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решается лишь отчасти, так как в большинстве случаев продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.

Третий подход основан на концепции функциональных финансов . В соответствии с данной концепцией основной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение. Неинфляционная полная занятость и стабилизация экономики должны быть достигнуты не зависимо от влияния проводимой фискальной политики на величину дефицита госбюджета и государственного долга. Таким образом, при данном подходе проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.

2. Бюджетная система России

3. Сущность и функции налогов

4. Фискальная политика государства

1.Сущность, структура и функции финансов

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

Распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

Перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

Воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

Стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

Контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Структура финансовой системы России можно представить в виде следующей схемы.

Рисунок 1. – Структура финансовой системы России.

Данная схема наглядно демонстрирует, что основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как именно от них зависит денежное наполнение всех остальных элементов системы. Но центральным звеном финансовой системы считается государственный бюджет, в связи с тем, что с его помощью осуществляется перераспределение денежных ресурсов между субъектами экономики.

2. Бюджетная система России

Понятие «бюджет» - это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов; форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации. Принципами её построения являются:

Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единую правовую базу, формы бюджетной документации, коды классификации бюджетных статей и т.д.;

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления;

Принцип полноты отражения доходов и расходов. В соответствии с данным принципом в бюджете должны быть прописаны все доходы и расходы в полном объеме;

Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Бюджетный кодекс России запрещает планирование профицита бюджета на региональном и местном уровне и ограничивает размеры дефицита;

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Принцип гласности. Этот принцип требует обязательной публикации в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

Принцип достоверности бюджета. Предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение определенных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального Банка и других источников.

В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.

Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х годов ХХ века, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост. Однако в России федеральный бюджет планируется с профицитом с 2001 года в целях борьбы с инфляцией.

Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:

1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 года). В какой-то мере, к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального Банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;

2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т.д.

Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.

Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета. Если налоговые доходы окажутся выше плановых показателей, то дополнительные средства идут или на выплаты по государственному долгу, или на увеличение расходных статей бюджета.