Ажурный дом на ленинградском проспекте 27. Ажурный дом изнутри

Приметное здание по адресу Ленинградский проспект, 27 получило в народе два названия – Ажурный дом (за наличие узорчатых решеток на фасаде) и Дом Бурова (по фамилии одного из архитекторов).

Возвели его на месте одной из хозяйственных построек , на пересечении с Беговой аллеей, начало которой обозначено двумя прямоугольным постаментами бывших въездных ворот к конноспортивному комплексу. На пилонах установлены скульптурные группы «Диоскуры, укрощающей коней», появившиеся здесь еще в 1899 году.

Фото 1. Ленинградский проспект, 27 в городе Москве

Вопреки тогдашним нормам градостроительства, «ажурный» дом возвели не вдоль красной линии, а значительно отступив от нее. Главной особенностью строения стали узорчатые решетки, выполненные из бетона и прикрывающие собой кухонные лоджии.

Узорчатое переплетение имеет два разных рисунка, основой которых послужили эскизы известного живописца Владимира Андреевича Фаворского по растительной тематике. Эта архитектурная деталь изначально была призвана не только украсить дом, но и спрятать от глаз посторонних, например, развешенное на лоджиях белье, что точно не придавало бы изыска зданию на одной из центральных городских улиц.

Фасадная часть здания муарового цвета, сопоставима с мраморным оттенком. Говорят, что первоначально такой колер стен не был предусмотрен, а все случилось совершенно случайно: Бурову сообщили со строительного комбината, что получить ровный цвет бетонного покрытия не удается, после чего он велел добавлять краситель в бетон во время его заливки в формы. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись уже более благородно – под мрамор.


Фото 2. Ажурный дом на Ленинградке иногда называют домом Бурова

Высота дома на Ленинградском проспекте, №27 – шесть этажей. Его объем выполнен в простой, несколько «индустриальной» форме. В просторном подъезде, причем единственном, устроено три лестничных марша, ведущих в расположенные буквой П сопряженные корпуса строения.

Внутреннее оформление выполнено без присущих сталинским элитным домам лепнины и мозаики: это неудивительно, т.к. архитектор Буров строил дом как образец будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Правда, первыми жильцами стали все же семьи старших офицеров армии и правоохранительных органов, хотя комфортабельными и элитными местные квартиры трудно было назвать даже тогда: совмещенные санузлы, кухни 4-метровые, комнаты по 14 и 17 квадратов, расположение квартир коридорного типа.


Интересна была задуманная планировка. Так, первый этаж отводили под социальные объекты для обслуживания жильцов дома, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго, который наряду с третьим, считались самыми престижными уровнями.

К сожалению, воплотить в жизнь все задуманное не удалось из-за начала войны с фашистами в 1941 году, а потому в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, квартиры, рассчитанные на одну семью, превратили в коммуналки, социальную инфраструктуру не создавали (к ней вернулись только после войны, и то в усеченном виде).

Ажурный дом под номером 27 на Ленинградском проспекте так и не стал типовым. После войны средств на восстановление страны не хватало, и поэтому о всяких украшениях фасадов в виде узорчатых решеток больше ни шло и речи – строили что попроще и подешевле, да и на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.


История и факты о доме с узорами на фасаде

В 1930 году Андрей Константинович Буров, после своей командировки в Соединенные Штаты Америки, вернулся с идеей устройства жилых домов совместно с инфраструктурными объектами общественного и социального назначения. Именно так он и проектировал свой новый дом.

Здесь должны были быть ресторан (именно этим и объясняется небольшая площадь кухонь, на которых пищу, принесенную из этой точки общепита, предполагалось только разогревать, а не готовить), продовольственный магазин, парикмахерская, а также дошкольные детские учреждения – сад и ясли. Попасть в них можно было не выходя из дома – туда вели отдельные двери прямо из подъездного пространства (в действительности, это так и не было реализовано).

«Ажурный дом» (также «Дом-аккордеон») - шестиэтажный жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве, один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. Дом построен в 1940 году по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина, инженеров А. И. Кучерова и Г. Б. Карманова. Жилой дом стал завершающим в серии крупноблочных жилых домов, построенных по проекту тех же авторов на Большой Полянке (дома № 3, 5, 6, 4/10) и Велозаводской улице (№ 6). Здание проектировалось с учётом генерального плана реконструкции Москвы, согласно которому лицевым фасадом оно должно было выйти на большую площадь, образуемую пересечением Ленинградского проспекта и проектируемого по линии Беговой улицы и Новой Башиловки нового Бульварного (3-го Паркового) кольца. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, ведущей к Московскому ипподрому. По мнению исследователя архитектуры Н. Н. Броновицкой, на архитектурный образ здания повлиял Дом Скакового общества, построенный на территории ипподрома по проекту архитектора И. В. Жолтовского - учителя Бурова. Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали жилой дом, было здание бывшего ресторана «Яр», перестроенного в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков. Здание клуба также должно было выйти фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Архитектурная композиция фасадов жилого дома основана на образном сопоставлении вертикальных и горизонтальных членений - простенков и плит перекрытий, при этом технологические стыки железобетонных блоков не замаскированы рустовкой, как в домах на Большой Полянке и Велозаводской улице, а, напротив, подчёркнуты декоративной обработкой - карнизами и тягами. Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки, орнаментально изображающие цветущие растения в вазонах (по этим блокам дом называют «Ажурным»). Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В. А. Фаворского. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания и придаёт ему, по выражению А. В. Иконникова, «некоторую экзотичность», за которую дом прозвали «аккордеоном». Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями. Внутренняя планировка здания основана на распространённом на Западе полугостиничном типе жилья (apartment house), с которым А. К. Буров познакомился во время командировки в США. Компактные квартиры на жилых этажах (со второго по шестой, по 18 квартир на этаже), с небольшими кухнями и прихожими, расположены по обеим сторонам длинных коридоров. Внутренние перегородки выполнены из плит «Дифферент» (алебастро-камышовые плиты), не требующих…

Построенный незадолго до Великой Отечественной войны "Ажурный дом" (также известный как "Кружевной дом", "дом-аккордеон" и дом Бурова) планировался в качестве типового проекта, но волей судьбы остался в единственном экземпляре и стал одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Москвы.

Шестиэтажный жилой дом П-образной формы был построен в 1936-1940 годах и стал одним из первых жилых домов, возведённых из крупных бетонных блоков заводского изготовления - по этой причине его считают первым многоэтажным панельным домом в Москве. Особенностью дома, за которую его прозвали ажурным и кружевным, являются изящные бетонные решётки в виде цветочного орнамента, закрывающие кухонные лоджии и то, что на них находится. Декоративные решётки выполнены по рисункам известного графика Владимира Флаворского. Есть у дома и другая декоративная особенность, менее заметная - панели на внешних стенах выглядят так, словно сделаны из мрамора, но на самом деле они тоже бетонные; секрет в том, что на заводе в бетон добавили краситель - по легенде, это была вынужденная мера, вызванная невозможностью добиться равномерного оттенка бетона. Так или иначе, благодаря этой детали дом не требует дополнительной внешней окраски, и дошёл до нас в том же самом цвете, в котором и был построен.

Сейчас это не так уж очевидно, но изначально проект задумывался как типовой - для массовой жилой застройки; его авторы - архитектор и инженер-изобретатель Андрей Буров и архитектор Борис Блохин. Появление на фасаде дома ярких декоративных элементов в виде цветочного орнамента - результат амбициозных задач, которые поставил перед собой Андрей Буров при разработке проекта жилого здания массовой застройки: по мнению архитектора, массовая советская застройка должна была быть не только практичной и функциональной, но и красивой, а жильцы дома должны иметь доступ к развитой инфраструктуре шаговой доступности. В какой-то степени это сказалось и на планировке квартир: кухни в них специально сделаны маленькими, поскольку предполагалось, что готовить для жильцов будут в ресторане на первом этаже, а в квартирах еда будет только разогреваться. Помимо ресторана, в доме также должны были быть гастроном, парикмахерская и детский сад, причём проход к ним предполагалось сделать прямо из подъезда. Идеи подобного обслуживания жильцов и взгляды на социальную инфраструктуру архитектор привёз из США, куда он ездил в командировку в 1930 году.

К сожалению, стать массовым проекту было не суждено: началась война, подвалы переоборудовали под бомбоубежища, а в квартиры поспешно заселяли по несколько семей. После войны массовое домостроение проект отвергло: страну нужно было восстанавливать, и выбор пал на более дешёвые и простые строения.

Сейчас "Ажурный дом" - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих и автомобилистов своим необычным и красивым видом. А ещё про него шутят: мол, вот какой дальновидный был архитектор Буров - предвидел, что люди будут хранить на балконах всякое говно, и с помощью красивых декоративных решёток спрятал позор с глаз долой.

Адрес, по которому находится "Ажурный дом": Ленинградский проспект, 27. Добраться до него можно пешком от станций метро "Динамо" и "Белорусская" Замоскворецкой линии, а также от станции "Беговая" Таганско-Краснопресненской.

сайт продолжает рассказывать об интересных зданиях столицы

Название

Дом № 27, расположенный на Ленинградском проспекте, окрестили тремя именами. Первое, наиболее официальное, — дом Бурова, по фамилии одного из архитекторов. Второе, романтичное — «ажурный» или «кружевной» из-за решеток с витиеватым узором, красующихся на фасаде здание. А потом родилось еще одно сравнение — с аккордеоном из-за чередующихся, как клавиши, балконов и окон.

Строительство

Проектированием и возведением здания занимались в довоенное время архитекторы Андрей Буров и Борис Блохин. Перед мужчинами стояли две основные задачи: использовать при строительстве дома типовые блоки, чтобы ускорить и удешевить процесс, но при этом сотворить нечто оригинальное с привлекательным внешним видом.

Ажурные решетки, напоминающие переплетенные стебли растений, были созданы по эскизу художника, графика, портретиста Владимира Фаворского. Этот тип блоков не только украшает здание — «кружева» закрывают кухонные лоджии с улицы, тем самым пряча их содержимое. Кстати, выпирающих, разномастно оформленных балконов здесь тоже нет — только маленькие французски балкончики, не занимающие отдельную площадь.

Постройка завершилась в 1940-1941 годах. Дом должен был стать типовым, планировалось множество схожих построек по созданному Буровым и Блохиным проекту. Однако возведен он в единственном экземпляре — помешала начавшаяся война.

Планировка

Здание имеет форму в виде буквы «П», однако зайти в него можно только через единственный подъезд. Внутри — два лифта, просторные холлы и длинные коридоры, соединяющие все квартиры этажа, что напоминает планировку гостинцы. Ажурные решетки снаружи постройки — единственное украшение, внутри отделка лаконичная и неброская, ведь дом создавался для обычных советских людей и не претендовал на элитность и вычурность.

На каждом этаже находится по 18 квартир, жилые помещения — со 2 по 6 этаж. Весь первый этаж был отдан под заведения, необходимые для комфортного быта и общественного пользования: кафе, продуктовый магазин, детский сад и бюро обслуживания, занимающееся стиркой, уборкой, доставкой по заказу жильцов. Идеей такого полугостиничного типа жилья Буров вдохновился во время командировки в США и попытался реализовать идею в своей стране. Однако тому помешала, как уже упоминалась выше, война, а впоследствии подобные образ жизни подвергся критике, как слишком буржуазный.


Фото: wikipedia.org

Жизнь в доме

Особенность квартир — маленькие кухни, так как по замыслу архитекторов жильцы должны были обедать и ужинать в кафе на первом этаже и по минимуму использовать кухню для готовки.

Многие квартиры имеют маленькую площадь, но из-за высоких потолков и больших окон таковыми не кажутся.

Одним из главных недостатков в доме жильцы считают плохую звукоизоляцию: можно услышать, например, как у соседей закипает чайник.

Длинные коридоры и просторные холлы пустуют. Жильцы опасаются оставлять в них коляски, велосипеды и личные вещи из-за периодических краж.

Архитектура здания привлекает кинематографистов, и некоторые обитатели дома сдают квартиры для съемок фильмов.

В числе первых жильцов в дом заселились советский поэт и прозаик Константин Симонов с женой актрисой Валентиной Серовой. А в гости к нему приходил Эльдар Рязанов.

Дом включен в список памятников архитектуры столицы.

Цельные блоки для постройки дома изготавливались из бетона, однако имеют расцветку «под мрамор». Есть мнение, что это вынужденная мера. Якобы на заводе не могли добиться ровного цвета блоков и решили замаскировать промах, добавляя в состав краску, что привело к образованию разводов.

Три-четыре года назад в доме находился «Ажурный магазин», названный подстать дому. Сейчас на его месте расположен магазин одной из крупных продовольственных сетей.

Цифры

6 этажей, 1 подъезд, 90 квартир

Площадь однокомнатной квартиры — ок. 40 кв. м; двухкомнатной — 55 кв. м; трехкомнатной — 80 кв. м

Высота потолков — 3,2 м

Аренда трехкомнатной квартиры (площадь 65 кв. м) — 3600 рублей в сутки

Аренда двухкомнатной квартиры — ок. 60 000 рублей в месяц

Стоимость двухкомнатной квартиры — 19 000 000 рублей

Аренда помещения (площадь 100 кв м., второй этаж) — 110 000 рублей в месяц

Аренда помещения (площадь 100 кв м., первый этаж) — 107 400 рублей в месяц

Аренда помещения (площадь 200 кв м., первый этаж) — 350 000 рублей в месяц


Строительство началось в довоенном 1936 году, а закончилось уже в непростом 1940-ом году. Это несомненный памятник архитектуры, архитекторами которого являются Андрей Буров и Б. Блохин. Андрей Буров мечтал о том, чтобы советская массовая застройка была не только практичной, но и красивой, а каждый жилец имел доступ к разнообразной социальной инфраструктуре. Но получилось, увы, как всегда. Ажурный дом на Ленинградском проспекте не пошел в серию и остался единственным в своем роде.

Дом построен рядом с комплексом московского ипподрома, на месте одного из хозяйственных зданий. С правой стороны дома начинается Беговая аллея, и начинается не просто, а с двух скульптур соответствующей тематики, одна из которых стоит прямо около дома.

Вопреки тогдашней моде дом строился не по красной линии, а немного в глубине, поэтому сейчас он почти теряется за небольшим сквериком и ларьками. Но Ажурный дом ни с чем другим не спутаешь — ряды узорчатых бетонных решеток, прикрывающих кухонные лоджии, сразу объясняют его "народное" название. Узоры растительные, двух типов — решетки, кстати, отлиты по эскизам художника Владимира Фаворского. Они не только украшают дом, но и позволяют не портить его внешний вид такими бытовыми деталями, как развешанное на балконах белье.

Стены муарового, похожего на мрамор оттенка. Причем изначально, говорят, ничего такого в проекте не было. В последний, как водится, момент Бурову позвонили с завода и сообщили, что добиться ровного цвета блоков никак не получается. Архитектор мгновенно нашел выход: в блоки при заливке добавили краситель. Отсюда на стенах дома необычные разводы.

Само здание невысокое — всего шесть этажей. Дом — довольно простой по форме, нарочито "индустриальный". То же самое и внутри: огромное пространство парадного с тремя лестницами, просторные коридоры. Но нигде нет ни лепнины, ни мозаики, ни драгоценных люстр, привычных в домах сталинской элиты. Буров строил не дворец для избранных, а образец стандартного дома для советских граждан.

Конечно, в первый такой дом въехали полковники и генералы, но если бы Ажурный дом пошел в серию, досталось бы и простым смертным. Квартиры, изначально рассчитанные на односемейное проживание, но подчеркнуто не элитные: с совмещенными санузлами и микроскопическими четырехметровыми кухнями. Кухни, впрочем, сделаны маленькими намеренно. Предполагалось, что готовить еду будут внизу, в ресторане, а на кухнях — только разогревать. Да, в типовом советском доме должен был быть свой ресторан, и не только. В 1930 году Андрей Буров ездил в командировку в США и привез оттуда идею общественного обслуживания жильцов, или того, что мы сейчас называем социальной инфраструктурой.

В доме на Ленинградском проспекте должен был быть ресторан, гастроном, парикмахерская, ясли и детский сад. Причем не отдельно от жилых помещений, как это бывало сплошь и рядом, а с проходом в магазин или парикмахерскую прямо из подъезда. В большом холле первого этажа и сейчас виден заложенный вход в гастроном, во все остальные помещения тоже вели двери, которыми никогда, увы, не пользовались по назначению.

Помешала война. Дом достраивали в спешке, в 194о-м. Все подвалы переоборудовали под бомбоубежища. В малогабаритные квартиры сразу селили по две-три семьи. После войны многие задуманные объекты социальной инфраструктуры в доме появились, но о таких мелочах, как вход в магазин для жильцов, уже никто не думал — страну надо было восстанавливать. А когда дело дошло до массового домостроения, остановились уже на проектах попроще и подешевле, без всяких излишеств, вроде ажурных решеток. Да и на смену крупноблочной технологии пришла сборка из панелей.

Ажурный дом все равно оставался необычным. Хотя бы из-за своей внутренней планировки. Подъезд в нем только один, с двумя просторными лестницами в левом и правом крыле и двумя лифтами. Квартиры начинаются со второго этажа, по 18 квартир на каждом. На этажах просторные коридоры, почти как в школе.

"Мы здесь в детстве на велосипедах катались и в хоккей играли",— вспоминает председатель домкома Алла Кабанова. Сама Алла Александровна в доме старожил — ее отец, полковник госбезопасности, получил здесь комнату в конце 40-х.

Были в Ажурном доме и свои знаменитости — первую квартиру тут дали писателю Константину Симонову. Здесь с Валентиной Серовой они прожили до 1949 года. Жильцы уверяют, что именно здесь было написано "Жди меня". В этом же доме родилась и выросла фигуристка Ирина Моисеева. Отсюда будущая олимпийская чемпионка ходила заниматься на стадион Юных Пионеров.

В 90-е годы из-за маленьких квартир дом не пользовался популярностью у нуворишей. Зато киношники его полюбили, прежде всего, за необычную планировку и старые лифты. Здесь снимали фильм о Симонове и Серовой, а потом стали регулярно снимать кино о советской жизни.