Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. имя прилагательное: Его поведение опасно

В которых ударение нужно ставить на последний слог.

Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж , перчить, априори , торты, кровоточить .

2. В латинском языке есть слово «sotius» - «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Какие глаголы из данного списка относятся к двувидовым? Докажите это примерами.

Решить, ранить, крестить, начать, бежать

Оценка – 4 балла

4. Какая грамматическая форма , утраченная в современном русском языке , отражена в подчёркнутых словах? В каких случаях она употреблялась?

Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода , широкие ворота .

Оценка – 2 балла

5. Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов.

Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет .

Оценка – 7 баллов

6. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи, чем в остальных. Ответ обоснуйте.

Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.

Оценка – 2 балла

7. Укажите номера неполных предложений

1) Расступись, о старец-море. (М. Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н. Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А. Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К. Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц . (К. Скворцов). 6) За мной!

За каждый правильный ответ – 1 балл

8. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с, сс)ку(с, сс)ия, дела(н, нн)ая улыбка, счита(н, нн)ые дни.

Оценка – 7 баллов

10 . Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным:

К ольт, комбинат, колония, гастарбайтер, гафний, дерби, детектор, иезуит, иммельман, бостон , монофтонг, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот , бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп .

За правильный ответ– 0,5 балла, 0,5 балла за правильный комментарий к каждому из слов, максимально 18 баллов.

11. Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному.

«Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»

Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же князь ты комаром».

«Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывете?»

«Ой вы гости-господа
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем? иль худо?
И какое в свете чудо?»

«Матушка моя родная!
Ты княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».

Оценка.

Только за расстановку знаков препинания при обращении – 1 балл, 1 балл – за каждое объяснение.

Итого – 10 баллов.

12 . Прочитайте фрагмент письма художника к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником?

Оценка – 20 баллов

1. Слово «эпидемия» содержит в составе греческий элемент «ЭПИ - ». Определите его значение. В каких лингвистических и литературоведческих терминах есть этот элемент?

Оценка – 3 балла

2. В каких словах ударение падает на второй слог?

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску, и всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

Оценка – 10 баллов

8. Есть ли противоречие в словосочетании «КОСИТЬ СЕНО»? Обоснуйте свою точку зрения.

Оценка – 2 балла

9. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Турки, казахи.

Басни, яблоки, граммы.

Блюдца, апельсины , эполеты, свечи, заморозки.

Оценка - за каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимальная оценка - 5 баллов.

10. Выпишите слова, в которых нет в современном русском языке суффикса – ОТ:

Забота, сирота, охота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, пехота.

Оценка - 4 балла.

2 тур

Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб , на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз , подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том , что он написан художником?

Оценка – 20 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку

10 класс

Дорогой участник олимпиады!

Желаем тебе успеха!

1-Блок

1. Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

Критерии - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.


Всего - 2 балла

3.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть

3) Елма же вода плавааше

Всего 9 баллов.

5.Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 2 балл.

Всего 4 баллов.

6.В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Всего 2 балла

2-Блок

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

Критерии и ответы

2.(2балла.)

3. (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

За каждый пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Критерии – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Блок -3

Творческое задание

Обратите внимание! При оценивании будет учитываться умение участника создавать письменное высказывание:

1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

2. Композиционная стройность и выразительность речи.

3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Примечание:

Всего –25 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 10 класс русский язык»

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку

школьного этапа всероссийской олимпиады школьников -2017/ 2018 учебного года

10 класс

Максимальный балл -100 баллов

Ответы

Блок-1

1.Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

А. [б]: Победу в словесной битве Борису принесла богатая фантазия.

Б. [ш]: Всем ты, молодец, хорош: и лицом пригож, и весело поешь.

В. [л]: Ласковое море лениво укачивало на волнах лодочку, в которой люди уже задремали под теплым солнцем.

Ответ - А2 Б3 В5 - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Ответ: В двух словах пишется Е: опека, афера.

Всего - 2 балла

3. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

Ответ: 1) Все мы в плену , мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет . Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет . 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии: за каждый правильный ответ – 3 балла

Ответ: 1) Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).

2) Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).

3) Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего - 9 баллов.

5. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Приведите примеры его использования.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Ответы 1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий прошедшего времени.

2. Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр. прилагательное).

Критерии: 1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Ответ: Парадигма.

Всего 2 балла

итого

27баллов

2-БЛОК

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

имя прилагательное: Его поведение опасно.

опасно наречие: Самолёты опасно сблизились.

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

властно наречие: Он властно отдавал распоряжения.

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Ответ. 1а 2б 3а 4б 5б 6б 7а 8а – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

Ответ:1В 2Г 3А 4Б 5А 6В 7Б 8Г– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Ответ.

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Всего – 4 балла

итого

Блок-3

Творческое задание

    Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства? Определите основную мысль отрывка, коммуникативную цель автора письма, выпишите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определите их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составьте письменное высказывание.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Максимальный балл –25 баллов

При оценивании учитывается:

3.1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-5-7-10

3.2. Композиционная стройность и выразительность речи.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3.3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

Примечание: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста(в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс
Задание 1. Чем различаются знаки тире и дефис? Задание 2. Объедините следующие слова в группы, учитывая их возможную лексическую многозначность. Укажите специфику каждой из групп. Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка. Задание 3. На основе какого языкового приема создаются скороговорки? Как он действует? Приведите примеры скороговорок. Задание 4. Знакомо ли вам слово данокилий? Покажите, как бы вы его просклоняли, если бы оно было прилагательным? Задание 5. В оде Г. Р. Державина «Бог» есть такая строка: Я есмь, конечно, … и Ты. Какая глагольная форма стоит на месте пропуска? Мотивируйте свой выбор. Задание 6. Как называются слова и выражения, подобные выделенному в следующем фрагменте из романа Пушкина «Евгений Онегин»? Почему они получили такое наименование? Можете ли вы привести примеры таких слов и выражений, встречающихся в современной русской речи? Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда он мог Beef-steaks и страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова… Задание 7. Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции. Задание 8. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать? Какие латинские выражения вам известны? Переведите их при помощи толкования соответствующих слов русского языка. Задание 9. Согласны ли вы с тем, что в ряду слов свинина, говядина, баранина, конина «лишним» является слово говядина? Свой ответ мотивируйте. Задание 10. Являются ли данные в парах фразеологизмы синонимичными? Аргументируйте свой ответ. Со дня на день – изо дня в день; с минуту на минуту – минута в минуту. Задание 11. Составьте предложения с инфинитивом летать, в которых он выполнял бы различные синтаксические роли. Укажите на эту роль графически (подчеркиванием). Задание 12. Поставьте ударение в следующих словах. Августовский, кухонный, иконопись, кремень, молох, христианин, опошление, щавель, ломота, обеспечение. Задание 13. Расставьте знаки препинания в следующем предложении. Восстановите словообразовательный путь выделенного слова. Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)

Олимпиадные задания по русскому языку. 11 класс
I. Нормы русского литературного языка. 1.Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведенных примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам. Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов? Ответ аргументируйте. А) И белый конь, душа погонь, Ворвался в стынущую сонь. (Н.С. Гумилев «Охота»)Б)…И ворвались в объятия друг друга. (А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался. (А.Н. Майков «Весна») 2. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка. А) Беспреце…дентный инци…дент. Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент». 3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте. 4. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан. Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах. В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее. II. История русского языка 1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы. «Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона). А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром? Б) Почему дождь «летит», а не «идет»? 2. Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование: А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. Б) Уничижение паче гордости. 3. Внимательно прочитайте фрагменты текстов: А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.) Б) Тогда Влуръ влъком потече» («Слово о полку Игореве», XII в.) В) Но человека человек Послал к Анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек … («Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.) Г) Ну что же! Вставай, Сергуша! Ёще и заря не текла, Старуха за милую душу Оладьев тебе напекла. («Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.) Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов. Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента. Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке. III. Язык художественных произведений 1. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах. А) Как брань тебе не надоела? Расчет короток мой с тобой: Ну так, я празден, я без дела, А ты бездельник деловой. («Как брань тебе не надоела?») Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь. (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву») 2. Прочитайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского: Бог ухабов, бог метелей, Бог проселочных дорог, Бог ночлегов без постелей, Вот он, вот он, русский бог. 1854 Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте? 3. Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний. А) Оторвался твой добрый конь От того столба малинова. Б) На берегу лес Все малинов. Что обозначают подчеркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют? IV. Современный русский язык 1. Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте. с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным. 2. Первое известное нам стихотворение четырнадцатилетнего Лермонтова «Осень» (1828 г.) начинается следующим четверостишием: Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Правильно ли, что в третьей строке отсутствуют запятые? Это опечатка? Или М.Ю. Лермонтов не знал, что препозитивное деепричастие всегда обособляется? Свой ответ аргументируйте. 3. Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Ниже приведены и те, и другие. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте эти группы. Дать стрекоча Набрать в рот воды Бить баклуши Бросать тень Очертя голову Первая ласточка С какой стати Делать из мухи слона 4. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте. А) Три книги лежал… на столе. Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен. В) Прошл… десять лет. Г) Несколько человек шл… по улице. Д) Сколько книг сто…т на полке. Е) Много людей пришл… на концерт. 5. Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа: мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей. Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните. 6. Дайте толкование лингвистическому термину ортология. V.Творческая работа Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Книга».

Олимпиадные задания по русскому языку. 11 класс.
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог. Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить. За каждый правильный ответ – 1 балл 2. В латинском языке есть слово «sotius» - «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним? За каждый правильный ответ – 1 балл 3. Какие глаголы из данного списка относятся к двувидовым? Докажите это примерами. Решить, ранить, крестить, начать, бежать Оценка – 4 балла 4. Какая грамматическая форма, утраченная в современном русском языке, отражена в подчёркнутых словах? В каких случаях она употреблялась? Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода, широкие ворота. Оценка – 2 балла 5. Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов. Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет. Оценка – 7 баллов 6. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи, чем в остальных. Ответ обоснуйте. Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель. Оценка – 2 балла 7. Укажите номера неполных предложений 1) Расступись, о старец-море. (М.Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К.Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц. (К.Скворцов). 6) За мной! За каждый правильный ответ – 1 балл 8. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы. 1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого. За каждый правильный ответ – 1 балл 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с,сс)ку(с,сс)ия, дела(н,нн)ая улыбка, счита(н,нн)ые дни. Оценка – 7 баллов 10. На каком языке написаны древнейшие памятники славянской литературы? Оценка – 1 балл 11. Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. «Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному». Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником? Оценка – 20 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 11 класс 1.(0,5 балла за каждый правильный ответ) Образуйте, пожалуйста, форму множественного числа родительного падежа от существительных: цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки 2. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Запишите одним словом: 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие. 3. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к какой смысловой паре относятся следующие пословицы: 1) двум смертям не бывать, одной не миновать; 2) не всяк праведник, кто ходит в церковь; 3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит; 4) горбатого могила исправит; 5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел; 6) в тихом омуте черти водятся; 7) встречают по одёжке – провожают по уму; 8) мал золотник, да дорог; 9) коровка чёрная, а молочко белое;10) терпение и труд всё перетрут; 11) копейка рубль бережёт; 12) одна паршивая овца всё стадо перепортит; 13) бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору. * Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам (по 0,5 балла за каждый правильный пример) 4. (1 балл за односложный ответ, + 1 балл за верное обоснование) Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х = п – 1, где х – число запятых, а п – число однородных членов. Во всех ли случаях эта формула верна? 5. (10 баллов) Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обусловливается тесной, неразрывной связью её смысла и всех её формальных признаков». Попытайтесь подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории. 6. (1 балл за ответ, + 1 балл за верное обоснование) Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочеты: а) «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» б) «К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся» 7.(0,5 балла за каждый правильный ответ) Объясните варианты написания слов: обессилеть - обессилить; обезлюдеть – обезлюдить. 8. (от 1 до 5 баллов) В стихотворениях современных поэтов Виталия Кальпиди («О, сад») и Ольги Седаковой («Дикий шиповник») использована метаметафора. Постарайтесь объяснить смысл данного литературоведческого термина. Обоснуйте своё мнение. О, сад О, хорошо в саду моих Возвышенных обид На этот мир, что на двоих Таинственно накрыт, Сесть в одиночку и цедить Смородиновый чай И за полёвками следить, Повымершими, чай. Сад изумительных обид, Печаловый мой сад, Жуками жуткими набит И осами усат... ...о сад – обида и тоска, Обида и тоска – Построен на сухом песке Из влажного песка... Дикий шиповник
Ты развернёшься в расширенном сердце страданья, Дикий шиповник, О, Ранящий сад мирозданья. Дикий шиповник и белый, белее любого. Тот, кто тебя назовёт, переспорит Иова. Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда, Глаз не спуская и рук не снимая с ограды. Дикий шиповник идёт, Как садовник суровый, Не знающий страха, С розой пунцовой, Со спрятанной раной участья под дикой рубахой. 9. (10 баллов) Проведите филологический анализ одного из стихотворений, данных в задании № 8

Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.

Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей.

2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет.

3) Мне в мире места нет другого.

Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником? Определите проблему высказывания.

Укажите, в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв.

1) ёлка, празднуют, воробей, взял

2) опускается, пришёл, сбить, июнь

3) сгибает, появляюсь, демонстрация, явление

4) объявление, съехавший, бьющаяся, кино

В каком ряду во всех словах все согласные глухие?

1) узкая, полоска, липкая, ночь

2) бумага, хлеб, бедствие, злая

3) шалаш, объект, прочь, ёжик

4) шить, косить, съезд, шик

Определите морфемный состав слова недораспустившийся

а) приставка - приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс

б) приставка - корень - суффикс - суффикс -окончание - постфикс

в) приставка - приставка - корень - суффикс - окончание - постфикс

г) приставка - приставка - приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс

Замените заимствованные слова русскими синонимами.

1)Актуальный – …; 2)антракт – …; 3)ситуация – …; 4) лозунг – …;

5)миссия – …; 6)финал – …; 7)эпилог- …; 8)имитация - …;

Замените фразеологические обороты словами синонимами

1) Зарубить на носу,

2) Мозолить глаза,

3) Точить лясы,

4) Клевать носом.

От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением - «житель данной местности».

1) Баку - ...

2) Пермь -...

4) Минск -...

5) Франция -...

6) Холм -...

В каком ряду все глаголы относятся ко 2 спряжению?

1) ошибиться, разбить, молотить

2) дышать, прогнить, слышать

3) закричать, прошипеть, зазвенеть

4) слушать, бежать, обижать

12. Какой частью речи и каким членом предложения является слово сильнее в предложении. Это слово сильнее клятвы и обет:

1) прилагательное, сказуемое

3) прилагательное, определение

4) наречие, обстоятельство образа действия

13. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

Приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс.

1) написанный

2) безбрежный

3) поверхностью

4) проносились

5) разбежавшись

Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложение: Юноша видит белую сумку.

Расставьте ударения в следующих словах (выделите ударную букву жирным шрифтом)

1) апостроф,

2) асимметрия,

3) балуемся,

4) вероисповедание,

5) оптовый,

6) намерения,

7) тайная вечеря,

8) танцовщица,

9) феномен,

10) звонят

Красное солнце садилось. Снег становился алым, затем багровел - и надолго переходил в розовый, мягкий, с сумеречным наплывом. И прошло ощущение, которое подстерегает без причины и не угадаешь где.

1)звукопись 2) цветопись 3)эпитеты 4)метафоры

Установите тип вышеприведенного текста (16 вопрос)

1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) описание с элементами повествования

18. Выделите морфемы и назовите способ образования слов:

а) предгорье, б) втроём, в) перепись г)зелень д)суша