Творческие задачи как средство формирования профессиональных компетенций студента. Аттестаты Творческая деятельность при формировании компетенций

Качество профессиональной подготовки специалиста является интегральной характеристикой это процесс подготовки специалиста и его результат, выражающий меру соответствия принятым представлениям в профессиональной сфере, степень соответствия фактического владения специалистом профессиональными знаниями и компетенциями требованиям ФГОС, соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников параметрам профессиональной деятельности.

Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным опытом. Компетентностный подход требует переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни. В центре внимания развитие творческих способностей будущего специалиста, который будет готов к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Это обеспечит успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах.

Умение творчески подходить к решению любой проблемы является проявлением креативного мышления. Психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. Это значит, что мы должны убедить своих студентов в том, что они умеют смотреть на решение проблем нестандартно. А для этого потребуется и от педагога нестандартный поход к организации деятельности студентов на занятии.

Надо понимать, что формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляется только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Умение решать нестандартными способами задачи базируется на следующих аспектах:

необходим достаточный запас знаний в области решаемой задачи,

умение думать быстро и результативно.

Использование в учебном процессе творческих задач, в том числе открытых задач, конструкторско-технологических заданий позволяет урок сделать одновременно интересным и полезным для обучающихся. Решение этих задач в рамках учебной дисциплины дает возможность развивать образное воображение и системное мышление обучающихся. В процессе решения задач студент обучается методам поиска нестандартных решений, приобретает навыки обоснования выбранного решения, учится анализировать содержание проблемы и предлагаемые варианты её решения, развивается логическое мышление. Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος - «речь», «рассуждение», «мысль») - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления.

Студенту, получающему специальность, связанную с разработкой технологических процессов, обслуживанием или ремонтом машин и механизмов каждый раз необходимо учитывать изменяющиеся условия: наличие-отсутствие технических, технологических, кадровых, финансовых ресурсов, а поэтому среди профессиональных компетенций востребованы изобретательность, находчивость, креативность. Все эти качества легко проявить в классической игре "Да-Нет".

Суть упражнения: предлагается ситуация или вопрос, требуется используя логику вопросов и ответов как можно быстрее прояснить ситуацию или найти правильный ответ.

Правила. Преподаватель предлагает найти правильный ответ в поставленном задании. Участникам разрешается задавать вопросы, на которые можно ответить только "ДА","НЕТ". Преподавателю разрешен также ответ "НЕ ВАЖНО".

Задача: задавая вопросы и получая ответы, а также используя вопросы и ответы других, прояснить ситуацию или ответить на вопрос задачи. Побеждает тот, кто первым правильно поясняет ситуацию. Преподаватель после получения правильного ответа, подводит итог и комментирует эффективность поиска решения группой. Публично объявляет победителя.

Например, задачи по теме «Инструмент». Цель состоит в том, чтобы обучающиеся во время решения задачи обобщили ранее полученные знания о систематизации, назначении и конструкции металлорежущего и слесарного инструмента, а так же систематизировали произвольно полученную информацию о других группах инструментов (музыкальные, садовые, медицинские и др.).

Правильный ответ записывается на листе бумаги или вместе с иллюстрацией оформляется на слайде.

Преподаватель объявляет о том, что сейчас обучающиеся будут решать логическую задачу. При первом упражнении в группе целесообразно рассказать о логике как методе решения задач. Объяснить в чем разница между угадыванием и логическим рассуждением. Договориться с участниками, что для ответа необходимо поднять руку (или карточку), отвечать по разрешению преподавателя, внимательно слушать предыдущие вопросы и ответы. При систематическом решении логических задач инструкция не потребуется.

Задача. Задуман инструмент. Обучающимся предлагается найти правильный ответ, задав как можно меньше вопросов. Преподаватель задумал столярный инструмент «КИЯНКА».

Справка: кия́нка - столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины. Киянка используется для работы с долотами и стамесками. Пользование киянкой предохраняет рукоятки режущих инструментов от повреждений. Киянка деревянная (используется при сборке, демонтаже, формовке различных материалов и конструкций), применяется для сборки мебели. Киянка резиновая с деревянной или металлической ручкой (используется для работы с материалами, чувствительными к давлению).

Примерный алгоритм решения задачи (логический путь), представлен в таблице 1.

Таблица 1

Алгоритм решения задачи

Вопрос студента

Ответ преподавателя

Это музыкальный инструмент?

Это медицинский инструмент?

Это столярный инструмент?

В конструкции инструмента есть металлические части?

Задайте другой вопрос

Металлические части могут быть в конструкции?

В конструкции инструмента есть деревянные части?

Инструментом выполняют удар по другим поверхностям?

В конструкции инструмента есть деревянный боек?

Это киянка?

Примеры задач, используемых на занятиях в группах технического профиля, приведены ниже. Среди примеров представлены инструменты, непосредственно относящиеся к металлообработке и инструменты из других профессиональных областей. Это позволяет расширить область поиска правильного ответа, получить информацию из области общих знаний.

Задача 1. Задуман инструмент «Фреза». Справка: фреза́ - инструмент с несколькими режущими лезвиями (зубьями) для фрезерования. Студенты ранее изучали виды фрез по конструкции, по назначению, материалу режущей части, по обрабатываемому материалу.

Задача 2. Задуман инструмент «Плашка». Справка: плашка - резьбонарезной инструмент для нарезания наружной резьбы вручную или на станке. Плашка представляет собой закаленную гайку с осевыми отверстиями, образующими режущие кромки.

Задача 3. Задуман инструмент «Скальпель хирургический». Справка: скальпель, или хирургический нож (от лат. scalpellum - ножичек) - медицинский инструмент, используемый для рассечения мягких тканей. Небольшой хирургический нож длиной 12-15 сантиметров.

Задача 4.Задуман инструмент «Лопата».Справка: лопа́та - ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой широкий плоский клинок, насаженный на рукоять (черенок).

По окончании решения подобных задач необходимо обсудить со студентами насколько быстрее можно было найти правильный ответ, какие вопросы не способствовали продвижению к ответу- повторялись или не имели смысла в данном упражнении. Насколько эффективны были участники. Можно предложить решать задачу в состязательном варианте - командами. Подытожить этот вид работы можно дополнительными данными о задуманном предмете. Например, лопата эволюционировала из палки-копалки. Также может использоваться как оружие ближнего боя, например, в вооружённых силах и во многих компьютерных играх. Раньше лоток (или, иначе, клинок, штык) лопаты изготавливался из дерева или даже из кости, лосиного рога и т.п. заодно с рукоятью; позднее лопату для земляных работ стали для прочности оковывать железом, а затем появился и цельнометаллический штык. В связи с этим появилась возможность не просто «лопатить» землю, а копать «с заступом» - нажимая на металлический штык ногой. Поэтому многие словари русского языка кроме собирательного значения слова «лопата»приводят отдельно название железной лопаты - «за́ступ».

Следующим шагом могут быть задачи, в которых надо принять техническое решение проблемы.

Задача 5. Необходимо выполнить в домашних условиях отверстие диаметром 1 мм в пуговице из алюминиевого сплава. Сверла диаметром 1 мм у вас не оказалось. В реальной жизни эта задача была решена следующим образом: в дрель была установлена швейная игла нужным диаметром, сломанное ушко выполняло функции режущей части.

Задача 6. Необходимо увеличить на несколько миллиметров отверстие диаметром 16 мм. Имеется сверло только с диаметром16 мм. Задача была решена путем установки имеющегося сверла в дрель с перекосом оси (с биением). При вращении за счет перекоса сверло будет выполнять больший диаметр обработки.

Ряд заданий можно разработать используя чертежи нескольких геометрических фигур, имеющих внутренние и наружные поверхности одинаковой формы и размеров. Постановка задачи может быть разной в зависимости от уровня подготовки студентов.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните наглядные изображения их в аксонометрии.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните модель из пластилина.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), проанализируйте конструкции на технологичность.

По чертежу найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните маршрут обработки детали для каждой фигуры.

Сложность задачи будет зависеть от содержания чертежа и дополнительных заданий, например, провести анализ результата деятельности, выбрать материал для данной детали, работающей в определенных условиях или изготовить на металлорежущем станке, выполнить экономические расчеты. Эта задача может предшествовать выходу на курсовое проектирование по профессиональному модулю или быть самостоятельной междисциплинарной проектной задачей.

Достаточно интересным упражнением может быть задание студенту - составить задачу по конкретной теме. Здесь понадобятся и его творческие способности, и умение самостоятельно работать с теоретическим материалом. Конечно, перед этим преподаватель показывает технологию разработки задач: определение проблемы, достаточные исходные данные и др.

В Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий студенты, обучающиеся по специальности «Технология машиностроения» согласно учебному плану выполняют несколько курсовых проектов, выполняют дипломный проект. Эти проекты носят междисциплинарный характер, требуют от студента знание современного технологического оборудования, металлорежущий и мерительный инструмент, технологию обработки различных поверхностей, требования к оформлению технической документации, владение современными программами проектирования. Поэтому важно чтобы все учебные дисциплины не только давали необходимый объем знаний, но и обучали технологиям исследовательской деятельности, формировали внутреннюю потребность студентов выйти за рамки учебных занятий.

В 2014-2015 учебном году на базе техникума организовалась творческая группа, в которую вошли преподаватель спецдисциплин Н.Г. Свищева, мастер производственного обучения Н.В. Стафеев и автор этой статьи. В одной из групп студентов мы стремились на каждом уроке давать задания, где надо думать и предлагать варианты решения. Задачи придумывали свои и активно применяли материалы, полученные на семинаре, организованным Министерством образования и науки ХК совместно с Лабораторией образовательных технологий «Образование для Новой Эры» (руководитель семинара А.Ф. Кавтрев, Хабаровск, 2013 г.). Позже в нашу группу вошел мастер п/о В.Ю. Никитин. И уже сегодня можно говорить о положительных результатах. Студенты группы проявляют активность, участвуя во внутри техникумовских олимпиадах, конкурсах, конференциях. В сентябре-ноябре 2015г. студентки этой группы стали участниками World Skills в г.Комсомольске-на-Амуре, где достойно выступили составив программу обработки детали и выполнив рабочие проходы на современном технологическом оборудовании, которого в нашем техникуме пока нет. А на региональном этапе Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО студентка группы ТМ-422 Ю. Наумова стала победителем.

Используя творческие задачи как повседневный элемент занятия мы делаем урок не только более интересным, но и полезным. Так как работаем на формирование профессиональных компетенций студента и влияем на его мировоззрение. Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:

  1. Гибкое, беглое и оригинальное мышление. Умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов.
  2. Повышение ценности интеллекта. Самообразование и саморазвитие, личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств.
  3. Открытость новому. Креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены стереотипам, предубеждениям и предрассудкам.
  4. Профессионализм в избранной сфере деятельности.

Креативный человек практически всегда успешен, он легко находит применение своим способностям. Современная педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В общем, нестандартное мышление в современном мире, это прямой путь к успеху в профессии и лучшее лекарство от кризисных явлений в общественной жизни.

Разделы: Профессия - педагог

Главной задачей современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача учителя в современной школе состоит в том, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными и уверенными в себе. Учителю необходимо также развить творческую среду для выявления одаренных ребят.

Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследований. Важное место в педагогической деятельности учителя занимает формирование ключевых компетенций обучающихся.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения.

Компетенция – способность человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение какой-либо деятельности.

Под ключевыми компетенциями обучающихся предполагают интеллектуальные и личностные компетенции.

Интеллектуальные компетенции:

  • способность к развитию мыслительных операций;
  • гибкость мышления;
  • готовность памяти;
  • зоркость в поисках проблем;
  • способность к воображению, фантазии;
  • легкость генерирования идей;
  • способность к доработке деталей, совершенствованию первоначального замысла.

Личностные компетенции:

  1. коммуникабельность;
  2. участие в совместном принятии решений;
  3. толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми различных культур, языков и религий;
  4. самостоятельность;
  5. потребность в поиске нужного подбора литературы;
  6. умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;
  7. приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя.

В настоящее время всё больше уделяется внимание культурно-образовательным, информационным и творческим формам работы с детьми в области образования. Постоянно учитываются изменяющиеся условия жизнедеятельности и потребности детей, их стремление к познанию творческой деятельности.

Великий французский энциклопедист и просветитель Дени Дидро сказал: “Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в этой области наук, искусства и ремесел”. Хотя это сказано два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Для того чтобы творческая деятельность подростка была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

Тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому пошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Приобщая детей к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность с богатой фантазией.

Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со своими сверстниками. С этой целью, я организую в классах рабочие группы, для создания коллективных проектов по необходимым темам. Коллективная проектная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

Информационная – обмен чувственной и познавательной информацией.

Контактная – готовность к приёму и передаче информации.

Координационная – согласование действий и организация взаимодействия.

Персептивная – восприятие и понимание друг друга.

Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном создании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творческого проекта, определяют следующие показатели:

  • Общности интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективного проекта;
  • Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
  • Гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;
  • Доверие и взаимопомощь между членами коллектива;
  • Сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров;
  • Снятие перегрузки у учащихся, освобождение от страха перед трудностью, приобщение к творчеству.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого проекта. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы.

Законченные эскизы проектов внимательно просматривают, обсуждают все вместе.

При выполнении коллективных проектов не следует оставлять учеников без внимания и помощи учителя. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель – помощник, который верно направляет работу на любом этапе. Учитель должен быть тактичным, внимательным ко всем самостоятельным мыслям учащихся и вместе с тем принципиальным к проявлению безвкусицы и пошлости, бессмысленного подражательства.

Обсуждение готовых проектов чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в этом участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова для выражения своего эмоционального отношения. Учителю, опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направить обсуждение в нужное русло.

Технология художественного моделирования из бумаги, картона, ткани, конструирования моделей, дизайн, проектирование интерьера предусматривает задачи:

  • Технические;
  • Конструкторские;
  • Экономические;
  • Художественно-эстетические;
  • Повышение интеллекта и творчества;
  • Совместная творческая деятельность учащихся.
  • Организовать занимательные занятия;
  • Создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей;
  • Научить детей работать и создавать творчество;
  • Снять перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

Воспитательное развитие:

Научить ребенка творческому видению, так как именно это умение отличает человека – творца, человека – созидателя. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этой цели;

Умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;

Учащиеся сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок;

Работа с бумагой, картоном, тканью, пластилином дает возможность предотвратить перегрузки учеников, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству;

Создание коллективного творчества дает возможность уважительно относиться к инициативе товарища, научиться воспринимать работу целостно, как свою собственную.

Технические задачи - это средство формирования творческого отношения к труду.

Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения – это качества, без которых невозможен эффективный труд ни в одной из сфер человеческой деятельности. В его основе, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитое техническое мышление. Оно характеризуется, в частности, способностью к пространственному воображению, умением связывать теорию с практикой.

Конструкторские задачи – эти задачи связаны с выбором наиболее рациональных способов соединения их между собой и отделки поверхностей изделия.

Технологические задачи – эти задачи связаны главным образом с рациональным раскроем материала, определением порядка изготовления отдельных деталей, выбором способов сборки изделий, повышением качества выполняемой работы и экономным расходованием рабочего времени Их учащиеся выполняют самостоятельно, используя знания и умения, полученные ранее на занятиях по труду и другим учебным предметам.

Художественно-эстетические задачи – в настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России.

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” - писал В.А.Сухомлинский. Практика подтвердила эти справедливые слова. Детские рисунки и поделки всегда привлекают педагогов и психологов, и это не случайно, т.к. по нему можно определить психологическое состояние ученика, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний и умений. Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяясь, тем не менее не должны надоедать учащимся. В этих случаях учитель должен быть терпелив и вносить как можно больше фантазии и разнообразия в урок.

Развитие общей, тонкой и крупной моторики у детей (пальчиковой гимнастики рук) при рисовании, лепке, художественного труда надо начинать с раннего детства и продолжать на уроках ИЗО в школьные годы. Почему так важно для развития тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь и память. Чтобы заинтересовать учащихся и помочь им овладеть им новой информацией, учитель должен увлечь и настроить на развитие фантазии и воображения. Придумать интересное занятие для развития кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующих развитию пальчиковой моторики, речи, внимания и памяти, пространственного восприятия и воображения.

Таким образом, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь .

Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого учащегося, его детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих учащихся, их близких, общества. Роль учителя в этом – ненавязчиво помочь учащимся:

  • подобрать материал, информацию, инструменты;
  • обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных наводящих вопросов;
  • создать атмосферу доброжелательности;
  • одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
  • научить кратко записывать результаты своей деятельности;
  • дать четкий анализ выполненного проекта.

Учитель должен обладать педагогическим мастерством – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, где ученик строит свои знания и умения самостоятельно и в совместном поиске.

Алгоритм технологии создания коллективного проекта.

Индукция (“индуктор” - лат. “ввожу, побуждаю”). Создание эмоционального настроения, личного отношения к проекту.

Работа с учащимися:

  • самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы – схемы – рисунка;
  • социоконструкция – построение этих элементов группой учащихся;
  • социализация – обсуждение всего, созданного индивидуально и в группах; рассмотрение всех услышанных гипотез и мнений;
  • афиширование – обсуждение проектов- работ всех учащихся в классе;
  • разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания новому, подвигающее к углублению в проблему, к поиску.

Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знания.

Рефлексия – переосмысление личностью содержания своего опыта, способствующее изменению самосознания , поведения , общения, мышления , деятельности .

Рефлексия – один из ведущих механизмов саморазвития личности ученика.

Система рефлексии включает в себя:

  • Рефлексию учащимися своего учебного опыта;
  • Рефлексию учащимися своей деятельности;
  • Рефлексию общения;
  • Рефлексию учащимися своей личности;
  • Рефлексию школьниками деятельности учителя.
  • Системная рефлексия предполагает использование разнообразных педагогических техник проведения (рисунок, проект, тесты, анкеты и т.д.)

Технология развития критического мышления

Это комплекс методических приемов обучения, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся.

Базовая модель технологии: вызов – осмысление – размышление .

1 стадия – вызов. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений.

2 стадия – осмысление. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны осмыслить.

3 стадия – размышление (рефлексия). Осмысление и структуризация полученной информации.

Мозговой штурм учащихся. Правила мозгового штурма.

Участвуют все.

  • Все высказываются и все слушают.
  • Все имеют равные права.
  • Высказанные мысли и предложения не критикуют.

План мозгового штурма.

  1. Предложена проблема;
  2. Образуются рабочие группы;
  3. Каждая группа выбирает лидера, фиксирует схему проекта всех участников группы;
  4. На этом этапе обсуждается каждая идея, и определяется, способствует ли она решению вопроса;
  5. Идеи обогащаются, корректируются, совершенствуются и выстраиваются в соответствии с их значимостью;
  6. По возможности группа выбирает единое мнение;
  7. В конечном итоге готовый проект представляют к защите.

Заключение

Коллективная деятельность учащихся позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В.М. Неменский в книге “Мудрость красоты” дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В программе “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества” под редакцией Т.Я.Шляпниковой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.

Литература.

  1. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва Издательский центр "Вентана-Граф" 2013г.
  2. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва 2011г.
  3. Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2012г.
  4. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Владас. Москва 2013 г.
  5. Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2012 г.
  6. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации для учителя. Уроки мастерства. Москва 2013г.
  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 2007 г.
  8. Шляпникова Т.Я. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва 2004 г.
  9. Горяева Н.А. Островская О.В. Д.П.И. в жизни человека. Москва. Просвещение 2013 г.
  10. Горяева Н.А. ИЗО и художественный труд. Москва. Просвещение 2011 г.
  11. Логунова Т.В. Первые уроки дизайна. Москва. Дрофа 2014г.
  12. Журавлева А.П. Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2012 г.

Вот и пришёл черёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего, подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемых знаний, дать практические рекомендации к теме и т. д.… Поэтому логично будет, если я всё обобщу и немного расскажу о влиянии этой самой креативности на творческое развитие личности (наверное, это всё как-то тоскливо звучит, но, поверьте, не оттого, что мне скучно, а оттого, что мне грустно в очень скором времени расставаться и с моей курсовой работой и с вами, с теми, у кого вызывает интерес данная тема и кто не против моего вольного стиля, эх…эх…эх, но ведь ещё целая глава впереди, так чего ждать -- вперёд)…

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность -- это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

1. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

2. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, так скажем, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества (например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист открытия в области математического моделирования). По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга.

3. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла, особенностью работы с фотографией), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи.

Разные виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, то есть «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Так я увлеклась и забыла, что вы, возможно, не знаете, что такое творческая компетентность.

«Творческая компетентность» -- это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей, ну и конечно, жизненные определённые факторы, именуемые обстоятельствами, которыми так любят прикрываться нереализовавшие себя личности.

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. Судьба творчества в индивидуальном развитии определяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт ещё в своей первой фундаментальной книге «Личность» писал: -- «У каждого художника есть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора, поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки и механика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тети Салли. Стиль проявляется всегда, когда задействовано хорошо интегрированное и зрелое поведение личности».

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в таких бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонт автомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизнь считают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлении творческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков и других блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делу превращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, то подумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана, это же самое настоящие творчество…

Хорошо, пусть так, но с чего стоит начать развитие этой чудесной способности? Много и много, абсолютно различных и наоборот абсолютно схожих существует мнений и трактатов. Так, что я предлагаю вам это решить на своё усмотрение, и для большей определённости выявить вместе со мной основные проблемы развития этой самой креативности в следующем подпункте.

1

В статье обосновывается необходимость разработки модели формирования профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения, специфика педагогического творчества которого определяется бинарной сущностью его квалификации. Рассматривается сущность и содержание понятия «профессиональная творческая компетенция педагога профессионального обучения». На основе анализа психолого-педагогической литературы и использования методологических подходов (системного, синергетического, компетентностного и деятельностного), лежащих в основе исследуемой проблемы, теоретически обоснована и разработана модель формирования профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения, которая представлена как педагогическая система, включающая ряд взаимосвязанных компонентов: целевой, методологический, содержательный, процессуально-технологический и диагностико-результативный компоненты. Отличительной особенностью модели является строение процессуально-технологического компонента, представляющего стратегию формирования профессиональной творческой компетенции будущего педагога профессионального обучения в контексте его творческого саморазвития. Экспериментальным путем доказывается эффективность ее применения в условиях вузовского обучения.

профессиональная компетентность педагога

педагогическая система

профессиональная творческая компетенция

педагог профессионального обучения

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с.

2. Гнатышина Е.А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования: монография. – М.: Компания «Спутник-плюс», 2007. – 184 с.

3. Звягинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пос. для студ. вузов. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 176 с.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. – 216 с.

5. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. – М.: Смысл, 1997. – 127 с.

6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

8. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента: монография. – Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006. – 250 с.

9. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов.

Внедрение ФГОС ВПО, определяющих перспективы вхождения России в европейское образовательное пространство, объективно выдвигают проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров в число приоритетных, что отражено в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» и других концептуальных документах. Появляется потребность в педагогах, не просто имеющих доста-точный запас профессиональных знаний и умений, а обладающих творческой индивидуальностью и готовых успешно реализовать свой творческий потенциал, способных к инновационной деятельности и педагогическому творчеству. В связи с этим актуализируется проблема формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, специфика педагогического творчества которых определяется бинарной сущностью их квалификации и проявляется в оригинальности и новизне, как самого процесса, так и результата педагогической деятельности, в применении креативного подхода в процессе решения теоретических и практических задач, широком спектре профессионально важных творческих качеств, обеспечивающих полноценную реализацию их профессиональной деятельности.

Общетеоретические основы формирования профессиональной компетентности раскрыты в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Дж. Равена и др.; особенности подготовки профессионально-педагогических кадров для начального и среднего профессионального образования отражены в трудах Н.Н. Булынского, Г.Н. Жукова, П.Ф. Кубрушко, О.Л. Назаровой, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко и др..

Проведенный нами анализ педагогических исследований показывает, что ученые преимущественно обращаются к изучению отдельных аспектов профессиональной творческой компетенции (Н.А. Борисова, А.А. Вербицкий, Е.А. Гнатышина, М.В. Кларин, Е.А. Климов, Н.Е. Костылева, Н.И. Храпченкова и др.), не рассматривая ее как целостное педагогическое явление, говорят о ее формировании, оставляя без внимания способность к саморазвитию в процессе профессионального и личностного становления. Также не нашли должного теоретического обоснования цели, задачи, содержание и технологии формирования профессиональной творческой компетенции педагогов профессионального обучения на этапе вузовского обучения.

Профессиональную творческую компетенцию педагога профессионального обучения, с нашей точки зрения, нужно рассматривать как интегративное свойство личности, включающее систему специальных знаний, умений, мотивов и совокупность профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность к осуществлению профессиональной творческой деятельности, отражающей бинарную сущность педагогического процесса.

Профессиональная творческая компетенция является качественной характеристикой уровня подготовленности специалиста к педагогической деятельности, а также элементом профессионально-педагогической компетентности, ее замкнутой подсистемой и объединяет в свой состав три основных компонента - мотивационный, включающий профессионально-творческую направленность (мотивы профессионального творчества, мотив достижения, мотив творческого саморазвития) - когнитивный, определяющий знания в области педагогики и психологии творчества (знания о творческой профессиональной педагогической деятельности, о роли педагогического творчества и творческого саморазвития в ней); деятельностный, включающий гностические, проектировочные, исследовательские, организационные умения и профессионально важные творческие качества, совокупность которых обеспечивает полноценную реализацию профессионально-творческой деятельности педагога, ее эффективность и продуктивность (творческая активность, эмпатийность, креативность, рефлексивность).

Профессиональная творческая компетенция как субъективное явление отли-чается динамичностью, изменчивостью за счет тех преобразований, кото-рые происходят в опыте педагога, развитии его творческого потенциала. На наш взгляд, именно профессиональная творческая компетенция обеспечивает педагогу творческую самореализацию и профессиональную успешность.

Считаем целесообразным обращение к методу моделирования, который позволит представить процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, так как моделирование, как метод исследования, согласно В. И. Звягинскому, представляет собой создание моделей исходного состояния преобразуемого процесса или объекта, моделей желаемого состояния на конец планируемого периода и модель перехода из одного состояния в требуемое .

Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения представляет собой педагогическую систему, включающую взаимосвязанные компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуально-технологический и диагностико-результативный. Структурные компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения - цель, задачи, содержание, средства, этапы - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Целевой компонент модели включает систему целей и задач формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения. Этот компонент является системообразующим и выступает по отношению к остальным компонентам в качестве управляющей инстанции; служит определяющим фактором разработки их содержательной стороны. В качестве желаемого результата нами определена цель - формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.

Для достижения цели обозначены следующие задачи: 1) сформировать мотивы профессионального творчества, мотивы достижения и творческого саморазвития; 2) расширить представления в области педагогики и психологии творчества (знаний о творческой педагогической деятельности, о роли педагогического творчества и творческого саморазвития в ней); 3) сформировать профессиональные творческие умения (гностические, проектировочные, исследовательские, организационные) и профессионально важные творческие качества (творческая активность, эмпатийность, креативность, рефлексивность).

Методологический компонент модели представлен совокупностью методологических подходов (системного, синергетического, компетентностного и деятельностного), лежащих в основе исследуемой проблемы; принципов, соблюдение которых регулирует процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) позволяет рассматривать процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения как сложную педагогическую систему; выделить системообразующий фактор формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, а именно - цель; выявить составляющие компоненты проектируемой модели, их место и значение; раскрыть диалектику их взаимосвязи.

Синергетический подход (В.И. Аршинов, И.Р. Пригожин, Г. Хакени др.) позволяет рассматривать педагога профессионального обучения как самоорганизующуюся систему, способную реализовать свой творческий потенциал через самоорганизацию в процессе учебно-творческой деятельности; определить сущность и содержание творческого саморазвития личности будущих педагогов в условиях вуза как стратегию раскрытия их творческого потенциала.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.) дает возможность изучить профессиональную творческую компетенцию будущих педагогов профессионального обучения; раскрыть ее содержание и сущность как результат профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях вуза; определить критерии и показатели сформированности.

Деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) позволяет рассмотреть особенности профессиональной творческой педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения; создать условия для формирования профессиональной творческой компетенции и саморазвития будущих педагогов посредством их включения в различные виды деятельности (творческая игровая, исследовательская, проектная и др.); определить содержание образования, формы, методы для организации активности будущих педагогов профессионального обучения.

Содержательный компонент включает весь объем содержания образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения: содержание учебных программ дисциплин психолого-педагогического цикла, и вариативной части - программ элективных курсов и факультативов, программы авторского спецкурса «Основы профессионально-творческого саморазвития личности педагога».

Процессуально-технологический компонент характеризуется двухблочной структурой, обусловленной двойственным характером деятельности будущих педагогов профессионального обучения, и представлен взаимосвязанными и взаимодополняющими процессуальным и технологическим блоками, отражающими стратегию формирования профессионально-творческой компетентности обучающихся в условиях вуза. Основой поэтапного формирования профессионально-творческой компетентности будущих педагогов является концепция творческого саморазвития В.И. Андреева, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, а также концепция становления интереса к творческой деятельности Н.И. Литвиновой.

Многочисленные исследования показывают, что педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой учебно-творческую деятельность - процессуальный аспект, специфика которого обусловлена организацией образовательного процесса с применением форм, методов, технологий образовательного процесса; собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию. Вторая, внутренняя часть (фаза) процесса - саморазвитие личности (деятельность во внутреннем плане) - это управляемый процесс самопроявления и это - деятельность личности, направленная на четко сознаваемый результат путем самопознания, самосовершенствования и самореализации своих возможностей и творческого потенциала, обеспечивающий эффективное формирование профессиональной творческой компетенции (технология творческого саморазвития личности будущего педагога).

Процессуальный блок отражает процесс творческого саморазвития личности будущих педагогов, являющийся основой формирования их профессиональной творческой компетенции и способствующий самопознанию, самосовершенствованию и самореализации их творческого потенциала и задает ориентацию образовательному процессу, его ведущим направлением, тем самым обеспечивая эффективность качественной подготовки будущего педагога.

Это дает возможность восстановлению природосообразной психологической структуры деятельности обучающегося в учении, где представлены этапы целеполагания, планирования, организации и анализа (рефлексии) ее результатов, расширяется выбор содержания и методов деятельности. При этом речь идет не о «формировании личности» с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления потребностей, мотивации саморазвития .

Этап самопознания представляет самодиагностику будущим педагогом своего творческого потенциала. Этап самосовершенствования представляет деятельность будущего педагога по самоизменению и самосовершенствованию своего творческого потенциала. Этап самореализации проявляется в возможности будущего педагога реализовать свой творческий потенциал и обрести опыт творческой педагогической деятельности.

Технологический блок отражает последовательность осуществления процесса формирования профессиональной творческой компетенции с учетом деятельностного аспекта творческого саморазвития будущих педагогов и включает систему методов и форм учебно-творческой деятельности, применяемых в зависимости от задач и ожидаемого результата каждого из этапов.

Диагностико-результативный компонент отражает эффективность функционирования спроектированной модели и представлен критериями и уровнями сформированности профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, а также ожидаемыми результатами.

Диагностико-результативный компонент модели выполняет мониторинговую, анализирующую, комплексно-корректировочную и функцию обратной связи и позволяет анализировать информацию о ходе образовательного процесса, корректировать деятельность по формированию профессиональной творческой компетенции будущего педагога профессионального обучения.

Спроектированная нами модель характеризуется: целостностью , так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение более высокого уровня сформированности профессиональной творческой компетенции будущего педагога профессионального обучения; прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения; открытостью, так как модель встроена в контекст образовательного процесса вуза. Все обозначенные компоненты модели, их содержательно-процессуальное наполнение взаимосвязаны, образуют целостную педагогическую систему, направленную на решение поставленных в исследовании задач.

Отличительной особенностью модели является строение процессуально-технологического компонента, который представлен взаимосвязанными и взаимодополняющими процессуальным и технологическим блоками, представляющими стратегию формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза в контексте их творческого саморазвития.

Эффективность реализации модели формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения подтверждена результатами, полученными в процессе проведения экспериментальной работы. Так, к окончанию эксперимента количество студентов, имеющих минимальный уровень профессиональной творческой компетенции, сократилось на 53,0 %, имеющих оптимальный уровень - увеличилось на 40,0 %. В контрольной группе произошедшие изменения менее существенны. Использование статистического критерия Стъюдента показало, что на уровне значимости 0,05 распределение студентов по уровням сформированности профессиональной творческой компетенции в контрольной и экспериментальной группах существенно различны. Следовательно, полученные результаты не случайны, а вызваны нашими целенаправленными действиями по разработке и внедрению в педагогический процесс вуза искомой модели.

Таким образом, автором статьи решена задача, связанная с разработкой структурно-содержательной модели формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и проверкой эффективности ее практического воплощения.

Рецензенты:

Гнатышина Е.А., д.п.н., профессор, директор Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Пахтусова Н.А. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16801 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

3.1 Понятие творческой компетенции

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность -- это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

1. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

2. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, так скажем, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества (например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист открытия в области математического моделирования). По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга.

3. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла, особенностью работы с фотографией), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи.

Разные виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, то есть «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Так я увлеклась и забыла, что вы, возможно, не знаете, что такое творческая компетентность.

«Творческая компетентность» -- это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей, ну и конечно, жизненные определённые факторы, именуемые обстоятельствами, которыми так любят прикрываться нереализовавшие себя личности.

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. Судьба творчества в индивидуальном развитии определяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт ещё в своей первой фундаментальной книге «Личность» писал: -- «У каждого художника есть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора, поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки и механика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тети Салли. Стиль проявляется всегда, когда задействовано хорошо интегрированное и зрелое поведение личности».

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в таких бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонт автомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизнь считают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлении творческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков и других блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делу превращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, то подумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана, это же самое настоящие творчество…

Хорошо, пусть так, но с чего стоит начать развитие этой чудесной способности? Много и много, абсолютно различных и наоборот абсолютно схожих существует мнений и трактатов. Так, что я предлагаю вам это решить на своё усмотрение, и для большей определённости выявить вместе со мной основные проблемы развития этой самой креативности в следующем подпункте.

Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество (на примере разнотипных профессионалов)

В настоящее время в отечественной психологии в исследовании коммуникативной компетентности сложилось два подхода: теоретический и практический...

Личностные особенности студентов с различной творческой направленностью

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно...

Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности

Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность»...

Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности

Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности

Одной из задач нашего исследования явилась разработка на основе эмпирического опыта теоретической модели формирования и профессионально ответственного отношения личности, или, другими словами...

Понятие коммуникативной компетентности личности и характеристика её структуры и основных компонентов

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения - умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения...

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального общения

Обучение языку невербальной коммуникации является важной составляющей процесса обучения иностранному языку и формирования межкультурной компетенции. Умение уместно и правильно применить тот или иной жест в процессе общения...

Проблема формирования межкультурной компетенции посредством тренинга

2.1 Теоретико-методологические основы тренинга Любая образовательная модель представляет собой определенную систему, т.е. упорядоченную и внутренне организованную совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Компоненты...

Психологические особенности социально-личностной компетенции

Социально-личностные компетенции - это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии...

Развитие коммуникативной компетентности подростков в процессе внеучебной деятельности

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации...

Сущность креативности

Вот и пришёл черёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего, подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемых знаний, дать практические рекомендации к теме и т. д...

Этические и правовые нормы, профессиональные и личностные требования к деятельности консультанта

Модель профессиональной компетенции консультанта представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональным консалтингом http://www.management.com.ua...

Этический кодекс практического психолога

1. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации. 2...