Тесты на определение волевых качеств. Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

  1. Организационно-волевые качества:

1 Терпение

2.Воля

3. Само-

контроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

Умение контролиро-

вать свои поступки

(приводить к должному

свои действия)

Терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

Терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

Терпения хватает на все занятие;

Волевые усилия ребенка побуждаются извне;

Иногда - самим ребенком;

Всегда - самим ребенком

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

Периодически контролирует себя сам;

Постоянно контролирует себя сам

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II. Ориентационные качества:

1. Самооценка

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Завышенная;

Заниженная;

Нормальная

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

Интерес периодически поддерживается самим ребенком;

Интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

Анкетирование

Тестирование

Методика исследование волевых качеств личности.

Цель: оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый Опросник (в данной методике их пять) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженность и генерализованность.

Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков.

Под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция: Прослушайте внимательно каждое суждение и подумайте, насколько оно для вас характерно. Исходя из этого выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в бланке ответов напротив номера соответствующего суждения.

Варианты ответов:

1. Так не бывает.

2. Пожалуй, неверно.

3. Может быть.

4. Наверное, да.

5. Уверен, что да.

Ответив на вопросы первого опросника, переходим к следующему и так до конца, пока не заполним весь бланк ответов.

Бланк ответов.

Целеустрем-ленность

Смелость,

решительность

Настойчивость, упорство

Самостоятель-ность, инициативность

Самообладание, выдержка

в =

в =

в =

в =

в =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

г =

г =

г =

г =

г =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Целеустремленность.

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача на экзамене побуждает меня заниматься с удвоенной энергией.

3. Мои интересы не устойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в жизни.

5. Во время занятий мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж я ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. На большинстве занятий я ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Я редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в вузе, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель к жизни.

14. После неудачи на экзамене долго не могу заставить себя заниматься в полную силу.

15. К общественной работе я отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебной.

16. Как правило, я заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Я постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это проясниться по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое, в том числе общественное, поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что я достигну поставленной цели.

Смелость, решительность.

1. Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Я не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Я легко освобождаюсь от тревоги, опасений страха.

7. Установив для себя распорядок дня, я четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли я смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свой действия.

12. Как правило, я избегаю рискованных ситуаций.

13. Я не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. Я с трудом преодолеваю страх.

19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость, упорство.

1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Я всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии принудить себя заниматься на фоне усталости.

4. На экзаменах я «борюсь» изо всех сил до последнего момента.

5. Мне трудно доводить дело до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

7. На занятии я заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. Часто я бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше нравятся легкие, пусть даже менее результативные пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

13. В основном я систематически готовлюсь к учебным занятиям в вузе.

14. Неудачи в период сессии резко снижают мою активность и желание продолжать учебу.

15. В споре я часто уступаю другим.

16. Я до конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Я испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Я не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто я испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Самостоятельность, инициативность.

1. Как правило, все важные решения я принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

3. Я никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям я довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограниваясь лекцией или учебником.

5. Отсутствие совета, поддержки со стороны преподавателя значительно снижает мои результаты на экзамене.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. К практическим занятиям я стараюсь подойти творчески.

8. Я чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомым.

10. В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоставить инициативу другому.

11. Для меня удобнее всего выполнять работу по известному образцу.

12. Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

13. К общественной работе я отношусь неформально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

14. При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

15. Обычно я не задумываюсь над содержанием учебного материала, точно выполняю то, что предлагает преподаватель.

16. Я стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

18. Процесс творчества не привлекает меня.

19. Результаты моих выступлений на олимпиадах и конференциях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой преподаватель (руководитель).

20. В любую работу я стремлюсь внести что-то новое, что повышает мой интерес к ней.

Самообладание, выдержка.

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Я совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих занятий.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. На экзамене я с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он не уместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

18. В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Я специально учусь владеть собой.

Обработка и интерпретация результатов.

Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.

Ключ.

Выраженность волевого качества

Генерализованность волевого качества

Номер

суждения

Номер ответа

Номер суждения

Номер ответа

В ключе выделены две группы суждений: диагностирующие выраженность волевых качеств и диагностирующие генерализованность волевых качеств.

Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, -1, 0, +1, +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в бланк ответов рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Далее необходимо представить полученные результаты графически. В тетради чертится окружность диаметром 8 см. Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов, на которых наносятся деления от 0 до 40. Каждый радиус – показатель уровня выраженности одного из волевых качеств. Затем данные из бланка ответов переносятся на соответствующие радиусы с делениями. На каждый радиус наносятся по две точки: число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности. Точки, обозначающие показатели выраженности всех волевых качеств, соединяются одной чертой, а точки, обозначающие показатели генерализованности, - другой. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга (пример представлен на рисунке). На основании графически представленных результатов делается заключение об уровне выраженности каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности.


1. Что такое темперамент? Какие бывают типы темперамента?

2. Дайте психологическую характеристику каждому типу темперамента.

3. В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

4. Подумайте, какие типы темперамента психологически совмести­мы и почему?

3.2. Характер и воля

Посей поступок - пожнешь привычку,

посей привычку - пожнешь характер,

посей характер - пожнешь судьбу.

Восточная поговорка

Особенности темперамента часто маскируются характером. В таком случае, чем же темперамент отличается от характера? Дос­таточно вспомнить, что темперамент отвечает за форму, т.е. ско­рость и интенсивность протекания психических процессов, и отражает динамическую сторону психической деятельности. Харак­тер же отвечает за содержание нашего внутреннего мира, кото­рый не зависит от внешних событий. Характером мы объясняем свои и чужие поступки; именно в нем мы часто ищем причину несложившихся отношений, прикрываясь фразой: «Не сошлись характерами».

«Характер» - слово древнегреческого происхождения и в пе­реводе означает чеканка, печать, особенность. Неповторимое, индивидуальное сочетание или совокупность особенностей лич­ности представляет собой характер. Однако надо иметь в виду, что это не любое сочетание индивидуально-психологических особен­ностей личности, а совокупность наиболее выраженных и отно­сительно устойчивых черт личности, которые являются типичны­ми для конкретного человека и систематически проявляются вего действиях и поступках. Если Вы, к примеру, случайно кому-то грубо ответили, это еще не означает, что грубость является чер­той Вашего характера.

Характер не наследуется ине является постоянным; в течение жизни черты характера могут изменяться и иногда значительно, но эти перемены происходят медленно. Характер формируется иразвивается под влиянием окружающей среды, жизненного опы­та, воспитания. Образно говоря, жизнь «чеканит» наш характер, а при самовоспитании с определенного момента человек сам начи­нает «чеканить» свой характер, который проявляется в поступ­ках, мыслях и чувствах. При современном взгляде на жизнь нико­го не нужно убеждать в том, как важно разбираться в характерах людей, с которыми общаешься. Познание характера человека по­могает предвидеть его поведение и при необходимости корректи­ровать ожидаемые действия.

Черт характера (или качеств личности) много, но они подраз­деляются на несколько групп, которые тесно связаны между со­бой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни. Характер человека проявляется в следу­ющих чертах:

1. Отношение человека к другим людям: родным, коллегам, зна­комым, малознакомым и т.п. Это прежде всего общительность, которая может быть широкой и поверхностной, или противопо­ложная ей черта - замкнутость, которая проявляется в безразлич­ном отношении к людям или является результатом внутренней со­средоточенности. В эту же группу входят откровенность и противо­положная ей скрытность, а также чуткость, тактичность, справед­ливость, вежливость или грубость, черствость, лицемерие.

2. Отношение человека к самому себе. Сюда входят чувство соб­ственного достоинства или неуверенность в своих силах; застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре вни­мания со своими переживаниями), эгоизм (забота о своем лич­ном благе).

3. Отношение человека к миру вещей, т. е. отношение к обще­ственной собственности, а также аккуратное или небрежное об­ращение со своими вещами, одеждой, книгами и т.п.

4. Отношение человека к делу, к своему труду. К этой группе относятся инициативность, трудолюбие, ответственность за по­рученное дело и исполнительность или лень, легкомысленное и формальное отношение к деятельности. По отношению к труду характеры подразделяются на деятельностные (активность, настой­чивость, целеустремленность) и бездеятельные (пассивность, со­зерцательность) .

Выделение в характере человека отдельных черт говорит о не­обходимости рассматривать и оценивать их во взаимосвязи друг с другом. Например, сочетание смелости с осторожностью или им­пульсивностью, с моральными чувствами или чувством тщесла­вия по-разному влияет на его характер. Осторожность может вы­ражаться в бездеятельности, а в сочетании с решительностью приобретает иное качество.

Следует также помнить, что характер влияет на продвижение по службе. Вы, конечно, замечали, что человек с «хорошим» ха­рактером при прочих равных условиях быстрее поднимается по служебной лестнице, чем неуживчивый человек.

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активно­сти и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достиже­ния, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего по­ведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внут­ренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Поэтому волю принято называть основой характера. Когда мы слышим выражения: «человек с характером», «твердость характера» или «мямля», «бесхарактерный», то надо иметь в виду, что в этих определениях человека подчеркивается выраженность волевых черт характера.

Задачей воли является управление нашим поведением, созна­тельная саморегуляция нашей активности. Волевые действия раз­личаются по своей сложности. Если человек ясно видит цель и непосредственно переходит к действиям, то говорят о простом волевом акте. Например, когда вы просыпаетесь, то обычно сразу встаете с кровати. Даже если вставать не хочется, вам не требуется много усилий, чтобы достичь цели.

Но в жизни чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда между побуждениями и непосредственным действием вклиниваются до­полнительные звенья. Например, получение образования можно считать сложным волевым действием. Основными этапами волевого процесса являются:

1) возникновение побуждения или постановка цели;

2) стадия обсуждения или борьба мотивов (выбор средств, спо­собов и приемов для достижения поставленной цели);

3) принятие решения (выбор действий в соответствии с це­лью);

4) исполнение принятого решения.

По тому, как человек принимает решение, говорят о такой особенности воли, как решительность. Решительные люди при­нимают решения быстро, без дополнительных колебаний, так как любое колебание или нерешительность могут привести к приня­тию неудачного решения или человек, скорее всего, не примет никакого решения. Как известно, в жизни бывают ситуации, ког­да невозможно медлить, но при этом важно не перепутать реши­тельность с торопливостью и безрассудством.

Итак, цели ясны, решение принято, средства выбраны и здесь начинается самое сложное - исполнение принятых решений. Без этого вообще нет волевого действия и все предыдущие усилия и размышления напрасны. Ведь порой мы принимаем прекрасные решения, выбираем верные, надежные пути для их достижения, но так и не доводим дело до конца. В этом случае говорят, что нам не хватает силы воли, настойчивости. Примером тому может слу­жить особый образ, созданный в русской литературе XIX века - «лишний человек», который принимает хорошие решения, но не доводит свои начинания до конца.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступ­ках, но и в умении сдерживать себя, самообладании и терпении.

К основным волевым качествам человека относятся: целеуст­ремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, а также энергичность, инициативность и испол­нительность.

Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть. Целеустремлен­ные люди ясно видят личные цели и не размениваются на мелочи.

Самообладание - это волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступка­ми. Люди, которым присуще самообладание, уравновешены и последовательны. Они обладают выдержкой и умеют выбирать уро­вень активности, соответствующий условиям и оправданный об­стоятельствами.

Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влия­нию различных факторов, которые могут отвлечь человека от дос­тижения поставленной цели. Самостоятельные люди действуют на основании своих взглядов и убеждений и критически оценивают советы и предложения других людей. Однако бывают случаи, когда негативизм (т.е. необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Следует знать, что негативизм - это признак слабости, а не силы человека.

Решительность - это умение человека принимать своевремен­ные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.

Настойчивость - это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно дли­тельной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встре­чающимися на пути достижения целей. Настойчивые люди не ос­танавливаются перед неудачами.

Энергичность - это волевое качество, которое дает возмож­ность человеку действовать быстро и с большим напряжением фи­зических и духовных сил. Энергичные люди, как правило, при достижении целей не пасуют перед трудностями, а наоборот, мо­билизуют свою деятельность. Они всегда к чему-то стремятся, стро­ят планы и увлекают за собой других.

Инициативность основывается на наличии у человека множе­ства новых идей, планов. Благодаря инициативе человек действует творчески, способен начать любое дело. Поэтому инициативные люди чаще всего становятся лидерами, объединяя людей своими идеями, замыслами и предложениями.

Исполнительность - это волевое качество человека, направ­ленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. Исполнительный человек стремится полнос­тью завершить начатое им или порученное ему дело.

Следует отметить, что все волевые качества формируются на про­тяжении жизни и деятельности человека. Кроме того, воля оказыва­ет влияние на трудовую деятельность человека. Неожиданные изме­нения в экономике страны, реорганизация производства, ухудше­ние настроения, переутомление, конфликты и другие ситуации по­казывают, что без преодоления внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной. Ведь существует много про­фессий, когда человек силой воли управляет своим настроением: преподаватели, врачи, работники торговли и сферы обслуживания.

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это...

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Тест Несуществующее животное

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности.

Моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально...

Если вы ответили “да” в пунктах 1, 3, 5, 7, 9 и “нет” в пунктах 2, 4, 6, 8, 10, начислите себе по 2 балла за каждый. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

1. Очень часто я прячу заначку, а потом долго не могу ее найти.

2. Отправляясь за покупками, я всегда пишу список и никогда от него не отклоняюсь.

3. Получая зарплату, я люблю “пошиковать” в первую неделю.

4. Никогда не покупаю “ненужные” вещи в электричках и подземных переходах.

5. Мне часто не хватает...

Итак, предложите своей спутнице выпить, но так, чтобы она могла сама сделать выбор. Когда выбор сделан, узнайте о ней все.

Шампанское - предпочитают кокетки и хохотушки, которые не прочь выйти замуж за человека намного их старше. Они часто изменяют своим мужьям и пьянеют практически мгновенно.

Водка - пьют волевые, сильные женщины с твердым характером. Они не скрывают своих желаний, действуют напрямик и пьянеют очень медленно.

Коньяк - напиток для женщин среднего возраста...

Итак, какой из шести ответов на вопрос “Как дела?” при случайной встрече наиболее характерен для вас:

1. Подробно рассказываю о своей жизни.

2. Отвечаю: “Разве не видно по мне, что плохо!”

3. Вздыхаю: мол, “Хуже не бывает!”

4. “Отлично! А как у тебя?”

5. “Почему тебя вдруг заинтересовали мои дела?”

6. “Все нормально” и перевожу разговор на другую тему.

Ответ № 1. Для вас не важно, что подумает другой человек, вынужденный выслушивать ваш рассказ, вы слушаете только себя...

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

    – так не бывает;

    – пожалуй, неверно;

    – может быть;

    – наверное, да;

    – уверен, что да.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

    Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

    Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

    Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

    Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

    Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

    Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

    Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

    Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

    Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

    Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

    Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

    Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

    Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

    Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

    Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

____________________

    Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

3. Решительность и

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Вы хотите узнать это про себя? Тогда постарайтесь ответить на предложенные вопросы этого теста с максимальной откровенностью.

Можно использовать три варианта ответа: «да» «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить», «нет».

Вопросы теста на силу воли

:

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе - в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?

Результаты теста:

Ответ «да» - 2 балла

- «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») - 1 балл

- «нет» - 0 баллов.

Теперь посчитайте результаты.

0-12 баллов . С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабых волевых качествах, но и в эгоизме вашей личности. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся - от этого вы только выиграете.

13-21 балл . Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов . С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных путают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Волевые качества - это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.