Теория черт олпорта. Диспозиционная теория личности г.олпорта

Американская психологическая наука дала миру многих выдающихся ученых, ставших основателями ведущих направлений современной психологии. Одним из них был и Гордон Виллард Оллпорт (1897-1967).

В своих многочисленных исследованиях он пытался понять психологию человеческого поведения, изучить цели, которые ставит перед собой и индивидуальные психологические характеристики, отличающие одного человека от другого, путь развития человеческой личности и саму .

В работах Г. Оллпорта достижения ведущих современных ему направлений психологии – бихевиоризма и психоанализа, объединены с результатами собственных наблюдений и исследований. Сам ученый видел следующую задачу своих исследований – «Уменьшить разногласия между философиями человека и установить шкалу их вероятной истинности». Поэтому основное в своих работах он уделял человеческой личности, её становлению и развитию.

Проведя изучение различных толкований и определений человеческой личности, с древних времен до современности, Г. Оллпорт выделил 50 наиболее значимых. Взяв их за основу и суммируя собственные наблюдения, он предложил свое - одно из лучших до сегодняшнего времени.

«Личностью называется динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление».

Динамичность личности проявляется в том, что человек в любой жизни готов к изменениям и развитию. В противоположность многим психоаналитикам Г. Оллпорт утверждал, что в любой момент развития человек вопреки прошлому опыту может изменить себя и свою . Основой этого свойства служит человека к самосознанию, т.е. способность себя и свои поступки и прогнозировать их вероятные последствия.

Единицей изучения личности служит определенная «личностная черта». Черта представляет собой определенное свойство личности, которое проявляется в ежедневных реакциях и поступках человека, в его мыслях и отношениях к явлениям окружающего мира. Черты достаточно устойчивы и одинаково проявляются в широком спектре ситуаций. В свое время Г. Оллпорт выделил до 1000 личностных черт. Среди них можно выделить доминирующие – главные, которые определяют наиболее важные поступки человека и второстепенные подчиненные. Все черты человека находятся во взаимосвязи друг с другом, что и создает и неповторимость каждого человека.

Г. Оллпорт был категорически против подведения людей, под какие либо общие типы, считая, что таким образом мы теряем человеческую индивидуальность. Каждая своеобразным образом проявляется в каждом индивиде, и мы не можем, называя отзывчивым и добрым одного человека, применить это определение в той же мере к другому человеку. Для каждого из них эти черты и их проявление будет различным, потому что в их личностях присутствуют и другие характеристики, которые определяют уникальность и своеобразие проявления конкретной черты именно этим человеком в этой ситуации. Роль ситуации и вообще контекста, в котором происходит человеческая жизнь очень велики. Именно с определенной ситуации проявляется человеческая личность, без ситуации нет человеческой личности. Все черты и свойства, находясь «внутри», и мы никак не можем судить об их наличии без того, что бы увидеть их проявление в жизни.

Что бы понять человеческую личность, необходимо так же проследить ее жизненный пусть и всю динамику развития человека, изучая его биографию, понимать взаимодействие различных черт и их сочетаний. Только тогда мы можем с уверенностью утверждать, что понимаем логику поступков и поведения человека.

Новаторство Г. Оллпорта проявилось и в объекте исследования. Объектом исследования для него служила психически здоровая личность. Следует отметить, что в начале века в психологии личности основной экспериментальный материал был получен из наблюдений врачей-психиатров за психически больными людьми, либо людьми, нуждающимися в серьезной помощи психотерапевта. Этим путем шли Фрейд, Юнг и многие другие психологи. Г. Олллпорт признавая достоинства данного подхода, считал, что в первую очередь необходимо изучать здоровую личность и в своих исследованиях руководствовался именно этим принципом.

Особое внимание Г. Оллпорта привлекало человеческой личности во всей возрастной динамике развития. В понимании жизненного пути и психологического созревания личности на пути к зрелости он остался верен себе, стремясь избежать радикальности других психологических направлений считавших, что человек в своем развитии зависим от детских переживаний и комплексов (Психоанализ) либо является продуктом действия внешних стимулов и ситуаций (бихевиоризм). Зрелая, здоровая личность по Г. Оллпорту отличается принятием себя таковой, какой она есть, обладает способностью к самопознанию, имеет цельную жизненную философию, демонстрирует эмоциональную зрелость и способность к теплым сердечным чувствам, а так же отличается здоровым чувством юмора.

Человеческое развитие – динамичный процесс, который продолжается всю жизнь, а значит, человек не является ни заложником своей наследственности, ни полностью зависимым от ситуации развития. Обладая свободой выбора, которую можно получить, развивая в себе способность к самопознанию человек способен в любой момент жизни направить личностное развитие к зрелости.

Своими работами относительно природы человеческой личности Г. Оллпорт стал первопроходцем, заложившим основы гуманистической психологии и понимания психологии здоровой личности. Его идеи оказали влияние на формирование взглядов на природу психического многих известных психологов в частности К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мэя и многих других.

Подготовил психолог
Савченко Олег (Севастополь)


Просмотров: 3048
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология

Теория Г. Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая возможности личностного роста, преодоления себя и самоосуществления. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности . Отличительной чертой теоретической ориентации Г. Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

В процессе разработки своей теории, Г. Олпорт проанализировал множество определений и трактовок феномена личности. Результатом этой работы стало собственное определение личности как динамичной организации тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление . Термин "динамичная организация" предполагает постоянные изменения и эволюцию поведения человека при условии существования некой основополагающей структуры, которая объединяет и организует различные элементы личности. Упоминание автором "психофизических систем" означает учет телесной детерминации. Основной сутью этого определения является наличие в личности определяющих тенденций, при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума.

В своей трактовке личности Олпорт разделял понятия характер и темперамент. Под характером автор понимал ту часть личности, которая в основном обусловлена взаимодействием с социумом и формируется под его влиянием. Темперамент, с точки зрения Олпорта, является неким первичным материалом (наряду с физиологией и конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие "темперамент" особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.

Структура . Согласно Г. Олпорту, структура личности определяется тем набором ее черт, которые, имея нейрофизиологическую основу, формируются в течение жизнедеятельности и определяют весь спектр поведенческих реакций человека. Прежде чем перейти к изучению структуры личности по Г. Олпорту, рассмотрим, каким образом трактуется черта личности.

В общем смысле черта – это предрасположенность вести себя однотипно в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях. Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции. Черты личности формируются на основе осознания сходства: ряд ситуаций, воспринимаемых человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта .



Следует отметить, что черты личности «требуют» соответствующих внешних стимулов, то есть, люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей (коммуникабельный человек не только активно откликается на предложение общения, но и сам инициирует его). Эти две составляющие функционально взаимосвязаны.

В теории Г. Олпорта сами черты личности обладают определяющими их характеристиками .

1. Черта личности – это не только номинальное обозначение, но и реальная, жизненно важная часть жизни любого человека.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения; черты побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки, несмотря на то, что часть из них подвергаются социальному оцениванию и делится на приемлемые и неприемлемые (например, смелость и трусость).



7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность поступков с чертой личности не является доказательством ее отсутствия.

Изначально Г. Олпорт выделял в структуре личности общие и индивидуальные черты. К общим он относил любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальными чертами считались те, по которым можно было осуществить отличие одного человека от другого. Это те "подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения" . Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. Следовательно, согласно Олпорту, личность адекватно можно описать лишь путем измерения ее индивидуальных черт.

Кардинальная диспозиция настолько велика и влиятельна, что почти все поступки можно свести к ее влиянию. Она крайне генерализованна и не может оставаться скрытой. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией, их характер почти однозначен и практически не допускает противоречивых поступков.

Центральные диспозиции не так обобщены, но представляют собой довольно яркие характеристики человека. Олпорт называл их строительными блоками индивидуальности. Это стабильно проявляющиеся, устойчивые в разных ситуациях характристики человека. Соответствующие им поведенческие тенденции легко обнаруживают себя.Автор считал, что число центральных диспозиций, с помощью может быть описан индивидуум, невелико, в пределах от пяти до десяти.

Вторичныедиспозиции – это черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности. К ним относятся специфические привычки, предпочтения, ситуационные интересы. Чтобы обнаружить подобные диспозиции, требуется длительное наблюдение за индивидуумом в различных ситуациях.

Процесс и развитие . Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Следовательно, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Для обозначения эти процессов Г. Олпорт вводит понятие «проприум», которые переводится как «неотъемлемая собственность».

Согласно мнению автора, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, "осознаваемое как наиболее важное и центральное" ; по сути, это все то, что мы называем "собой". Проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

В своей теории Г. Олпорт выделил семь различных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприативные функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется Я, как объект субъективного познания и ощущения (табл. 6).

Стадии развития проприума по Г. Олпорту

Таблица 6.

Стадия Аспект Определение
Телесное Я Сознавание телесных ощущений
Самотождественность Неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений
Самоуважение Гордость за собственные достижения
Расширение себя Я начинает включать в себя важные аспекты социального и физического окружения
Образ себя В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей
Рациональное управление собой Абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем
Личное стремление Целостное ощущение "себя" и планирование перспективных целей

Все стадии следуют одна за другой в процессе роста и развития личности. Вместе с тем, различные аспекты, соответствующие стадиям, по мере их прохождения не исчезают из жизни человека. В различных возрастных периодах преобладающим является какой-то из них. В целом же феномен проприума предполагает перманентное наличие и взаимосоотнесенность всех этих аспектов. Если какой-либо из аспектов проприума оказывается нереализованным (например, самоуважение и гордость за свои достижения), трудно говорить о полноценном развитии и формировании Я.

Следуя идее о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему, Г. Олпорт в контексте мотивации создает концепцию функциональной автономии. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами; связи с прошлым носят характер скорее исторический, нежели функциональный. Мотивы взрослого человека – это не калька с мотивов ребенка, а новая система мотивации, основанная на приобретенных в ходе роста и развития интересах, ценностях, убеждениях.

Согласно Олпорту, существует два уровня или типа функциональной автономии. Первый, устойчивая функциональная автономия , представляет собой нейрофизиологические механизмы прямой и обратной связи, которые не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии. Собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий. Собственная функциональная автономия представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.

Норма и патология. В контексте нормального и невротического развития личности позиция Г. Олпорта заключалась в том, что существует принципиальная разница между зрелой личностью и невротической личностью. Поведение невротических личностей преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. В этом смысле, у них недостаточно развита собственная функциональная автономия, не пройдены определенные стадии развития проприума; такой человек является заложником прошлого опыта. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт считал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами .

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям, то есть, способен к дружбе и сочувствию. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие: имеет положительное представление о себе и, следовательно, способен терпимо относиться как к собственным недостаткам. Они умеют также управлять собственными эмоциональными состояниями так, что это не мешает благополучию окружающих.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания: видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими хотел бы их видеть; обладает соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности; демонстрирует здоровую волю; стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора: имеется четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах; способен посмеяться над самым дорогим (включая самого себя), продолжая ценить это.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией: способен видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; способен создавать и менять смыслы в собственной жизни.

Изменения . Г. Олпорт никогда не практиковал в области консультирования и психотерапии и полагал, что клинические наблюдения трудно использовать для построения теории личности.

По Олпорту, есть разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высоко эффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются мало полезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватные концептуализации младенчества или раннего детства, неадекватны как репрезентации взрослого поведения.

Олпорт заявляет, что его работа всегда ориентирована скорее на эмпирические проблемы, а не на достижение теоретического или методологического единства. Он отстаивает правомерность открытой теории личности, а не закрытой или закрытой частично. Олпорт считает себя плюралистом, работающим в русле системного эклектизма. «Плюралист в психологии - это мыслитель, не исключающий ни одного атрибута человеческой природы, который кажется важным». Личность для него - это загадка, которую нужно максимально адекватно разгадать при помощи инструментов середины двадцатого столетия; так что он поставил и другие проблемы: слухи, радио, предрассудки, психология религии, природа установок и др. Ко всем этим областям он применяет концепты - эклектично и плюралистично, стремясь к тому, что может дать наиболее адекватное рассмотрение на современном уровне знаний. Таким образом, для него не имеет большого значения вопросы формальной адекватности его теории.

В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2014. С.478.

Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида». Избегая определения личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивиду. Однако остается вопрос: какова природа этого нечто? Олпорт ответил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Что означает все это? Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность - не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.

Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина «определяет» является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2014. С.482.

Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер - это личность в оценке, а личность - это характер вне оценки. Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие «темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивность эмоций). Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, "из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь". Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2012. С.356.

В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа:

1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, мыслях и эмоциях. Черты личности люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

2. Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Главный теоретик диспозиционализма – Гордон Олпорт – считал, что каждая личность уникальна и ее уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности.

Главной задачей Олпорта было именно определение самого понятия личности. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт проанализировал более 50 различных определений личности. В результате Олпорт приходит к выводу «Личность – это объективная реальность » вместе с тем, такое определение крайне неточно, поэтому Олпорт развивает его. «Личность – это динамическая организация всех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление ». Важно, что Олпорт делает упор на динамичности личности. Таким образом, личность – не статичная сущность, поведение человека постоянно меняется и эволюционирует. Одновременно с этим Олпорт упирает на то, что в структуре личности присутствуют и чисто психические и соматические элементы. Кроме того, личность, по Олпорту - это не готовая картина, а определенное русло, в котором функционирует и развивается человек.

Олпорт отмечал, что в качестве синонимов личности часто используются термины «характер» и «темперамент».

Характер в понимании Олпорта – это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

Темперамент , наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент – это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

Черта личности

Олпорт в своей концепции выводит понятие черты личности , которую он считал наиболее валидной единицей анализа для изучения индивидуальности. Черта личности – нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы поведения. Таким образом, черта личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций .

Например, если человек общителен, то он будет без конца болтать и дома, и на работе, и в кругу друзей. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обуславливающих множество похожих реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызывать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций может иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности характеризуются следующими свойствами:

1. Черта личности – не только обозначение, она существует в реальности и играет важную роль в жизни каждого человека.

2. Черта личности есть нечто более обобщенное, чем привычка или условный рефлекс. Фактически, черты личности предопределяют развитие привычек, а привычки, слившись воедино, образуют черту личности (например, опрятность).

3. Черта личности является определяющим элементом поведения. Черты личности побуждают такие формы поведения, в которых данные черты наиболее полно проявились бы.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, их можно «выследить», изучая анамнез или историю болезни, биографию, а также статистически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, т.е. черты как бы перекрывают друг друга. Например, проницательность и чувство юмора очень связаны между собой, хотя это все же разные вещи.

6. Черта личности может выступать как индивидуальная и как типологическая характеристика. В первом случае нужно рассматривать влияние конкретной черты на жизнь индивида, а во втором – построить валидную школу по этой черте и на ее основе изучать индивидуально-типологические различия.

8. То, что поступки или даже привычка не согласуются с чертой личности, не говорит об ее отсутствии. Это несоответствие может быть обусловлено временными или казуальными факторами.

Перечисленные свойства черт относятся к так называемым общим чертам личности , которые в той или иной мере присущи всем людям и, по существу, легко изменяемы и могут быть использованы для сравнения людей между собой. Кроме общих черт существуют так называемые индивидуальные, т.е. такие, которые не допускают сравнения с другими людьми.

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций (черт личности):

1. Кардинальные диспозиции настолько характерны для человека, что практически все поведение человека можно свести к ее влиянию. Такая черта не может оставаться скрытой, она всегда заметна для окружающих. Примерами существования кардинальных диспозиций являются т.н. харизматические личности: Скрудж, Дон Жуан, Макиавелли.

2. Центральные диспозиции . Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие черты личности. Это особые строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции можно сравнить с теми главными качествами, которые мы приводим в резюме. Число центральных диспозиций относительно невелики. Герберт Уэллс считал, что их всего две: стремление к порядку и противоположному полу.

3. Вторичные диспозиции . Это менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и менее пригодные для характеристики личности черты. Это, например, предпочтения в еде и одежде.

Проприум

Конечно сами черты личности, разделяемые между собой, не дают целостной характеристики личности. Должно существовать нечто, объединяющее и цементирующее индивидуальность. Это термины такого уровня, как Эго или стиль жизни. Эти термины очень неточны и содержат очень много семантических неясностей. Поэтому Олпорт вводит новый термин – проприум .

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся качество индивидуальности . Это то качество личности, которое человек на основе субъективного опыта осознает как главное. Фактически проприум – это аналог самости Юнга. Олпорт считал, что проприум не дается человеку с рождения, а развивается, проходя семь стадий. В течение каждой стадии развиваются так называемые проприотические функции , а в результате их окончательной консолидации формируется Эго.

1. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий и т.п. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость . В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость служит базой для самосознания.

2. Самоидентичность . Это второй аспект проприума, который развивается тогда, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Наиболее важной точкой формирования самоидентичности становится осознание своего имени. Но в этот момент самоидентичность не формируется окончательно, а непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

3. Самоуважение . Формируется в течение третьего года жизни и возникает от того, что ребенок делает что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком заданий родителей.

В противоположность самоуважению может сформироваться чувство стыда. В результате 4-5 лет самоуважение становится чувством соревновательности и зависит от признания сверстников.

4. Расширение самости . Начинается примерно с 4-х летнего возраста. Связано с тем, что ребенок понимает, что ему принадлежат не только его тело, но и окружающие предметы. Ребенок начинает понимать значение собственности. Понимает слово «мой».

5. Образ себя . Развивается примерно в 5-6 лет. Ребенок понимает, что его родители, учителя, друзья и т.д. хотят видеть его «таким». В этом возрасте ребенок начинает понимать разницу между «я хороший» и «я плохой». Вместе с тем образ взрослого «Я» недостаточно развит в этом возрасте. Ребенок недостаточно четко понимает разницу между «я есть» и «я должен быть».

6. Рациональность . В возрасте с 6 лет до начала переходного возраста ребенок осознает, что он способен принимать решения и эффективно управлять своим поведением. Появляется коллективное и формальное мышление. Но ребенок еще не достаточно доверяет самому себе, он считает, что его семья, родственники и ровесники всегда правы. Эта стадия развития проприума отличается высоким конформизмом, моральным и социальным послушанием.

7. Проприативное стремление . Формируется в подростковом возрасте. Главная проблема подростка – найти себе жизненные цели и устремления. Подросток осознает, что будущее можно не только «хотеть», но и организовать. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью и поэтому развертывается новый этап поиска самоидентичности новое самосознание.

Кроме описанных, Олпорт предложил еще один этап развития проприума – познание самого себя . Он утверждал, что этот аспект проприума стоит над всеми остальными и синтезирует их. Познание самого себя позволяет человеку осознать объективную сторону своего «Я».

Диспозиционное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам.

Олпорт выдвинул теорию черт личности, главная задача психологии – объяснение уникальности человека.

Личность – динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Черта личности – предрасположенность реагировать сходным образом на различные виды стимулов.

Характеристики черт личности:

черта – не только номинальное обозначение , т.е. черты реальны

черта является более обобщенным качеством, чем привычка (привычка относится к специфическим тенденциям)

черта движет или , по крайней мере, определяет поведение

существование черты можно установить эмпирически (долгосрочное наблюдение, биографии, статистические методы)

черта лишь относительно независима от других черт , в реальности они перекрывают друг друга

черта не является синонимом моральной/социальной оценки , это истинная особенность человека и описывать ее надо нейтральными словами

черту можно рассматривать как в контексте личности , у которой она наблюдается, так и по ее распространению в обществе

то, что поступки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия этой черты (черты могут быть противоречивыми, черта может проявляться только в определенных сферах)

Виды черт:

ü общие – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры (умение пользоваться языком, политические/социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм), т.е. черты, по которым людей можно сравнивать (=черты личности)

ü индивидуальные – такие характеристики, которые не допускают сравнений с другими людьми; уникальные черты, которые и отражают структуру личности (=индивидуальные диспозиции)

Типы индивидуальных диспозиций:

ÿ кардинальная – настолько пронизывает человека, что все поступки можно свести к ее влиянию

ÿ центральные – не столь всеобъемлющие, но яркие характеристики (у одного человека 5-10)

ÿ вторичные – еще менее заметны, еще менее обобщены, менее устойчивы (человек никогда не ведет себя послушно, кроме случаев, когда его пинает мент)

Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, - проприум.

Стадии развития проприума:

1) телесная самость – осознание телесных ощущений (младенец)

2) самоидентичность – неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений (ребенок выучил свое имя)

3) самоуважение – гордость за собственные достижения

4) расширение самости – Я начинает захватывать важные аспекты социального и физического окружения (мой мяч)

5) образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей (5-6 лет, «я плохой»)

6) рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем

7) проприативное стремление – целостное чувство Я и планирование перспективных целей (подросток)

8) познание самого себя – стоит над всеми семью стадиями

Личность представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли, - концепция функциональной автономии .

Виды функциональной автономии :

A. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе – повторяющиеся действия (есть и ложиться спать в одно и тоже время)

B. собственная функциональная автономия – приобретенные интересы, ценности, установки, намерения.

Процессы собственной автономии подчиняются 3-м психологическим принципам:

· принцип организации энергетического уровня – собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает уровень, необходимый для выживания и приспособления.

· принцип преодоления и компетенции – зрелым людям присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализация поставленных пред собой целей.

· принцип построения проприотической системы – собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Я, поэтому человек организует свою жизнь вокруг проприума для усиления Я, отвергая все остальное.

Зрелая личность:

· имеет широкие границы Я – может посмотреть на себя со стороны, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами и т.д.

· способен к теплым, сердечным социальным отношениям – может проявлять дружеские отношения и сочувствие, которое проявляется в терпимости к различиям между собой и другими

· демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие – положительно относится к самому себе, терпим к собственным недостаткам, умеет справляться с собственными эмоциональными состояниями

· демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания – видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими он хотел бы их видеть

· демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

· обладает цельной жизненной философией – видит целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; цельная жизненная философия дает некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек

ордон Олпорт: диспозициональная теория личности.

Что такое личность.

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. В результате многократных корректировок он предложил определение личности: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечает, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности, и объясняет, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Т.е. характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал это понятие особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.

Концепция черты личности.

Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определяет черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Т.е. черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответный реакций. Разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главной составляющей теории личности Олпорта. Следует подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Олпорт предлагает 8 основных критериев определения черты личности:

1. черты личности – это не только номинальное обозначение, они являются реальной и жизненно важной частью существования любого человекаю

2. черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения.

3. черты личности являются движущими или, по крайней мере, определяющими элементами поведения. Они побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. существование черт личности можно установить эмпирически посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени.

5. черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой, скорее личность представляет собой набор перекрывающих друг друга черт.

6. черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.

7. черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Это объясняется тем, что не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности, один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, кроме того, бывают случаи, когда поведение обусловлено в большей мере общественными условиями, чем личностными чертами.

Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными.

Общие черты (измеряемые, узаконенные) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры.

Индивидуальные черты (морфологические) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру.

Типы индивидуальных диспозиций (три типа черт личности).

Индивидуальные черты – индивидуальные диспозиции.

1. кардинальная диспозиция (главная страсть) – настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.

2. центральные диспозиции не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, это строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции – это такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.

3. вторичные диспозиции – черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. Сюда следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Поэтому, можно предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», т.е. это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства, и выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума:

1. ощущение своего тела – телесная самость – в результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

2. ощущение самоидентичности (неизменности и непрерывности «Я», независимо от происходящих изменений) – когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица.

3. чувство самоуважения – чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно.

4. расширение самости – «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения (начиная примерно с 4-6-летнего возраста). Дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей.

5. образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей – начинает развиваться в 5-6 лет.

6. рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем – между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

7. проприативное стремление – целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.

Кроме того, Олпорт предложил еще один аспект – познание самого себя, - который стоит над всеми остальными и синтезирует их.

Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Он предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации:

1. она должна признавать согласованность мотивов во времени

2. она должна признавать существование различных видов мотивов

3. она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов (Олпорт придавал большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям)

4. она должна признавать реальную уникальность мотивов

необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии, которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого – связи с прошлым исторические, а не функциональные. Первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется – в этом состоит суть концепции функциональной автономии.

Олпорт различал два типа функциональной автономии:

1. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии

2. собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.

Процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. принцип организации энергетического уровня: собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления.

2. принцип преодоления и компетенции: зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных целей. Поэтому любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.

3. принцип построения проприотической системы: все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума. В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные.

Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой (невротической). Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1. зрелый человек имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны»

2. зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеской интимности и сочувствию.

3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

4. зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания

5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

зрелый человек обладает цельной жизненной философией.