Старт в науке. Исследовательская работа по физике «Экономия электроэнергии в школе и дома» Мини проект способы экономии электроэнергии в школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирилловская средняя школа

имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева»

Энергосбережение в школе и дома

ученица 9 класса

руководитель

Николаева Елена Леонидовна, старшая вожатая

Кириллы 2016

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………………………………………3

I. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ……………...5

II. ИССЛЕДОВАНИЯ. ОПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ОПЫТОВ…………………………7

1.1 Зависимость искусственной освещенности от чистоты электросветильников (люминесцентных)……………………………………………………………………….7

1.2. Зависимость освещения от цвета стен и потолков………………………………...9

1.3. Расчёт эффективности замены ламп накаливания на светодиодные……………10

1.4. Экономия электроэнергии при пользовании электробытовыми приборами на примере утюга……………………………………………………………………………11

1.5. Экономия электроэнергии при пользовании электробытовыми приборами на примере утюга……………………………………………………………………………12

III. МЕТОДЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ НАСЕЛЕНИЕМ……………………………………12

IV. ИСТОЧНИКИ ……………………………………………………………………………….16

V. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. …………………17




ВВЕДЕНИЕ.

Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться!

Проблема энергосбережения стала на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем во всем мире. Многие государства начали приводить меры по экономии электроэнергии. В Российской Федерации тоже принято решение о переходе на энергосберегающие технологии.

В ноябре 2009 года Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", который подписал Президент. Целями введения закона является повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в Российской Федерации. Согласно закону, меры государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляются путем установления:


  • ограничений в области производства в целях реализации на территории РФ и оборота в РФ

  • энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов;

  • требований учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;

  • требований к содержанию и срокам проведения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде, в том числе для граждан – собственников квартир в многоквартирных домах;

  • требований обязательного распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Сегодня экономией электроэнергии занимаются государство, коммерческие организации, частные лица. Постепенно эта работа становится неотъемлемой частью жизни человека, т. к. источники энергии иссякают, а новые источники электроэнергии еще не используются в полную меру.

На мой взгляд задуматься об экономии электроэнергии необходимо на школьной скамье. Совсем недавно на уроке физики я узнала об источниках освещения, способах получения электроэнергии. Решили глубже изучить эту тему и определила цель своего исследования – поиск путей экономии электроэнергии в школе, дома и распространение полученных результатов.

Задачами работы стали:

1. Проанализировать положение дел с экономией электроэнергии в мире стране, селе, школе и дома.

2. Подготовить предложения по экономии электроэнергии через внедрение ресурсосберегающих технологий.

3. Пропагандировать экономиию электроэнергии через средства информации в нашей школе.

4. Помочь жителям села, ученикам школ, своим семьям сэкономить электричество.

Методами исследования стали:


  1. Изучение законодательной базы по данному вопросу, газетных публикаций по теме исследования.

  2. Наблюдения, анализ, сравнение, практические опыты.

  3. Распространения информации среди населения
Источником информации были сайты интернета, социологический опрос учащихся нашей школы, беседа с членами наших семей.

Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести вклад в решение проблемы, поставленной Президентом? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта?
Считаю тему исследования очень интересной и важной, особенно в современных условиях.

I. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Сбережение энергии всех видов – эта задача все в большем объеме предстает перед человечеством. Дефицита энергии пока на планете нет, но вот последствия от процесса ее преобразования в электричество и тепло заставляют задуматься. Смог, озоновые дыры, превышение в атмосфере вредных металлов, зараженные осадки, загрязнение почвы и многое другое, - все это отражается в первую очередь на человеке, на его здоровье, на качестве и продолжительности жизни. Осознав это, люди начали использовать альтернативные ресурсы и энергосберегающие технологии, которые все шире начинают применяться в быту и в производственном процессе различных сфер экономики. Энергосберегающие технологии признаны приоритетной задачей на уровне государственной внутренней политики во многих государствах и в России в частности. И это не простая дань моде, ведь с каждым годом дефицит ресурсов ощущается все больше. Добыча полезных ископаемых оттягивает огромное количество ресурсов – денег, времени, рабочих сил. И все вместе это крайне отрицательно сказывается на экологии.

Именно поэтому энергию рационально получать из возобновляемых источников и полученные ресурсы расходовать экономно. Энергосберегающие технологии разрабатываются на основе инновационных решений, они на данный момент являются выполнимыми технически и приносят экономическую выгоду. Эти технологии также должны быть экологически безопасны и не менять хода жизни общества в целом и привычного склада дел каждого человека в отдельности. Именно так определила понятие экономии энергии ООН.

В развитых странах уже не одно десятилетие ведется разработка проектов энергоэффективных технологий. И в этой области есть значительные продвижения в лучшую сторону.

Как сообщают центры энергоэффективности, на сегодняшний день энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в три раза больше, чем в странах Евросоюза и Японии. Это происходит потому, что энергоэффективность и энергосбережение в России еще не развито на должном уровне. Наша страна – одна из самых энергорасточительных в мире. Наибольшие потери происходят в самом топливно-энергетическом комплексе, в промышленности (по причине износа оборудования) и в секторе ЖКХ. На ЖКХ приходится почти 1/3 всех потерь: 110 млн. тонн условного топлива. В Киотском протоколе, который предусматривал снижение к 2012 году мировых промышленных выбросов в атмосферу на 5,2%. Только Россия ежегодно выбрасывает в атмосферу 4,5 млрд. тонн отходов. А это – 16,4% от выбросов всей планеты – третье место в мире после США и Китая.

Львиная доля вредных выбросов приходится на энергетику: в России 98% выбросов СО2 дает сжигание угля, газа, нефтепродуктов.

В 2015 г Конференция ООН по климату завершилась подписанием документа, призванного заменить Киотский протокол. В соглашении прописано обязательство 195 государств не допустить рост атмосферных температурных показателей более чем на 2 градуса в сопоставлении с доиндустриальной эпохой.

Одним из главных методов противостояния глобальному потеплению станет переход на возобновляемую энергетику. Страны-участницы конференции обязались также сформировать специальный фонд для помощи в переходе на ВИЭ государствам, где бюджетных ассигнований будет недостаточно для полноценной модернизации энергосистемы.

Фонд будет аккумулировать средства в размере 100 млрд долларов ежегодно. Начиная с 2020 года эти деньги будут распределяться по развивающимся странам.

Большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям – самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий, только в сетях общего пользования они достигают 12%.

Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель (В электросетях США, Евросоюза и Китая благодаря энергоэффективным технологиям потери составляют около 7%). Поэтому, если возникла цель экономии энергии, то надо искать моменты ее сбережения именно на объектах потребления – на предприятиях, в цехах, в офисах, в многоэтажных и частных домах и пр. Средство для достижения такой цели – использование энергосберегающих технологий. Они работают по двум направлениям: совершенствование технологий энергодобычи и методы ресурсосбережения.

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергосбережение - важная задача по сохранению природных ресурсов.

II. ИССЛЕДОВАНИЯ. ОПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ОПЫТОВ

Изучив возможную литературу, конечно, в интернете, я решила не доверять сразу тому, что узнала и на практике убедиться в правильности тех рекомендаций, которые дают ученые мужи и правильные домохозяйки. На контроль были представлены следующие опыты.

Зависимость искусственной освещенности от чистоты электросветильников (люминесцентных)

Одним из важных факторов, который учитывается как при строительстве здания, так и при его эксплуатации является освещенность.

Данный фактор очень важен, поскольку влияет на здоровье глаз человека, его трудоспособность, физическое и психоэмоциональное состояние. Поэтому освещенность помещения входит в положения по охране труда. Освещение здания делится на две составные – естественное освещение и искусственное.

Естественным является дневное солнечное освещение, которое попадает в здание через технологические проемы, сделанные в нем при строительстве – окна.

В темное же время суток освещенность производится искусственно – всевозможными электрическими лампами.

Искусственное освещение может применяться и в дневное время при слабом дневном свете, а также у зданий, где технологически невозможно проделать соответствующее количество окон, к примеру, цокольные этажи зданий или подвалы.

Также учитываются состояние атмосферы, географическое положение.

Освещенность измеряется в люксах (Лк) и соответствует она световому потоку, который приходится на определенную единицу площади помещения. Зачастую для измерения используется квадратный метр помещения.
В свою очередь, световой поток – это мощность излучения, которая воспринимается человеческим глазом, измеряется в люменах (Лм).

Искусственное освещение помещения зависит от его назначения. Для упрощенного расчета приняты нормы, которые указывают, каким должен быть этот параметр для того или иного здания.

Освещенность помещений – величина, которую можно измерить. Производится замеры при помощи прибора – люксметра.

Замеры освещенности производятся отдельно для естественного и искусственного освещения. Работает люксметр по такому принципу – в его конструкцию включен фотоэлемент, на который попадает световой поток. При попадании свет высвобождает поток электронов, после чего фотоэлемент становится проводником электрического тока. Поскольку величина пропускаемого тока прямо пропорциональна освещенности фотоэлемента, то проводимый ток и выступает измерителем освещенности.

Для проведения наблюдения мы обратились за помощью к Главному санитарному врачу Рославльского, Ершичского и Шумячиского района Терехову Владимиру Александровичу за помощью. В нашем распоряжении оказался замечательный прибор люксметр, позволяющий измерить степень освещенности в разных уголках помещения. С помощью этой удивительной штучки мы сделали замеры освещенности в помещении до и после помывки лампы. Результаты были следующими: Освещенность от грязной лампы составила 193 лк. Освещенность от чистой лампы увеличилась до 324 лк.


Зависимость освещения от цвета стен и потолков.

С помощью люксметра мы провели еще одно испытание. Определили степень освещенности от цвета стен и потолка. Для этого были выбраны четыре класса с одинаковыми параметрами естественного освещения: время суток, растения, ориентация на юго-восток, посадка деревьев с удалением в 28 метров. Результаты были следующие:

Сделаем вывод: для того, чтобы увеличить освещенность помещения нужно окрашивать стены в светлые тона.

Расчёт эффективности замены ламп накаливания на светодиодные

Искусственная освещенность выполняется за счет использования электрических ламп, которые преобразовывают электроэнергию в световой поток. В свое время самыми распространенными являлись лампы накаливания. Широкий диапазон этих ламп по мощности позволял подобрать источник света с требуемым под определенные условия световым потоком. Последнее время они стали менее востребованы, поскольку являются экономически затратными.

Второй вид ламп, применяемых для освещения – люминесцентные.

В среднем освещение составляет 20% от общего расхода электрической энергии в квартире. Если в квартире еще не установлены энергосберегающие лампы , стоит установить их. Лампы накаливания – это очень дорого. Казалось бы, они стоят значительно дешевле, но при этом потребляют в разы больше «экономок».

Лидер по экономии энергии – светодиодная лампочка . По разным оценкам работа такой лампочки на 50-90% выгоднее, чем работа ламп накаливания. Для наглядности проведем сравнение с такими условиями:


  • в сутки лампочка горит 6 часов,

  • тариф за 1 кВт равен 3,7 рубля,

  • расчет на 1 лампочку со средними характеристиками,

  • расчет сроком на 1 год.
ПАРАМЕТРЫ

РАСЧЕТЫ

Экономия электроэнергии при пользовании электробытовыми приборами на примере утюга

Основные электробытовые приборы в жилище: электрические холодильники, стиральные машины, утюги, пылесосы, электроотопительные приборы. С некоторыми оговорками сюда же можно отнести радиотелевизионную аппаратуру и средства связи. Итак, для опыта нам понадобится две хлопковые постиранные рубашки, разные по степени сухости. Для того, чтобы погладить влажную нам понадобилось 3 мин 9 сек, а глажка пересушенной – 4 мин 26 сек. Зная мощность утюга, мы смело можем рассчитать количество киловатт, которые затратили на глажку рубашек.


Для того, чтобы погладить влажную рубашку, нам потребовалось на 0,0234 Квт меньше, чем на пересушенную. Наблюдения показывают, что при одинаковой степени нагрева утюга экономнее гладить влажную вещь.

Теория теорией. Решила рассчитать экономию электроэнергии для нашей квартиры. Ежедневно делала замеры потребления электроэнергии. С помощью родителей вымыли в доме окна, каждый раз перед использованием пылесоса чистили мешок, белье гладили только влажным, выключали все электроприборы после использования из сети (выключали спящий режим), при использовании чайника наливали для кипячения столько воды, сколько нужно – не больше, перестали использовать функцию размораживания в микроволновке, на кухне и в зале поменяли лампочки.

Результаты не заставили долго ждать: за месяц экономия электроэнергии составила 12%, что в денежном выражении – 838 рублей в год. И это без замены лампочек.

Предложила подобные расчеты произвести одноклассникам. Посчитали, сколько всего набежало экономии? Сколько это в денежном выражении в месяц, умножив эту цифру на 12, узнали какова экономия в год. В год получается неплохая сумма, и делать для этого специально ничего не надо, просто соблюдать эти правила!

III. МЕТОДЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ НАСЕЛЕНИЕМ

Если у вас обычная квартира и вы не можете реализовать кардинальные проекты по экономии энергии, то придерживайтесь простых правил, которые нам с детства внушают мамы, но слушать их никто не хочет, утверждая, что на этой земле всего хватит на всех.

Ставьте на маленькую конфорку маленькую кастрюлю, а на большую – с широким дном, и энергия газа будет расходоваться эффективно.

Замените лампочки в квартире на энергосберегающие, ведь одинаковый свет дает обычная 100 Вт-ная лампа и энергосберегающая 12 Вт-ная. Есть разница?

Оказывается, что 50% экономии электроэнергии достигается за счет экономии освещения (замена ламп накаливания на люминесцентные лампы). При их работе энергии тратится в 5 раз меньше, чем при работе обычных ламп. Компактная 15-ваттная люминесцентная лампа дает света столько же, сколько 75-ваттная лампа накаливания. Средний срок службы лампы накаливания 1000 часов, компактной люминесцентной лампы – 15000 часов..

Посмотрели телевизор – выдерните вилку из розетки! Это относится ко всем приборам, и дает экономию от 3 до 10%!!! --- -Загружайте в стиральную машину столько белья, сколько максимально указано в инструкции и подбирайте точно режим стирки, это еще 3% экономит.

Если вы регулярно удаляете накипь из чайника и содержите его в чистоте, вы реально экономите еще 3% энергии.

Глажка непересушенного белья прибавляет от 3 до 5%,

Не перегруженный мешок в пылесосе - столько же.

Если вы установили холодильник в прохладном месте, то к экономии добавляет очередные 3%.

Чистые окна, светлые шторы и обои на стенах, отсутствие огромного количества предметов на подоконниках – гарантирует экономию 5-7% на освещении.

А если не закрывать батареи шторами, то они отдадут на 3% тепла больше.

Вместо обычных кастрюль использовать скороварки – борщ получается столь же вкусным, а расход энергии сокращается в 3-4 раза (из опыта туристской кухни: плотная, накидная крышка котелка при спокойном, отрегулированном костре – это вот оно: вода не испаряется, каша не пригорает, варится быстрее и получается вкуснее).

Продукты из морозильника доставать заранее и оттаивать без нагрева на плите или в микроволновке (опять же, добавлю: лично я вечером выкладываю, что нужно, из морозильника в обычную камеру – к утру продукт потихонечку оттаивает, а ушедшая на замораживание энергия наружу из холодильника не выносится).

Наливать в чайник не больше воды, чем потребуется на один раз, отмеривая, например, полулитровой банкой, и кипятить, уже садясь за стол – это непосредственно относится к современным «тефалям»: вода там закипает мгновенно, не успеешь бутерброд приготовить, а остывает очень быстро (многие рассуждают так: «Я с утра кипячу полный чайник, так как мне удобно, чтобы до вечера не доливать»).

Не нужно сразу использовать все конфорки на электроплите для разогрева обеда: сняв нагретый суп, поставить второе на ту же конфорку (которую, кстати, зачастую можно выключить: тепловой инерции хватит на нагрев сковородки). –

Выстиранное белье перед сушкой встряхнуть, расправить, чтобы было легче гладить, а перед глажением по-умному подготовить рабочее место, чтобы все было под рукой.

В холода поднимать шторы с батарей отопления, подтыкая на подоконнике к рамам – и батареи больше тепла отдают, и окна уплотняются.

В школе была объявлена

Акция для тебя, твоей семьи и твоих друзей!

Акция поможет задуматься, как снизить энергозатраты, внести свой вклад в сохранение ископаемых источников энергии и уменьшение угрозы изменения климата. Начни с себя, собственного дома, школы и постарайся сделать свою жизнь более экономичной и экологичной для себя и для окружающей среды. Каждый может достигнуть рационального и экологически ответственного использования

Каждому участнику Акции необходимо было:


  • провести домашнее исследование потребления электроэнергии

  • обсудить с друзьями и родителями проблему и способы энергосбережения

  • повторить исследование, применяя способы энергосбережения, сделать выводы

  • применить практические рекомендации по экономии электроэнергии, тепла и воды дома, в школе.
Выполнив действия по эффективному использованию электроэнергии, вы не только сэкономите средства на оплате электроэнергии, но и внесете реальный вклад в охрану окружающей среды!

Классными руководителями были проведены классные часы по теме «Энергосбережение», на каждой классной двери повесили памятки по теме «Уходя, гасите свет!»

.
Учащиеся 9 классов совместно с родителями провели практическую работу «Сколько мы тратим денег в день на электричество? » подсчитали количество кВт-час и расход в деньгах за месяц.

В каждом классе повесили комнатные термометры.

Провели экскурсию по школе: выяснили, сколько ламп накаливания надо заменить на энергосберегающие люминесцентные, сколько окон надо поменять на пластиковые, сколько заменить дверей, что стоит утеплить, чтобы сэкономить энергию.


Кто-то, возможно, впервые, узнал об этом, кто-то задумался: может, и вправду стоит экономнее расходовать тепло и электричество, а кто-то пойдёт и купит энергосберегающую лампочку.

§ 18. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И ДОМА

Работая над энергосбережением, мы рассматриваем различные виды применения энергии в полезных целях и исследуем возможности получения того же результата с меньшими расходами энергии, с применением источников энергии минимально необходимого качества, и при оптимальном использовании возобновляемых источников энергии. Здесь скорее можно дать не исчерпывающий список рекомендаций, а привести ряд практических примеров. В каждом конкретном случае меры по энергосбережению следует выбирать индивидуально.

И помните: сберечь одну единицу энергии гораздо лучше, чем произвести новую. Сберегая энергию дома, вы также уменьшаете потери энергии при ее производстве и транспортировке. Наконец, вы также снижаете воздействие на окружающую среду.

Удачи вам в вашей важной работе!

Упражнение:

Посетите магазин, торгующий холодильниками, и узнайте у продавца об энергопотреблении различных моделей. Вычислите ежегодную экономию и общую экономию, исходя из срока эксплуатации холодильника.

Во многих ситуациях энергосбережение - это вопрос не только индивидуального решения. Многие системы и технические решения уже зафиксированы, и необходимо принятие коллективного решения, чтобы их заменить. Во многих домах отопление квартиры производится централизованно из районной теплосети. Часто действительно необходимо улучшение системы, но для его осуществления необходимо вовлечение многих семей, коммунальных энергетических служб, технических специалистов из муниципалитета, производителей оборудования и т. д.

Современные энергосистемы обладают сложной структурой, и во многих случаях результаты усилий по энергосбережению зависят от участия экспертов и крупных организаций. Но, тем не менее, все мы каждый день имеем дело с энергией, и, участвуя в образовании и в практических действиях на личном уровне, все могут стать частью процесса усовершенствования.

Все вместе это составляет огромный потенциал для сбережения энергии и снижения воздействия на окружающую среду как результат нашей деятельности. Сравнивая общепринятый уровень потребления энергии с примерами ее наиболее эффективного использования, некоторые специалисты по энергетике предложили термин «фактор 4 ». В долгосрочной перспективе целью должно быть получение в четыре раза больше полезной работы от каждой единицы первичной энергии. Это позволит как снизить энергопотребление и воздействие на окружающую среду, так и повысить уровень жизни.

Обогрев помещений

Возможно, для тех, кто живет в тропическом лесу, обогрев помещений не представляет проблемы. Для нас, живущих в холодном климате, необходимо придумывать искусственные методы сохранения тепла. Нам необходима достаточно теплая одежда. Хорошая одежда делает возможным выживание в условиях сибирской зимы. Но практичнее и комфортнее иметь возможность снять с себя меховую шапку в школе или дома. Российские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещений не ниже +18 °С. Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. Обогревательные системы были построены, когда цены на энергию были низкими, и эффективности не придавали значения. Неэффективность теплосетей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры.

В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла. Наша проблема в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда ушло тепло?

Использование горячей воды

Для нагрева воды необходимо много энергии. В большинстве многоквартирных домов в России пользование горячей водой было почти «бесплатным», и уровень потребления стал выше, чем в других европейских странах. Измерения, проведенные в Апатитах (Мурманская область) в 2000 г., показали, что один человек расходовал там больше энергии на горячую воду, чем целая семья в Норвегии (3600 кВт ·час). В Норвегии в каждой квартире установлены счетчики потребления горячей воды, за которую каждая семья платит отдельно.

Снижение потребления является вопросом не столько технологии, сколько осведомленности и мотивации снижения напрасного расхода энергии.

Способы энергосбережения

Наши сегодняшние дома построены без особых соображений о том, сколько энергии будет необходимо для поддержания удовлетворительной температуры внутри. Утепление стен, полов и крыш недостаточно. Их либо делают из материалов, хорошо проводящих тепло, либо утепляющие слои недостаточно толстые. Зачастую в стенах зданий образуются «мосты холода» - плохо утепленные места, через которые тепло уходит наружу.

Добавить утепление к существующему строению - большая и, как правило, очень дорогая работа. Но было бы отличной идеей добавить новое утепление при капитальном ремонте стен и крыши. Если ваша комната очень холодная, утеплить ее помогут даже просто ковры на самых холодных стенах и на полу, и плотные шторы на окнах. Но шторы не должны покрывать отопительные батареи, препятствовать обогреву комнат! Эффективнее и легче всего самостоятельно повысить энергосбережение, устранив сквозняки из щелей, окон и дверей. В старые дома поступает гораздо больше холодного воздуха, чем требуется для вентиляции. Если сквозняк ощущается рукой, то это явно слишком много! Холодные сквозняки идут из щелей, неплотно закрывающихся окон и дверей. Хорошей привычкой является подготовка дома к зиме, в процессе которой отыскиваются и заделываются щели.

Лучше всего начать с окон. Треснувшие стекла нужно заменить, а щели заизолировать прокладками и/или специальной лентой. Также слабым местом является пространство между оконными рамами и стеной, и по углам или в других местах, где соединяются различные элементы.

С холодильником ситуация такая же, как и с квартирой, в нем необходимо поддерживать нужную нам температуру. У холодильника есть соответствующее оборудование, которое «выкачивает» тепло изнутри наружу. Для поддержания эффективности процесса нам необходимо убедиться, что внутри не слишком много льда, а сам холодильник лучше всего расположить в наиболее холодном месте квартиры, чтобы разница температур внутри и снаружи холодильника была минимальна.

Упражнение:

  • Покажите, что разные материалы имеют различную теплопроводность. Возьмите чашку с горячим чаем. Опустите металлическую ложку в чашку, и она нагреется. Повторите тот же опыт с деревянной ложкой, и вы увидите, что она проводит тепло очень слабо.
  • Неподвижный воздух является плохим проводником тепла и может использоваться в качестве изолятора между стеклами или в стенах. В сауне вы можете находиться при температуре воздуха 90°C, но вода при той же самой температурой будет вас обжигать. Вы почувствуете это, плеснув воды на печь, потому что воздух станет более влажным...

Теоретически, можно создать абсолютно непроницаемое помещение, как консервная банка. Если помещение хорошо изолировано, или расположено в открытом космосе, энергия или температура будет сохраняться там очень долго, но оно вряд ли будет годиться для жилья. В помещении для жилья есть окна и двери. Нам необходима вентиляция для доступа свежего воздуха. Все это позволяет выходить теплому воздуху, а теплу передаваться через поверхности помещения. Необходима постоянная подача дополнительного тепла для компенсации его потерь.

В нашем классе и домах тепло уходит двумя способами:

  • Сквозняк или вентиляция, в результате чего теплый воздух уходит, а поступает холодный.
  • Передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к холодным наружным. Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла

через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков. Свежий воздух, поступающий в вентиляцию, должен нагреваться старым воздухом, выходящим из дома. Потери тепла не должны быть гораздо выше, чем «тепловые отходы» от разнообразных процессов в доме. Источниками таких «тепловых отходов» являются люди, осветительные приборы, а также различное оборудование.

Упражнение: Нарисуйте дом своей мечты вместе со своими одноклассниками. После этого вам нужно «продать» дома друг другу. Обратите внимание покупателей на низкий расход энергии на эксплуатацию и содержание дома, чтобы получить хорошую цену задом.

Упражнение:

Измерьте расход горячей воды в своей семье и подсчитайте количество энергии, необходимое для нагрева этого объема воды. Вы можете легко измерить расход воды в минуту, измерив время наполнения ведра (например, 1 или 10 литров). Для подсчета расхода энергии вам также необходимо измерить температуру воды. Вы можете использовать форму, приведенную выше.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

  • из-за низкой теплопроводности кожи ступней люди способны, не обжигаясь, ходить по раскаленным углям?
  • Россия является одним из крупнейших регионов мира, в котором широко распространены ТЭЦ (теплоэлектростанции)? При повышенной эффективности они могли бы стать лучшими и наиболее гибкими энергосистемами в Европе. Кроме использования горячей воды из крана, мы греем воду при приготовлении пищи.

Большинство посудомоечных и стиральных машин обычно самостоятельно нагревает воду с помощью электронагревателей. Этот процесс также часто можно усовершенствовать с точки зрения энергопотребления.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ САМИ:

  1. Утеплить окна для устранения сквозняков.
  2. Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест.
  3. Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами.
  4. Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ

  • Установить индивидуальные и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате (если это позволяет система отопления в вашем доме).
  • Использовать механическую вентиляцию с возвратом тепла.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

  • вам холодно даже при высокой температуре воздуха, если комнатные поверхности холодные?
  • шерстяной свитер и хорошие тапочки создадут ощущение тепла без повышения температуры в комнате?
  • из-за низкой теплопроводности кожи ступней люди способны, не обжигаясь, ходить по

раскаленным углям?

  • даже низкое зимнее солнце способно нагреть комнату через окна? Поэтому раздвигайте занавески в солнечные дни, если вам необходимо дополнительное тепло.
  • Россия является одним из крупнейших регионов мира, в котором широко распространены ТЭЦ (теплоэлектростанции)? При повышенной эффективности они могли бы стать лучшими и наиболее гибкими энергосистемами в Европе.

Кроме использования горячей воды из крана, мы греем воду при приготовлении пищи. Большинство посудомоечных и стиральных машин обычно самостоятельно нагревает воду с помощью электронагревателей. Этот процесс также часто можно усовершенствовать с точки зрения энергопотребления.

Советы по сохранению хорошего микроклимата в классе:

  • Проветривайте класс 2–3 минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок.
  • Проветривайте класс после каждого урока.
  • Отодвиньте парты от батарей отопления.
  • Одевайтесь соответственно погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или холодом лучше, чем другие.
  • Поменяйтесь местами, так как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару.
  • Проверьте, все ли выходят из класса на переменах.

ПРИМЕРЫ

Экодом в Новосибирске

В Новосибирске уже несколько лет находится в эксплуатации экодом, рассчитанный на одну семью. В нем отопительный сезон, в течение которого требуется обогрев, уменьшился с 230 дней до 90 дней. В этом доме есть также и другие элементы экодома, такие как компостирование домашних отходов и локальная переработка сточных вод.

Детский сад в Кировске

Кировский детский сад № 12 в Мурманской области используется для демонстрации возможностей повышения энергоэффективности в существующих зданиях. Кроме утепления окон и возвращения тепла в вентиляции из кухни, была перестроена система отопления. Новое распределительноe устройство, установленное в подвале, позволяет автоматически регулировать отопление. Это повышает комфорт и снижает энергопотребление.

Все эти меры снизили энергопотребление вдвое. Новая система потребовала более сознательного использования горячей воды, что привело к дополнительному снижению энергопотребления.

Дом без отопления

В Швеции, в Гетеборге, было построено 20 новых квартир вообще без какой-либо системы отопления. Хорошо утепленный дом сочетает в себе приятный внутренний микроклимат и низкое энергопотребление. Для обогрева дома в течение зимы оказывается достаточно тепла, производимого жителями дома, осветительными приборами и другим оборудованием. В доме нет сквозняков, а в вентиляционной системе старый теплый воздух нагревает свежий, прежде чем он поступит в дом. Солнечный коллектор на крыше удовлетворяет половину потребности в горячей воде. Стоимость дома не выше, чем стоимость обычного дома, а дополнительное оборудование быстро окупается за счет уменьшения оплаты счетов за энергию.

Способы энергосбережения

Горячая вода в основном используется для умывания, принятия душа и ванны, мытья посуды, пола, а также стирки. Будьте внимательны и не используйте больше горячей воды, чем необходимо для этих целей. Часто тяжело менять старые привычки, но вам необходимо оценить потребление горячей воды и выяснить, есть ли возможность его уменьшить. Вы можете экономить горячую воду, уменьшая либо струю воды, либо ее температуру. Будьте внимательны, не допускайте того, чтобы вода лилась понапрасну, и почините протекающие краны. При мытье большого количества посуды под струей горячей воды расходуется очень много энергии.

Не оставляйте воду включенной, пока вы чистите зубы. Для короткого душа расходуется гораздо меньше воды, чем для наполнения ванны. Но и душ может быть усовершенствован. Специальные энергосберегающие душевые насадки потребляют менее 10 л/мин, предоставляя при этом комфортный душ.

Возможно, вам следует измерить расход воды в вашем душе?

При приготовлении пищи размер кастрюли должен соответствовать размерам источника тепла и количеству приготовляемой пищи. Кроме того, важно не использовать больше воды, чем необходимо, и уменьшать потери энергии, закрывая кастрюлю крышкой.

Что можете сделать сами

  • Не мойте посуду под струей воды, используйте затычку в кухонной раковине.
  • Если вы чувствуете, что вода в душе или кране слишком холодная, вы можете уменьшить подачу холодной воды.
  • Принимайте душ, а не ванну. Для недолгого душа расходуется меньше воды, чем для наполнения ванной.
  • Душ должен быть комфортен при расходе воды не больше чем 10 л/мин. Измерьте расход воды в своем душе и поищите новую насадку для душа, если расход слишком высок.
  • Отремонтируйте протекающие краны горячей воды.
  • При приготовлении пищи используйте крышки и не используйте больше воды, чем требуется.
  • Наполните стиральную машину перед началом стирки, проверьте программу машины и метки на одежде, чтобы не использовать чрезмерно высокую температуру.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ

  • Снизить потери тепла в теплосетях.
  • Удостоверится, что давление и температура в теплосетях не слишком высоки.

Примеры

В С.-Петербурге и Ленинградской области, начиная с 2000 года, многие жители установили в квартирах счетчики горячей и холодной воды. Суммы счетов за воду значительно снизились после того, как люди стали сберегать воду и платить за реальное потребление, а не по общим нормативам. Покупка и установка счетчиков стоит около 2500–3000 рублей. При экономном потреблении воды суммарная ежемесячная плата за горячую и холодную воду уменьшается по сравнению с нормативами на 300–400 рублей. Таким образом, установка счетчиков окупиться менее, чем через год.

Используя современный энергосберегающий душ и относясь сознательно к энергосбережению, вы можете значительно сократить потребление горячей воды. Если мы сравнмиспользование одной семьей в С.-Петербурге обычного душа и душа с современной энергосберегающей насадкой, то мы получим следующие результаты:

Душ обычного типа расходовал 26 л/мин при полном напоре воды и 10 л/мин при обычном комфортном использовании душа. Энергосберегающую душевую насадку было просто установить и при ее использовании расходовалось только 10 л/мин при полном напоре и 7,5 л/мин при обычном комфортном душе. Новую насадку можно было устанавливать на несколько позиций, используя простой переключатель. Кроме обычной позиции душ можно было переключить на массажный режим (7,5 л/мин), на режим редуцированного, легкого душа (4 л/мин) и в позицию полного отключения.

Обычное 20 минутное использование насадки дает следующие результаты:

  1. потребление воды при массаже (5 мин) - 50 литров;
  2. при намыливании (7 мин) - 0 литров;
  3. при смывании мыла (5 мин) - 32 литра.

Всего израсходовано 80 литров воды, тогда как при использовании старого оборудования и следуя прежним привычкам, расходовалось 200 литров воды.

Энергосбережение составило более 4 кВт/ч! Если вы хотите подсчитать ваше собственное потребление, используйте задания в конце данной главы.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

  • за год из крана вытечет 2000 литров, если из него вытекает 10 капель в минуту?
  • пища становится готовой независимо от того, кипит ли она на большом огне или на маленьком, поскольку температура кипения не превышает 100°С.

Освещение

Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.

Энергосбережение в школе и дома

МАОУ СОШ № 36 г. Калининграда

Учитель физики Сергеева Елена Евгеньевна


Отрывок из басни « Медведь - транжира».

  • Тянули свет в лесу в былую пору.
  • Ну чем лесные звери хуже всех?
  • Во все пещеры, дупла, гнёзда, норы
  • Монтёры- белки подводили свет.
  • Свет подвели. И лютою зимою
  • Сидят спокойно звери по домам
  • В тепле, уюте, тишине, покое,
  • И все исправно платят по счетам.

  • Один медведь в берлоге завалился,
  • Включив обогреватель на всю мощь,
  • И от проблем платёжных отключился.
  • А счётчик ведь мотает день и ночь.
  • Мораль сей басни всем понятна.
  • И вывод ясен хоть кому:
  • Коль свет не экономить
  • И использовать без дела-
  • Дороже выйдет самому!

Цель нашего урока:

  • Узнать, почему проблемы рационального использования и экономии энергии и энергоресурсов так актуальны в настоящий момент времени.
  • Рассчитать затраты электроэнергии в отдельных помещениях нашей школы за большую перемену и урок.
  • Предложить способы энергосбережения и экономии в школе и дома.

МЫ ИМЕЕМ ТЕПЛО И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В КВАРТИРЕ БЛАГОДАРЯ ПРИРОДНЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ ЗЕМЛИ.

УГОЛЬ, ГАЗ, НЕФТЬ, ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ,ЗАТРАТИВ КОТОРЫЕ, ЧЕЛОВЕК УЖЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ВОССТАНОВИТЬ ИХ ИЛИ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТО, ЧТО ОНИ ВОССТАНОВЯТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ПУТЕМ.



Энергосбережение и энергосберегающие технологии

В современном мире вопросы энергосбережения и экономии электроэнергии стоят как никогда остро. Особенно это касается нашей страны, где потери электроэнергии достигают десятки процентов. "Утечки" происходят

повсеместно: в ЖКХ (на бытовом уровне), в промышленности, в топливно-энергетическом комплексе... Поэтому потенциал энергосбережения России очень высок.

А если учесть тот факт, что спрос на энергоресурсы постоянно растёт, повышаются тарифы на них, а также происходит ухудшение экологической ситуации, стремительно сокращаются запасы полезных ископаемых (нефти, угля, газа) - в этой ситуации мероприятия по энергосбережению и энергосберегающие технологии важны как никогда!


Школьные энергодетективы: «Вы не бережёте энергию? Тогда мы идём к Вам!»

  • Энергодетективы провели расследование какими лампами мы пользуемся в нашей школе и подсчитали их количество по кабинетам, коридорам, этажам. Давайте поможем детективам узнать, можно ли экономить электроэнергию в нашей школе?

Выполнение практического задания №1 по группам (см. приложение 1)

  • Рассчитайте расход электроэнергии на каждом этаже школы за большую перемену и урок.
  • Вычислите денежные затраты на электроэнергию в данных помещениях.
  • Работу представить в виде таблиц.


Выполнение практического задания №2 по группам

  • Группа 1: Подумайте, в каких помещениях и как можно сократить расход электроэнергии за перемену. Обсудите результаты в группе и представьте выводы на плакате.
  • Группа 2: Подумайте, в каких помещениях и как можно сократить расход электроэнергии за урок. Обсудите результаты в группе и представьте выводы на плакате.
  • Группа3: Дайте общие советы по энергосбережению в школе и дома. Представьте свои советы на рисунках, плакатах.




Как можно беречь энергию дома?

  • На электроэнергию в быту приходится 9-10% всей необходимой энергии. И хотя при использовании бытовой электротехники возможности энергосбережения (по сравнению с отоплением и горячей водой) ограничены, но по оплачиваемым Вами счетам Вы видите, что этот вид энергии относительно дорог. При покупке бытовой электротехники обратите внимание нa энергопотребление, сравните различные модели и производителей.


  • Загружайте стиральную машину полностью, Расход электроэнергии практически не зависит от того, насколько загружена машина, а расход воды изменяется незначительно.
  • В семье из 4-х человек средняя месячная потребность стирки - 22 кг. Стирка при полной загрузке 5 машины (по 4,5 кг), вместо стирки при неполной загрузке (по 2 кг) 11 машин приведет к экономии 15-20 кВтч энергии в месяц.
  • Проверьте, необходимо ли стирать при 90 о С или достаточно 70-80 о С. Экономия энергии составит при этом 0,2-0.5 кВтч на каждый процесс стирки.
  • Выбирайте программу при стирке не только в зависимости от материала, но и с учетом загрязнения. Это позволяет экономить до 30% электроэнергии,
  • Наиболее экономным методом сушки остается натянутая на улице или в помещении для сушки веревка. Электросушилка не экономична.

Глажение.

  • Глажение требует сравнительно мало электроэнергии (на 4 кг вещей - 0,5 кВтч). Но следует соблюдать следующие советы:
  • сортировать вещи в зависимости от материала,
  • начинать с низких температур,
  • для небольших вещей достаточно остаточного тепла (при выключенном утюге)

Освещение.

  • Использование передовой осветительной техники (энергосберегающие лампы, осветительные системы) позволяет экономить до 60% электроэнергии.
  • Условие экономичного использования освещения - планирование соответствия потребности в освещении и установленной осветительной техники
  • Многоламповая люстра на потолке обеспечивает освещение всего помещения, но ведет к нежелательному образованию тени при работе за письменным столом, швейной машиной, в уголке с игрушками. Целенаправленное освещение, несмотря на меньшую мощность ламп обеспечит лучшую освещенность без нежелательной тени.

  • Разумеется, каждый выбирает цвет стен жилого помещения по своему вкусу. Но, чем больше света отражают стены помещений, тем меньше световой мощности требуется для освещения:
  • гладкая белая стена рефлектирует 80%, направленного на нее света,
  • темно-зеленая отражает только 15%,
  • черная - 9%
  • Чем чаще Вы выключаете обычные лампы накаливания, тем быстрее они перегорают.
  • Экономично выключать обычную лампу накаливания только если Вам не требуется свет в течении 10 минут. Для изготовления новой лампы требуется больше энергии, чем вы сэкономите часто выключая ее на короткое время.


Практическая работа Существует правило Совершенно правильно: Только там народ богат, Где энергию щадят; Где во всём царит расчёт И всему известен счет Цель:  рассмотреть возможности по экономии электроэнергии в школе и сформировать осознанный подход к экономии Основополагающий вопрос  Возможно ли экономить электроэнергию школе?  Как сэкономить электроэнергию в школе?  Развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием природных ресурсов нашей планеты, с употреблением энергии во все возрастающих масштабах. Но большинство ресурсов не возобновляется. Это повышает ответственность людей перед грядущими поколениями за бережное и рациональное использование ресурсов планеты, возможно меньшее загрязнение ее всевозможными отходами. В своей работе мы рассматриваем способы экономии электроэнергии в нашей школе Задания практической работы 1.Определить,сколько средств можно сэкономить благодаря ежедневной экономии электроэнергии.  2.Создать эффективные правила энергосбережения для учащихся и учителей школы, памятку «Экономь электроэнергию».  Экономия электроэнергии в школе начинается с осознания такой необходимости. Да и показания электросчетчика проголосовавшего рублем в вашу сторону при возрастающих тарифах на электроэнергию вам четко скажут – экономия электроэнергии в школе – необходимость. Первое. Самым простым решением, которое можно осуществить прямо сейчас, это приобрести энергосберегающие лампы. В нашем классе были заменены лампы накаливания на люминесцентные лампы Вот простой пример такой экономии. В классе использовалась раньше 6 ламп накаливания Потребляемая энергия за час 6 * 50 Вт = 800 Вт За три часа в день 800 Вт*3 = 2400 Вт Потребляемая энергия за неделю 2400 Вт*6=14 400 Вт Потребляемая энергия за месяц 2400 Вт*24 = 57 600 Вт За период с октября по март 57600 Вт*6 = 345 600 Вт Теперь в классе используются 24 люминесцентные лампы Потребляемая энергия за час 24 * 20 Вт = 480 Вт За три часа 480 Вт*3 = 1 440 Вт Потребляемая энергия за неделю 1440 Вт*6=8 640 Вт Потребляемая энергия за месяц 1440 Вт*24 = 34 560 Вт За период с октября по март 34 560 Вт*6 = 207 360 Вт Экономия потребление электрической энергии в классе в течении года составляет 138 240 Вт Потребляемая энергия в классе 350000 300000 250000 200000 лампы накаливания люминесцентные лампы 150000 100000 50000 0 за сутки за неделю за месяц за год Проанализировав потребление и экономию электрической энергии в классе нас заинтересовала, а сколько же электрической энергии мы потребляем и экономим в школе, во всех учебных кабинетах В нашей школе для обучения используется 12 учебных кабинетов: -Потребляем энергии в течении года 12*207360 Вт = 2 487 720 Вт -Экономия потребляемой энергии при использовании люминесцентных ламп 12*138240 Вт = 1 658 880 Вт Вопрос: а сколько денег мы экономим? 1 658 880 Вт = 552, 96 кВт*ч Сегодня тарифная ставка за 1 кВт*ч составляет 295 рублей 552,96 * 295 = 163 123 рубля Замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами обеспечило нам, по крайней мере, 2-х-кратную экономию электроэнергии! Мы провели расчеты по экономии электроэнергии используя только один способ экономии (замена ламп накаливания энергосберегающими лампами). Если учесть все способы экономии электрической энергии (срок службы ламп, световое излучение, естественное освещение, рациональное использования освещения и потребление электрической энергии в течении рабочего времени), то экономия электрической энергии и денежных средств будет гораздо больше. С этой целью были разработаны и используются рекомендации по экономии электрической энергии в школе Уважаемые учащиеся школы, не забудьте, пожалуйста:       выходя из класса на перемену, выключайте освещение в классной комнате; выключайте освещение в классной комнате, когда достаточно солнечного света; при оформлении классной комнаты не ставьте на подоконники большие цветы – они закроют доступ части света; при оформлении классной комнаты не завешивайте окна длинным тюлем – он тоже поглощает часть световой энергии; закончив работу на компьютере, не забудьте его выключить; не включайте лабораторное оборудование без разрешения учителя и без надобности, выключайте его сразу после окончания работы. Уважаемые работники кухни, не забудьте, пожалуйста:        можно экономить до 20% энергии, используя крышки на кастрюлях и сковородах; включайте только те конфорки плиты, на которые будете ставить посуду; дверцу духовки открывайте только по необходимости; в процессе приготовления используйте минимальное количество воды; подогревайте только необходимое вам количество воды; размер разогреваемой посуды должен соответствовать размеру «блина» электроплиты; можно экономить электроэнергию, доводя блюда до готовности на выключенной плите, которая еще долго сохраняет тепло. Наши достижения   разъяснительная работа с учащихся и педагогами принесла положительные результаты. Экономия электроэнергии за осенний период 2012 года по сравнению с 2011 годом на 17 %.

– деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.

Энергосбережение в школе и в других зданиях – наиболее дешевый и чистый экологически «источник» энергии. Это экономия электроэнергии, которая основана на применении энергосберегающих технологий, призванных сократить потери электроэнергии.

Если рассматривать энергию с точки зрения философии, то энергия является общей количественной мерой взаимодействия и движения всех видов материи. Энергия не образуется из ничего и никуда не исчезает, она может лишь преобразовываться из одной формы в другую. Значит, энергия подчиняется закону сохранения, и сберечь ее нельзя.

Тем не мене, термин «энергосбережения» активно применяется в мировой практике – «Energy Conservation», «Energy Saving», «Energieeinsparen». В данное понятие вкладывается общий смысл. Например, сокращение удельного расхода топлива в твердом виде на единицу выработанного 1 кВт в час в общем виде приводит к экономии топлива, содержащегося в недрах земли, которое в дальнейшем будет израсходование с той же целью, тем самым этот энергоресурс сохраняется на определенное время. Именно в данном понимании применяется термин «энергосбережение».

Рассмотрим на примере как можно организовать мероприятия по энергосбережению в средней школе.

Ключевой целью энергосбережения в школе является увеличение значений экономических показателей образовательного учреждения, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.

Энергосбережение в школе – это совокупность трех видов мероприятии:

Мониторинг потребления энергетических ресурсов;

Регулирование расхода носителя тепла;

Повышение мотивации участников.

Рынок переполнен современными системами вентиляции и регулирования, утеплителями. Но до сих пор нет системы, которая, не дожидаясь увеличения тарифов, способствовала бы снижению потребления энергетических ресурсов. Все потому, что не задействован основной элемент системы энергосбережения – мотивация! Только одновременное действие всех трех элементов дает положительный результат. Внедрение этих мероприятий часто оказывается дорогим и трудоемким, а срок окупаемости составляет больше срока службы самого здания, где установлено это оборудование.

Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся школы беречь и сохранять энергию дома, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.

Во многих школах сегодня проводят основные энергосберегающие мероприятия. Старые деревянные окна меняют на пластиковые. Средняя потеря тепла через деревянные окна составляет около 45%, что в пересчете на школу означает около 136 Гкал в год, температура воздуха в кабинетах в зимнее время составляет +9 +11°С, что не соответствует СанПин.

По этой причине обучающиеся часто заболевают и пропускают уроки, т.е. недополучают знания. Старые деревянные двери заменяют в некоторых школах на пластиковые и металлические утепленные двери.

В школах, где установлены приборы учета, постоянно отслеживается расходование энергоресурсов.

Экономия электроэнергии: замена обычных ламп на энергосберегающие лампы

Энергосберегающие лампы расходуют в 5 раз меньше электрической энергии, чем лампы ДРЛ, ЛОН и ДРВ, не теряя при этом установленной светопередачи.

Для установки энергосберегающей лампы не требуется дополнительного оборудования. В готовую лампу встроена вся электронная комплектация, в том числе пускорегулирующее устройство.

КЛЛ (компактная люминесцентная лампа) характеризуется высокой степенью светопередачи, достигающей 87 Rа, что соответствует нормативам, которые действуют на территории РФ. Частота мерцания энергосберегающей лампы равняется примерно 20000 Герц. Эти лампы рекомендованы для применения в больницах, учебных заведениях, на промышленных и производственных предприятиях.

Значительную часть затрат организации в области жилищно-коммунальных услуг составляют расходы на электроэнергию.

Уровень и качество энергоэффективности освещения внутри здания и прилегающих территорий часто не соответствует современным требованиям.

Замена недостаточно эффективных ламп, в том числе ламп накаливания в системах освещения школ даст возможность реализовать потенциал энергосбережения.

Мероприятия, нацеленные на энергосбережение в школе в системе электроснабжения, внутреннем и наружном освещении:

Замена не достаточно эффективных источников света в целях освещения прилегающих территорий и помещений на энергоэкономичные;

Оборудование здания приборами учета;

Использование современного энергоэффективного оборудования;

Установка систем автоматического контроля и регулирования работы оборудования.

Мероприятия в области энергосбережения в водоснабжении:

Внедрение приборов учета воды;

Установка в перспективе смесителя с фотоэлементом, т.к. энергосбережение является не только экономией тепла, но и воды, для доставки которой требуется много электроэнергии (до 70% стоимости). Мытье рук с применением бесконтактного смесителя требует 1 л воды, а не 6, которые необходимы для традиционного крана.

Экономия тепла

Одним из главных приемов по оптимизации платежей за обеспечение теплом является установка узлов учета носителей энергии (теплосчетика) с использованием систем автоматического регулирования. В школах на узлах управления устанавливаются ультразвуковые СПТ 943, например, с автоматическим устройством. На тепловой счетчик возлагается не только расчет получаемого тепла и теплоносителя, но также и регистратора режима потребления тепла. Это возможно благодаря наличию архива среднесуточных, среднечасовых значений затрат тепловой энергии, температуры обратной и прямой воды, теплоносителя. Фиксация данных параметров позволяет поставщикам и абонентам тепловой энергии контролировать свойства теплоносителя и соответствие их договорным значениям.

Даже хорошо отрегулированный учет потребления горячей воды и тепла не полностью использует возможности снижения затрат на потребление тепла. Дело в том, что в школе люди находится только в рабочее время. Именно в этом время необходим нормальный отопительный режим. В остальное время (выходные дни, ночное время) не обязательно поддерживать температуру в помещениях около 18-20 градусов, достаточно 10-14, что поможет значительно сэкономить тепло и сократить затраты. Но в холодные дни зимнего периода здание остывает очень быстро, а греется медленнее, поэтому снижать температуру в ночное время не всегда рационально. Но добиться энергосбережения в школе на 10-22% можно, например, в межсезонье (завершение и начало отопительного сезона).

Выводы

Школа является одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в школах имеет большое значение.

Мы видим, что без установки учитывающих приборов невозможно использовать эффективно мероприятия по экономии тепла. Какие бы ни проводились мероприятия, без приборов учета организация по снабжению энергией будет предъявлять по-прежнему к оплате те же счета, т.е. «по расчету». С установкой тепловых счетчиков в школах наблюдается экономия финансовых средств в 30%. Также необходима замена счетчиков электроэнергии и воды.

Важно предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению в школе:

Система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;

Организация контроля и учета по рациональному использованию, лимитированию и нормированию энергоресурсов;

Организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;

Разработка и осуществление акций по энергосбережению в школе.

И необходимо помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в школе, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.

Таким образом, не только школа, но и каждое образовательное учреждение может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.