Портал образования. Открытый урок "Безличные предложения" методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему Создание проблемной ситуации

Безличными являются предложения, сообщающие о таком действии и л іі состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим: Невозможно ответить на вопрос в форме И. падежа существительного или инфинитива, кто производит действие, названное в предложении Его лихорадит, кто испытывает состояние, названное в предложении Стемнело.

Различаются безличные предложения, которые вообще не могут иметь в своем составе компонентов, называющих лицо: Ветрено; Темнеет; Рассветает; безличные предложения, в которых лицо названо или может быть названо существительным (или местоимением) в косвенном падеже; такое лицо представлено как пассивное, не способное управлять действием или состоянием, ср..‘ Ему грустно; Его знобит; Мне холодно. Пассивность лица в безличном предложении особенно ясна при следующем сопоставлении личного и безличного предложений: Я не сплю.-Мне не спится. В двусоставном предложении лицо активно, ср.: Я не хочу (не должен) спать, (и поэтому) я не сплю, в безличном предложении лицо пассивно, ср.: Мне надо заснуть (выспаться), но мне не спится (я не волен заставить себя заснуть).

Сказуемые в безличных предложениях бывают глагольными и именными.

Глагольное сказуемое может быть выражено:

а) безличным глаголом (подлежащего при таком глаголе быть никогда не может, и, следовательно, в двусоставном предложении этот глагол употребляться не может): На улице светает; Ему нездоровится;

б) глаголом, выражающим безличность в том случае, если предикативная конструкция не допускает подлежащего: Наш. теплоход качало; В лесу после грозы по-особому пахнет. Такой глагол может употребляться и в двусоставном предложении.

Именное сказуемое имеет в качестве при- связочного члена слова категории состоя- н и я, специально предназначенные для выражения безличности: Ему плохо; Вам холодно немножко (И. Т.); На душе было легко и грустно (Act.); Выло душно и тихо (Аст.).

Как глагол, так и присвязочный член в безличных предложениях могут иметь при себе зависимый примыкающий инфинитив: Тебе сегодня ни в коем случае не следует опаздывать; Летом хорошо пожить на даче.

Безличные предложения с зависимым инфинитивом следует отличать от двусоставных предложений с независимым инфинитивом- подлежащим. Это различие осуществляется на такой основе: независимый инфинитив-подлежащее обычно предшествует сказуемому, чаще всего он вообще располагается в начале предложения: Купаться в жаркий день - приятно; в безличном

предложении инфинитив располагается после сказуемого: Нам было приятно купаться в оюаркий день.

Как уже сказано, в безличных предложениях называются такие действия и состояния, которые с точки зрения современных языковых представлений не могут быть приписаны активному лицу. Это общее значение подразделяется на следующие частные значения:

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах: В трубах гудело; Воробья понесло вдаль на большой пустой высоте (Плат.); Вдруг как будто ветром колыхнуло девушек и бросило всех к столу (Верес.);

Безличные предложения о состоянии природы: Темнело, в воздухе томило (Верес.); Но как тихо, как невыразимо тихо кругом! (И. Т.); Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч (Бун.);

Безличные предложения о состоянии человека: Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки (Ес.); Вам дремлется (И. Т.);

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия: Хотелось поехать куда-нибудь на Волгу; Волей-неволей приходилось сокращать хождение по полям и лесам, больше сидеть дома (Рыленк.); И вот наконец собственными глазами удалось мне осмотреть это необыкновенное место (Пол.); [Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить] Приходилось верить (Булг.).

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет. Формирование безличных конструкций - это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.

По своему строению безличные предложения могут быть различными:

а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит;

б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго;

в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома;

г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом;

д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло.

1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.). Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет. В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).

2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении, довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнцу пригревало землю. - В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); ...Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).

3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом. Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).

Примечание . Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить. Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности. Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать - трудно; Слушать эти речи - стыдно; Курить - вредно.

То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно). Ср.: Невозможно было ехать. - Ехать - невозможно.

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда уж лучше быть, - да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т-.

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).

5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям(Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).

Безличные предложения

Цель урока: создать условия для формирования понятия безличное предложение.

Задачи: 1. Формировать умение работать с информацией (структурировать, анализировать, обобщать)

2. Развивать навыки целеполагания, самоконтроля.

3. Дать представление о безличных предложениях, способах выражения сказуемого, закрепить полученные знания.

Оборудование:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего )

Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений.

    Актуализация знаний. Повторение изученного

Для начала повторим знания. На партах у вас лежат листы с заданиями к уроку. Обратитесь к первому заданию - игре «Крестики - нолики» и выполните его самостоятельно.

Задание 1.

1.Односоставные предложения употребляются только в разговорной речи.

2.В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1-го и 2-го лица.

3.В неопределённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено формой условного наклонения.

4.Предложение «Волка шапками не закидаешь» - неопределённо – личное.

5.Предложение «Мужайся, сердце, до конца» - определённо-личное

6. Предложение «Мороз крепкий» - односоставное назывное.

7. Предложение «За окном завьюжило» - двусоставное.

Обратимся к проверке (слайд 1). Почему последнее предложение не будет двусоставным? (В нём один главный член предложения – сказуемое)

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Можете ли вы определить его вид?

1. Назовите грамматическую основу этого предложения. (завьюжило)

2. Какой это член предложения? (сказуемое). Назовите вид сказуемого (простое глагольное)

3. Что можем сказать о форме глагола? (3 л., ед.ч., ср.р, прош. вр.)

4. Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемому. Что можете сказать? (невозможно подобрать подлежащее).

5. Как вы думаете, как называются такие предложения, в которых нет и не может быть подлежащего. (безличные)

6. Итак, какова тема нашего урока (Безличные предложения)

Запишем число, классная работа и тему урока.

7. Опираясь на тему урока, сформулируйте задачи урока. (узнать значение б/л предложений, способы выражения сказуемого, сферу употребления, роль в речи б/л предложений)

8. Выполните морфемный разбор слова «безличные». На что указывает приставка без- в этом слове. (Приставка указывает на отсутствие лица)

9. Как называются такие глаголы, обозначающие действие, у которого нет действующего лица? (безличные)

10. А какие глаголы называются безличными?

Вот вам «Вспоминай-ка» о безличных глаголах.

Открытие нового знания 1.

    Итак, чем же безличные предложения отличаются от уже изученных групп односоставных предложений? (в них действия совершаются без участия лица, т. е. сами по себе)

    Обратимся ко второму заданию на ваших карточках, к таблице 2. Выясним способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Сравним первые два предложения

В саду приятно пахнет сирень.

В саду приятно пахнет сиренью.

В саду приятно и спокойно.

    Чем отличаются эти предложения? (Первое предложение – двусоставное. Грамматическая основа - сирень пахнет)

    Что можем сказать о втором предложении? (предложение – односоставное со сказуемым пахнет)

    Укажите его вид. (простое глагольное)

    Является ли глагол «пахнет» в этом предложении безличным? (нет, т. е. это личный глагол)

5. Можно ли во втором предложении подобрать к сказуемому подлежащее? (нет)

6. Какой вывод можно сделать? (Сказуемое в безличном предложении может быть выражено личным глаголом в значении безличного).

Итак, первый вывод, который мы сейчас сделали о способе выражения сказуемого: сказуемое в безличном предложении может быть выражено чем? - безличным глаголом и личным глаголом в значении безличного. Но сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только безличным глаголом или личным в значении безличного. Обратитесь к третьему предложению. Сейчас вы поработаете в группах и определите способы выражения сказуемого в б/л предложениях, найдёте соответствия.

Способ выражения сказуемого

1)В саду приятно пахнет сирень

2) В саду приятно пахнет сиренью. (3 л., ед. ч., наст.вр) сиренью.

3) В саду приятно и спокойно.

Неопределённая форма глагола

5) Герасима уже не было (ср.р. прош.вр) на дворе. У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях, словом НЕТ

6) Над вашим предложением стоит подумать (буд.вр).

Хорошо бродить (наст.вр.) по зимнему лесу.

Безлич. вспом.глаг. + н.ф.глаг.

7) В этот час было совсем тихо.

В избе жарко натоплено.

Глагол связка в безл. форме+именная часть (кат. сост. Или краткое страд. Прич.)

Первичное закрепление через проговаривание (слайд 2)

Итак, каковы способы выражения сказуемого в безличном предложении? Проверяем. (В ходе проверки каждая группа дополняет сведения о способах выражения сказуемого информацией, сообщённой другими группами).

А сейчас докажите, что последнее предложение, встретившееся в игре «Крестики-нолики» является безличным. (Предложение Б/Л, т. к. сказуемое в этом предложении выражено глаголом в форме ср.р. прош. вр.)

Проверим правильность сделанных выводов, используя материал & 35 стр. 94

Хорошо, молодцы.

Отработка учебных действий. Закрепление изученного

Задание 2.

Выпишите безличные предложения. Укажите в них форму глагола -сказуемого.

Светало. Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет. Холодно. На селе светло и тихо. Радостно видеть дружные всходы. В это время позвонили в дверь. В комнате было темно.

Проверяем по цепочке

Светало (ср. р. прош.вр). Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет (3 л. ед. ч., наст.вр.). Было холодно (гл. связка + кат. сост.). На селе светло и тихо (кат. сост.). Радостно видеть (н.ф) дружные всходы. В это время позвонили в дверь. У меня нет сил.

Открытие нового знания 2

Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами б/л предложений.

Сейчас перейдём к работе с текстами. У каждого ряда свой текст.

Текст 1.

Любуюсь красотой природы. Становится так хорошо, так радостно ! Сердце громко стучит и рвётся на простор. Хочется куда-то мчаться и лететь . В голове теснятся какие-то чудесные мысли. От этого захватывает дух . Хочется быть добрым , хорошим. (слайд 3)

Текст 2

На улице душно . Приближалась гроза. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Цветы в истоме поникли нежными головками. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, стало слышно первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и вот глухо забарабанил дождь. В оранжерее потемнело . (СЛАЙД 4) (Текст художественного стиля, т.к. автор рисует картину природы перед дождём. Основная мысль - Безличные предложения помогают передать состояние природы.)

Текст 3

Ты бродил. И так хотелось,

Чтоб меня ты вспомнил вдруг.

Не пилось мне и не елось.

Не спалось и не сиделось,
Ни на что мне не гляделось,
Лишь на твой заречный луг.
(М.Исаковский)

Мне не спалось. Лошадей занесло. Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, но с меньшей силою. Было так темно, что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот и ввёл меня в тесную, но довольно чистую горницу. Лучина освещала её. В избе было жарко натоплено. Хозяйки в доме не было. (СЛАЙД 5)

Первичное закрепление

Итак, какую роль играют безличные предложения в тексте. (Передают состояние человека, состояние окружающей среды). Более подробно на этом материале мы остановимся на следующем уроке.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

А сейчас я попрошу вас поработать в парах и составить мини-рассказ (3-4 предложения) на тему «Зима». (спросить 2-3 человек)

Урок подходит к концу. Добились ли мы решения поставленных задач?

Рефлексия

Сейчас продолжите данные предложения

Д.З. на крточках

Оценочный лист

Ф.И.__________________________________________

На начало урока

На конец урока

находить двусоставные предложения

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Определять значение безличных предложений в тексте

Составлять текст с использованием безличных предложений