От Тамплиеров к Масонам. Краткий очерк истории становления масонства

Стремление использовать некие сенсационные материалы для повышения рейтингов лежит в основе всех медиа, начиная от интернет-блогов и заканчивая уважаемыми телеканалами с многомиллионными бюджетами. На фоне коммерческого успеха «разоблачающих» книг Дэна Брауна и их экранизаций стали особенно популярны всевозможные и некие «исторические открытия». Жертвой их популярности становится историческая объективность. Именно это случилось в случае с утверждением, будто бы масонские организации Нового времени зародились ещё среди тамплиеров. В народном сознании тамплиеры и масоны прочно связаны некоей загадочной связью. Но так ли это на самом деле?

Четыре столетия разницы?

Итак, для начала версия, согласно которой разношёрстные масонские ложи, которые стали появляться по всей Европе в XVIII веке словно грибы после дождя, имели своими непосредственными «предками» знаменитых тамплиеров, Орден Храма. По сути, сторонники данной гипотезы утверждают, что тамплиеры XIII-XIV веков и были первой масонской организацией. И в данном случае можно сказать, что авторы данной гипотезы следуют лучшим традициям Дэна Брауна: взять исторические факты и немного их скорректировать таким образом, чтобы, с одной стороны, не получилась откровенная нелепость вроде «Новой хронологии» Фоменко и Носовского, с другой, получилась совсем другая история.

В самой Франции на свободе осталось множество тамплиеров, а в остальной Европе, особенно в Англии, Португалии и Испании, тамплиеры безболезненно влились в ряды других рыцарских орденов. Более того – на вполне законных основаниях тамплиеры должны были получать от правителей стран, где они жили, пожизненную пенсию. Из этого исторического факта, который никогда ни для кого не был секретом, ныне делается глубокомысленный вывод о том, что тамплиеры мол и сохранить свои знания и обычаи вплоть до XVI-XVII веков.

Второй тезис касается уже масонства и тоже давным-давно всеми признаётся: несмотря на то, что организационно первые масонские ложи оформились лишь в начале XVIII века в Англии, существование групп людей, которые могут считаться предшественниками масонов («ложи вольных каменщиков»), документально можно проследить до середины XVII века. Скорее же всего, первые ложи появились как минимум на полвека ранее. Из этого же теперь выводится, что масонское движение старше своей официальной даты рождения и может быть отнесено даже к XVI столетию.

Тамплиерам нечего было передать масонам

Следовательно, потирают руки сторонники теории о тамплиерах-масонах, наследники тамплиеров и первые масоны могли хронологически пересечься в XV-XVI веках – и это якобы автоматически означает их родственные связи. Тут же находится великое множество мелких «доказательств» наследия тамплиеров в масонской философии и, особенно, в организации деятельности масонских лож. При этом отметается как смехотворная традиционная версия о том, что предшественниками масонов были ремесленные союзы каменщиков, а также придумываются некие древние аналогии в воззрениях тамплиеров и масонов.

Прежде всего, нужно обратить внимание на приписываемые тамплиерам некие альтернативные христианскому, то есть еретические, мистические воззрения и ритуалы, которые могли быть использованы затем в масонстве.

Тема идеологии тамплиеров действительно вызывает большой интерес историков с точки зрения изучения судебного процесса над тамплиерами, поиска ответа, были ли тамплиеры действительно виновны в тех еретических грехах, в которых их обвиняли. Проблема в том, что нет заслуживающих доверия исторических данных о том, что у тамплиеров была какая-то особая идеология, которая отличалась бы от догматов католической веры. Обвинения в ереси и колдовских ритуалах подтверждались лишь выбитыми под пытками показаниями самих тамплиеров, которые готовы были сознаться в чём угодно. По факту же до сих пор не удалось обнаружить ничего, чтобы тамплиеры могли бы передать масонам в качестве особого духовного наследия.

В полёте фантазии доказательства ни к чему

Что касается самих масонов и аргументов такого рода, что структура их секретных организаций явно позаимствована у тамплиеров и не могла быть порождена никакими каменщиками, то такие доводы порождены незнанием вопроса. Во-первых, тамплиеры были не более секретной организацией, чем другие подобные духовно-военные ордена того времени и последующих эпох (госпитальеры, иезуиты и так далее). Поэтому приписывать именно им создание структуры тайного общества некорректно. Во-вторых, структура средневековых ремесленных цеховых организаций соответствовала тайным обществам куда больше: это были закрытые общества, в которые принимались только посвящённые, хранившие секреты своего ремесла от посторонних и в такой же тайне решавшие внутренние дела своих сообществ.

И в этом плане подобные организации каменщиков, то есть строителей и архитекторов, обладают всеми признаками родства с последующими масонскими ложами. В Средние века, в эпоху масштабного каменного строительства, каменщики были самой востребованной и престижной профессией, они путешествовали по всей Европы, от одного строительного объекта к другому, и поэтому выработали особую универсальную систему знаков, по которым узнавали друг друга и могли сообщаться. Поэтому сообщества каменщиков, постепенно пополнявшиеся оппозиционными светским и церковным властям мыслителями, подходят на роль «предков» масонских лож куда больше, чем тамплиеры. И основное - ни одного документального, даже косвенного, свидетельства связи тамплиеров и масонов не существует.

Александр Бабицкий


Во имя Отца. и Сына, и Святого Духа, аминь.

Казалось, что после ликвидации ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова совместными усилиями французской короны и папской тиары и сожжения на костре Великого Магистра тамплиеров Жака де Молэ вместе с другими членами верховного руководства уничтоженного ордена Храма на парижском Еврейском острове в 1314 г., история братства тамплиеров (владения которого некогда простирались от Португалии до Руси и от Германии до Палестины) завершилась раз и навсегда. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на роспуск ордена храмовников как официально признанного духовными и светскими властями Запада военно-монашеского института Вьеннским собором Римско-католической церкви, великую идею тамплиерства оказалось невозможно вычеркнуть из коллективной исторической памяти европейцев простым церковно-административным актом.

Дело в том, что средневековое христианское благочестие порой принимало весьма причудливые, с нашей современной, «теплохладной» в вопросах веры, точки зрения, формы - достаточно вспомнить детские крестовые походы, братства самобичевателей-флагеллантов и даже еретические объединения вроде павликиан, масилиан, богомилов, патаренов, вальденсов или катаров-альбигойцев. Истоки всех этих движений коренились прежде всего в крайне интенсивном стремлении людей Средневековья быть как можно ближе к Богу. Частью этого мира было и благочестие рыцарей-тамплиеров, которое нам представляется правильным рассматривать именно под данным углом зрения.

Во Франции орден Храма ушел в подполье, оставаясь под руководством тайных Великих Магистров. Первым из них считается Жан-Марк Лармений (Лармениус, Ларменюс), преемник Жака де Молэ (1314–1324). Согласно традиционным представлениям, Лармений был назначен на эту должность самим Жаком де Молэ, пребывавшим в узилище и потому бывшим не в состоянии созвать орденский высший совет - Генеральный Капитул, которому надлежало избрать нового Великого Магистра, как того требовал орденский устав. На этом основании законность назначения Лармения многими оспаривалась. Его сторонники указывали на чрезвычайные обстоятельства, побудившие томившегося в темнице в ожидании казни Жака де Молэ поступить описанным выше образом. Не ясно также, назначил ли магистр-узник себе преемника в присутствии последнего в темнице, или же передал ему свои полномочия через верных людей - своих тайных сторонников или собратьев по ордену - из числа тюремной стражи. Поскольку вся полемика по поводу назначения Лармения велась между уцелевшими тамплиерами, ушедшими в глубокое подполье, можно лишь догадываться о тех или иных обстоятельствах, сопровождавших назначение. Темна вода во облацех, как говорили в таких случаях наши предки...В то же время известно, что многим членам ордена тамплиеров за пределами Французского королевства удалось избежать преследований инквизиторов и жадных до храмовнических денег и земель светских властей. В особенности сказанное относится к тамплиерам Иберийского полуострова, Германии, Англии и Шотландии.

Во Франции, Кастилии и в некоторых областях Англии владения и имущество ордена Храма были конфискованы короной. В Арагоне они были переданы военно-духовному ордену Калатравы; в Германии, как уже упоминалось выше, госпитальерам-иоаннитам и рыцарям Тевтонского (Немецкого) ордена Приснодевы Марии.

В Португалии, где тамплиеры оказывали королю существенную военную помощь в борьбе с мусульманами-маврами, и в особенности в деле строительства крепостей, их орден был переименован в орден Христа и продолжал (да и по сей день продолжает) существовать под этим названием, которое даже нельзя считать новым, ибо рыцарями Христа храмовники именовались изначально.

В Шотландии тамплиеры, оказавшие королю Роберту Брюсу (отлученному, подобно храмовникам, папой римским от церкви за убийство своего соперника прямо в храме во время обедни) вооруженную поддержку (в частности, в решающей битве с англичанами при Баннокберне) и духовно окормлявшие его силами своих орденских клириков, сохранились под названием рыцарей ордена Чертополоха (известного также под названием ордена Святого Андрея), позднее перенесенного императором Петром Великим на российскую почву в качестве высшего ордена Российской империи (Св. Апостола Андрея Первозванного), восстановленного в 1998 г. в Российской Федерации (через 10 лет после учреждения другого, церковного ордена Св. Апостола Андрея Первозванного в 1988 г. Священным Синодом Русской Православной церкви). Таким образом, высший орден Российской империи и высшая государственная награда современной России также связаны с орденом Христа и Храма Соломонова.

С тех пор многие тайные и полутайные организации, в том числе современные масонские ложи, объявившие себя духовными наследниками средневековых рыцарей Храма, используют в своих ритуалах красно-белое и черно-белое знамена тамплиеров.

Согласно предположениям многих исследователей, ушедшим в глубокое подполье уцелевшим тамплиерам действительно удалось сохранить орден Храма, хотя и в видоизмененной форме. Так, например, в качестве преемника ордена Храма рассматривалось возникшее в XVI в. братство розенкрейцеров (орден Розы и Креста, а позднее - Златорозового Креста), в рядах которого объединилось большинство свободомыслящих интеллектуалов Западной Европы, - в частности, такие знаменитые мыслители, как француз Декарт (Картезиус) и немец Лейбниц.

Вероятно, особую привлекательность идеям розенкрейцеров (рыцарей Розы и Креста) придавала как раз окружавшая их братство аура некоей древней тайны (побудившая, к примеру, даже известного драматурга и поэта Серебряного века русской литературы Александра Блока назвать свою знаменитую историческую драму не как-нибудь, а именно «Роза и Крест»).

Во всяком случае, невозможно отрицать влияние идей розенкрейцеров на формирование идеологии эпохи европейского Просвещения и, в частности, на основание английского Королевского общества (Royal Society), где блистали звезды ранга сэра Исаака Ньютона, Элайаса Эшмола и многие другие. Тем не менее фактически все это, по мнению многих, было достаточно далеко от реального восстановления ордена тамплиеров. По крайней мере достоверные свидетельства современников на этот счет пока что отсутствуют.

В дальнейшем многочисленные, в частности, масонские и парамасонские, но и немасонские, организации принимали название храмовников или рыцарей Храма. Так, например, в Англии существовал масонский орден тамплиеров, в петербургский филиал (ложу) которого, под названием «Капитулум Петрополитанум» («Capitulum Petropolitanum»), входили такие известные политические деятели Российской Империи, как граф А.К. Разумовский и И.П. Елагин. Вообще, в начале XVIII в. произошло своеобразное «тамплиерское Возрождение». Именно в этом столетии идеи тамплиеров были как бы открыты заново и пережили период бурного развития, происходившего на фоне упадка позднефеодального общества, начавшегося распада абсолютистских порядков, принимавшего все более острые формы конфликта между идеями Просвещения и ортодоксии, а также секуляризма и пиетизма, как протеста против официальных установок католической церкви. В эти годы великого духовного перелома опять вошел в моду тамплиерский крест как символ мощного идейного «воссоединения».

Иезуиты из Клермонской коллегии Общества Иисусова (лат.: Societas Iesu) близ Парижа попытались исподволь внедрить «тамплиерские идеи» в франкмасонство, с целью вернуть в эту потерянную для католицизма организацию идеи, являвшиеся в конечном счете католическими (вероятно, сами иезуиты нисколько не верили в официальную папскую версию о том, что тамплиеры были осуждены в XIV в. за отступление от католицизма!).

Первым шагом на пути к осуществлению этой попытки «идеологической инфильтрации» масонства считается таинственный документ, авторство которого приписывается шотландскому рыцарю (кавалеру) Эндрю-Майклу Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси, Рэмзи) - так называемый «Дискурс» (Discours), «Речь» или «Рассуждение», ставший своего рода культовым документом франкмасонства так называемых высших (тамплиерских) степеней (или градусов).

В «Дискурсе» был дан сжатый очерк истории ордена тамплиеров, пережившего, по утверждениям Рамея, свое официальное упразднение королем Филиппом Красивым и папой римским Бенедиктом V (призванных Великим Магистром Храма братом Жаком де Молэ из пламени инквизиционного костра на Божий суд и действительно скончавшихся в течение года - папа то ли от дизентерии, то ли от рака желудка; король - то ли от яда, то ли от падения с коня, то ли от клыков дикого вепря или рогов оленя во время охоты). После катастрофы 1314 г. уцелевшие рыцари Храма, согласно «Дискурсу», спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи.

В исторической для судеб Шотландии битве при Баннокберне в том же роковом для тамплиеров 1314 г., всего через три месяца после гибели Великого Магистра Жака де Молэ в пламени инквизиционного костра, упомянутый нами выше, не признанный папой римским за убийство своего соперника Дэвида Комина Красного (Рыжего) в храме во время причастия (!) самозваный шотландский король Роберт Брюс во главе всего 6000 шотландцев сразился с почти 20-тысячным войском английского короля Эдуарда II Плантагенета.

Численный и материальный перевес был однозначно на стороне англичан. Однако в самый разгар битвы, когда чаша весов стала уже склоняться в сторону Эдуарда, в тыл англичанам ударил засадный отряд Роберта Брюса - колонна неизвестных рыцарей, которая, как ураган, смела английских лучников, опрокинула и обратила в паническое бегство английского короля и 500 его тяжеловооруженных конников. Многие из бежавших в ужасе с поля битвы англичан утверждали потом, что видели развевавшееся над неизвестными рыцарями, обратившими их в бегство, черно-белое знамя - знаменитый тамплиерский Босеан.

Между тем всего несколькими годами ранее (до осуждения и упразднения ордена Храма французской короной и папской курией) английские тамплиеры участвовали в боевых действиях против шотландцев на стороне короля Англии (тогда еще не подвергавшего «своих» храмовников репрессиям под давлением своего тестя - короля Франции Филиппа IV Красивого из дома Капетингов - и папского престола).

Согласно «Дискурсу» Рамзая (как и ряду других источников), в правление Роберта Брюса в Шотландии произошло объединение уцелевших храмовников с их традиционными соперниками - госпитальерами-иоаннитами (в отличие от других стран, где орден Св. Иоанна Иерусалимского, известный впоследствии под названием Мальтийского ордена, или ордена Мальты, унаследовал львиную долю владений и имущества, конфискованных у ордена Храма), в единый орден рыцарей Храма и святого Иоанна (именовавшийся также орденом Храма и Иерусалимского Госпиталя).

Следствием этого совершившегося в Шотландии объединения стало последующее введение в ложах франкмасонства «шотландского обряда» двух особых степеней - рыцаря святого Иоанна (впоследствии - рыцаря Мальты) и стоявшего в иерархии масонского ордена ступенью выше рыцаря тамплиера (рыцаря Храма).

Мало того! В некоторых структурах вольных каменщиков, например в уже упоминавшейся нами отпочковавшейся от расположенного на Британских островах масонского ордена тамплиеров петербургской ложе «Capitulum Pеtropolitanum» («Петроградский капитул»), в которой состояли, в частности, известные русские государственные и политические деятели граф А.К. Разумовский, И.П. Елагин и др., о чем говорилось выше, эти две степени были даже объединены в одну. Великий Мастер (Магистр) этой ложи при посвящении в данную степень говорил посвящаемым:

«Поставляю Вас масонским рыцарем госпиталистом (госпитальером. - В.А.) Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты и точно так же рыцарем Храма». Кроме того, обрядность и клятвы этого масонского ордена тамплиеров строились вокруг образа Честной Главы Иоанна Предтечи - покровителя ордена госпитальеров-иоаннитов:

«...сей череп на... блюде послужит воспоминанием святого Иоанна Иерусалимского, этого первого верного воина и мученика нашего Господа и Спасителя».

Весьма характерным представляется также членство в этой тамплиерской ложе князя Б.А. Куракина, друга Императора Павла I и к тому же настоящего рыцаря-иоаннита (члена Державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, 72-м Великим Магистром которого был избран мальтийскими кавалерами сам Всероссийский Император). Мальтийский орден перевез в Россию мощи Святого Иоанна Предтечи. Память перенесения из Мальты в Гатчину части древа Креста Господня, десной (правой) руки Иоанна Крестителя и Филермской иконы Божией Матери по сей день отмечается Русской Православной церковью 1 (25 по новому стилю) октября. Вне всякого сомнения, подобная настроенность масоно-тамплиерских идей и реальные события царствования Царя-рыцаря Павла I обратили немалую «богоискательскую» часть русской аристократии к церкви. Показательно также, что в первоначальный период правления Царя-рыцаря, еще до того, как на груди российского государственного орла появился белый восьмиугольный мальтийский крест (включенный в государственную геральдику Всероссийской Империи после избрания Павла I Великим Магистром ордена Св. Иоанна), на гербовом щите, украшавшем грудь державного орла России, был изображен... лапчатый крест тамплиеров.

Впрочем, еще до Павла I, в эпоху Екатерины II Великой, в Российской Империи существовал самый настоящий орден Храма (известный также под названием Системы Мелиссино), учрежденный в 1765 г. в Санкт-Петербурге. Его основателем и Всемогущим Священником Храмовников (лат.: Magnus Sacerdos Templariorum) был русский офицер, артиллерии полковник Петр Иванович Мелиссино (1730–1797). Наименования степеней посвящения в его ордене Храма отличались особой романтической изысканностью, сделавшей бы честь любой масонской системе. Так, например, низшая степень именовалась «Рыцарь Сумрачной Пещеры». Полковник Мелиссино утверждал, что его предки сохранили тайную преемственность от средневекового ордена Храма и что он, Мелиссино - законный Магистр храмовников по праву рождения. Надо сказать, что греческий род Мелиссинов (Мелиссино), действительно знатный и древний, сыграл заметную роль в истории Восточной Римской (Византийской) Империи, в которой получил известность, начиная с X века. Мелиссины были родственниками византийских Императорских родов Комнинов и Ангелов. После захвата Константинополя западными крестоносцами-католиками («латинянами») в 1204 г. «по наводке» византийского же царевича Алексея Ангела, отказавшегося заплатить фактически нанятым им «западным варварам» обещанное жалованье за свое возведение на престол, и создания ими Латинской Империи (представлявшей собой фактически конгломерат автономных феодальных владений) княжество Мелиссино в греческой области Ахайе граничило с владениями ордена тамплиеров - вассалов «латинского» герцога Ахайи Готфрида (Годфруа), даровавшего немало земель духовно-рыцарским орденам. В 1454 г. Рикардо Мелиссино, венецианский рыцарь греческого происхождения, переселился с острова Крит (ставшего к тому времени колонией Венеции) на остров Кефалонию. Там Мелиссино были приняты в сохранившееся на Кефалонии братство рыцарей Храма. Прямым потомком рыцаря-тамплиера Рикардо Мелиссино и являлся русский полковник Петр Иванович Мелиссино. Среди современных жителей острова Кефалония до сих пор ходят легенды о таинственных рыцарях в белых (тамплиерских) одеяниях, живших на острове близ монастыря Святого Герасима.

Впрочем, рыцарское братство «византийских тамплиеров» П.И. Мелиссино ненадолго пережило своего основателя.

Вернемся в Шотландию. После битвы при Баннокберне там было основано тайное командорство ордена Храма - Геродом (Гередом) - Килвиннинг, по-английски: Herodom (Heredom)-Kilwinning, лежащее в основе современного «шотландского обряда» франкмасонства, но входившие в него тамплиеры, опасаясь новых преследований, осуществляли свою деятельность под прикрытием «ширмы» ордена вольных каменщиков.

Впоследствии среди братьев тамплиерской ложи «Гередом» числилось немало видных представителей британского истеблишмента, например Дэвид Ллойд-Джордж, лидер партии либералов-вигов, спикер (ритор) Английской ложи шотландского обряда, премьер-министр Великобритании и британский представитель в составе «Большой четверки» при заключении Версальского мира 1919 г., с редкой даже для профессионального предсказателя точностью заявивший после его подписания: «Прекрасно! Этот мирный договор гарантирует нам новую мировую войну через двадцать лет!», а в ответ на брошенный ему упрек по поводу заключения торгового договора с СССР возразивший, что «торговать можно и с людоедами», и др.

В разыгравшемся более чем через 399 лет после битвы при Баннокберне сражении при Бойне (1689) войска восставших за дело свергнутой династии Стюартов (шотландской по происхождению, но долгое время правившей также и Англией) ирландских католиков и шотландцев сошлись с англо-голландской армией короля Уильяма - голландского штатгальтера (статхоудера) Вильгельма Оранского, объявленного, после свержения Иакова (Джеймса) II Стюарта - между прочим, приходившегося штатгальтеру родным дядей! - в результате так называемой Славной Революции 1688 г., одновременно и английским королем.

После битвы при Бойне, завершившейся сокрушительным разгромом ирландско-шотландской армии католиков, на теле ее павшего в бою предводителя Джона Грэма Клеверхауза (между прочим, введенного сэром Вальтером Скоттом в один из своих лучших исторических романов - «Пуритане») был обнаружен... командорский крест ордена рыцарей Храма!

Кстати, именно эта победа английских протестантов над шотландскими и ирландскими католиками положила начало существованию главной опоры английского владычества в Ирландии - организованной по масонскому образцу Великой Оранжистской Ложи (Оранжевого ордена или ордена Оранжистов), названной так в честь короля Уильяма - Вильгельма III Оранского.

С тех пор ежегодно в Дублине (а после освобождения Ирландии от британского колониального ига - в Ольстере) в день годовщины победы протестантов происходили торжественные шествия оранжистов с оранжевыми орденскими лентами и другими парамасонскими регалиями, во главе с их Великим Магистром верхом на белом коне, в цилиндре, в оранжевом фартуке-запоне с золотой бахромой, с серебряным молоточком в руке, громогласно возглашавшим (если верить, например, воспоминаниям английского писателя Арчибальда Кронина в его известной дилогии «Детские годы. Путь Шеннона»):

Эй, псы! Эй, псы, водой окрещенные!

Эй, псы, святой водой окропленные!

Король Вильгельм весь папистский сброд

Сбросил при Бойне в водоворот!

Обычно шествие оранжистов сталкивалось в этот день с шествием ирландской католической организации Священный орден Гибернийцев (Гиберния или Иберния - древнее название Ирландии) под зелеными знаменами с изображением ирландского национального символа - золотой арфы, предшествуемым оркестром трубачей с сумками зеленого (национального ирландского) цвета через плечо, и столкновение переходило в кровавые уличные побоища.

Все постоянно возраставшие в числе, в период послсочинения «Дискурса» кавалера Рамзая, франкмасонские организации (ложи) включали в свой состав так называемую систему высших степеней, долженствующую являть собой попытку обозначения преемственности тамплиерских традиций.

Так, ритуал приема в степень «рыцаря Кадош» («кадош» по-древнееврейски означает «святой») франкмасонства шотландского обряда и по сей день включает в себя непременное произнесение кандидатом на прием проклятий в адрес виновников разгрома средневекового ордена рыцарей Христа и Храма Соломонова - папы римского Климента V и короля Франции Филиппа IV Красивого.

При посвящении в высший градус этой системы кандидатам до сих пор демонстрируется скелет, держащий в левой руке белое с красным крестом или черно-белое тамплиерское знамя, а в правой - обнаженный кинжал. Их девиз: «Некама!», что означает на древнееврейском языке «месть» (месть алтарю и престолу за разгром ордена Храма).

Как уже говорилось выше, в 1754 г. французскими иезуитами из Клермона были предприняты первые попытки возродить к жизни орден тамплиеров как таковой, оказавшиеся, однако, в конечном счете неудачными.

Главной идеей, лежавшей в основе запланированного иезуитами восстановления ордена Храма (как, кстати, и при упоминавшихся выше почти одновременных попытках Российского Императора Павла I учредить в своей державе - на новой основе! - другой духовно-рыцарский орден, Св. Иоанна Иерусалимского!), была идея сохранения рыцарства как «главного нерва общества и государства».

Среди немасонских тамплиерских организаций наибольшую известность приобрел орден Храма Бернара-Раймунда Фабре (де) Пал(л)апра, именуемый ныне Верховным Воинским (Рыцарским) орденом Иерусалимского Храма (или Верховным Воинским орденом Храма Иерусалима). Он происходит от возрожденного (или, точнее говоря, вышедшего из подполья) в 1705 г. во Франции ордена Храма.

В 1705 г. Главный Совет ордена Храма в Версале избрал Филиппа герцога Орлеанского (ставшего впоследствии регентом Французского королевства) 41-м Великим Магистром ордена Храма. Как регент Франции и 41-й Великий Магистр, Филипп Орлеанский вновь подтвердил легитимность (законность) ордена Храма, но уже не в качестве духовно-рыцарского, а в качестве светского рыцарского ордена. При Великом Магистре Бернаре-Раймунде (де) Фабре-Паллапра орден Храма был признан Императором французов Наполеоном I Бонапартом в 1808 г.

В 1738 г. в Париже (как раз в то время, когда папа римский публично выступил с угрозами в адрес франкмасонов) упомянутый нами выше ритор (оратор, или спикер) масонской Великой Ложи Франции кавалер Эндрю-Майкл (Андре-Мишель) Рамзай произнес свою замечательную речь, незамедлительно переведенную с французского на английский язык и известную как «Апология свободных (вольных) и признанных каменщиков (масонов)». Подчеркнув, что главной целью масонского ордена является превращение человеческого рода в добропорядочных граждан, послушных подданных своих государей, непоколебимых в исполнении обещанного, преданных поклонников Бога Любви, сторонников обладания добродетелями, а не получения наград и т. д., Рамзай объявил масонов духовными наследниками рыцарей-тамплиеров.

Рамзай заявил, что тамплиеры были масонами, что принятые у франкмасонов его времени полные тайного смысла слова происходят от паролей, использовавшихся в военных лагерях тамплиеров, защищавших пилигримов в ходе паломничества в Святую землю. Согласно Рамзаю, к концу эпохи Крестовых походов на Европейском континенте уже было открыто несколько масонских лож. Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III, сжалился после последнего Крестового похода над побежденными в Палестине войсками рыцарей Христа и в XIII в. (т. е. еще до разгрома ордена Храма Филиппом Красивым и папой!) дал им пристанище в Англии. По версии Рамзая, принц (позднее ставший королем Эдуардом I Английским) создал из них в своем отечестве общество верных собратьев, дав им имя франкмасонов (вольных каменщиков).

Подобная «родословная» должна была заинтересовать французов и (хотя и в меньшей степени) англичан. Однако некоторые масоны сочли ее не слишком согласующейся с историческими фактами и потому разработали иной сценарий. Они выдвинули утверждение, что франкмасоны (вольные каменщики - строители каменных сооружений) действительно в каком-то виде существовали еще в эпоху Крестовых походов, но их знакомство с рыцарями-тамплиерами состоялось не в военных лагерях крестоносцев, а в ходе строительства для последних крепостей, больниц, монастырей и храмов. При столь близком общении такие качества тамплиеров, как отвага, щедрость и проч., передались и франкмасонам.

К числу тамплиерских относилась, например, Версальская масонская «Ложа святого Иоанна Простосердечного во славу Великого Строителя (Архитектора) Вселенной под покровительством светлейшего Великого Магистра 5775». Великим Магистром этой тамплиерской ложи, в которую входили знатнейшие дворяне Французского королевства, был герцог Луи-Филипп-Жозеф Орлеанский, кузен короля. Вот заимствованное нами из книги французского историка XIX в. Монжуа «История заговора Луи-Филиппа Орлеанского» описание церемоний, которым он был подвергнут при посвящении в масонскую степень «шевалье (рыцаря) Кадош».

«Луи-Филипп-Жозеф был введен в темный зал пятью масонами, назвавшимися братьями. В глубине этого зала находился грот, а в нем скелет, освещенный лампадой. В одном углу зала стоял манекен, украшенный королевскими регалиями, а посредине двойная лестница.

Когда Луи-Филипп был введен пятью братьями, ему велели растянуться на земле, как будто бы он был мертв; в этом положении он должен был перечислить все полученные им чины и повторить все данные им клятвы. Затем ему в напыщенных выражениях описали чин (степень или градус. - В.А.), который он готовился принять, и потребовали от него клятвы в том, что он никогда не откроет его никакому мальтийскому рыцарю (память о враждебности тамплиеров рыцарям иоаннитам, или госпитальерам, именовавшимся с 1530 г., после получения ими во владение средиземноморского острова Мальты, мальтийскими рыцарями, связанной с тем, что иоанниты после разгрома ордена Храма получили большинство владений тамплиеров. - В.А). По окончании этих предварительных церемоний ему велели встать и влезть на самый верх лестницы; когда он достиг последней ступени, ему приказали упасть; он исполнил это, и тогда ему крикнули, что он достиг пес plus ultra (лат.: «дальше некуда», т. е. в данном случае высшей степени. - В.А.) масонства.

Тотчас после этого падения его вооружили кинжалом и приказали вонзить его в увенчанный короной манекен, что он и исполнил. Кровавого цвета жидкость брызнула из раны и залила пол. Кроме того, ему приказали отрезать голову у этой фигуры и держать ее в поднятой правой руке, а окровавленный кинжал в левой; он исполнил и это.

Тогда ему сказали, что кости, которые он видел в гроте, были останками Жака де Молэ, Великого Магистра ордена тамплиеров, а человек, кровь которого он пролил и чью голову держал в правой руке, - Филипп Красивый, французский король. Кроме того, ему сообщили, что знак того чина, в который его возвели, состоял в том, чтобы приложить правую руку к сердцу, затем протянуть ее горизонтально и уронить ее на колено в знак того, что сердце рыцаря Кадош готово к мести. Ему также открыли, что в виде приветствия рыцари Кадош брались за руку как бы для того, чтобы заколоть друг друга кинжалом».

Можно ли представить себе что-либо более странное, чем вид этого принца крови, поражающего кинжалом короля Франции, и держащего в руке его окровавленную голову? Между тем в годы Французской революции герцог Луи-Филипп-Жозеф Орлеанский стал видным революционером, отказавшись от герцогского титула и дворянского звания, став гражданином Филиппом Эгалитэ («Равенство») и проголосовав за казнь своего кузена, короля Людовика XVI (вскоре после казни которого и сам угодил под нож гильотины по обвинению в «контрреволюционном заговоре»; правда, сын Филиппа Эгалитэ, Луи-Филипп Орлеанский, впоследствии на восемнадцать лет, с 1830 по 1848 г., стал королем Франции - единственным королем Орлеанской династии). Когда король Людовик XVI был обезглавлен, на эшафот поднялся какой-то громадного роста человек, обмакнул руку в кровь казненного и окропил этой кровью теснившуюся у подножия эшафота толпу с криком: «Я крещу вас во имя Жака де Молэ!», после чего бесследно исчез в беснующейся толпе.

По мнению многих исследователей-конспирологов, именно орден Храма в период своего существования «в подполье», до официального признания Императором французов, вдохновил Наполеона Бонапарта (тогда еще генерала Французской республики) в 1798 г. на захват острова Мальты и фактическую ликвидацию суверенитета Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского (как месть - хотя и запоздалая! - храмовников госпитальерам-иоаннитам, которым досталась немалая часть владений и прочего имущества, конфискованных у тамплиеров после разгрома ордена Храма королем Филиппом Красивым и папой римским Климентом V в начале XIV в.).

Здесь конец и Господу Богу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

В заголовке настоящей миниатюры мы поместили редкое портретное изображение Императора и Самодержца Всероссийского и 72-го Великого Магистра (Гроссмейстера) Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) в гроссмейстерском мальтийском облачении и в то же время - в масонском фартуке-запоне.

В мире существует большое количество крупных организаций, о роде деятельности которых большинству людей практически ничего не известно. И, как мы знаем, все непознанное или познанное, но не до конца, всегда вызывает массу слухов и домыслов. Поэтому тайным обществам, предпочитающим оставаться в тени, приписывают и организацию вселенских заговоров, и связь с потусторонними силами.

В действительности, большинство такого рода «кружков по интересам» куда безобиднее, чем их пытаются нам представить, хотя среди них попадаются и такие, что реально повлияли на мировую историю. Мы решили изучить историю 10 самых известных и могущественных тайных организаций, чтобы разобраться, когда же они все-таки появились и зачем и существуют ли до сих пор.

Иллюминаты

Под иллюминатами чаще всего подразумевается «Орден иллюминатов» профессора Адама Вейсхаупта, существовавший в 1700 годах. Его задачей было всестороннее улучшение церкви и достижение всеобщего благоденствия. Правитель Баварии Карл Теодор назвал иллюминатов одной из ветвей нелегального сообщества масонов и объявил об уголовном преследовании членов общества, поставив в истории точку в 1787 году. Официально орден перестал существовать, но считается, что его оставшиеся члены не оставили свое дело и просто ушли в подполье. Иллюминатам приписывают организацию Великой Французской Революции, покушение на Джона Ф. Кеннеди, а также влияние на мировую политику в современном мире.

Opus Dei

Организация была основана в 1928 году католическим священником Хосемария Эскрива де Балагер. С латыни название общества переводится как «Дело Божие», а занимаются там тем, что помогают обрести путь к святости без отрекания от повседневной жизни. Большинство ее членов это обычные люди: бизнесмены, рабочие, учителя, домохозяйки, которые по внешнему виду ничем не отличаются от своих коллег. И хотя организация не скрывает местоположение своей штаб-квартиры, в ее адрес поступает самая разнообразная критика. В силу закрытости сообщества некоторые католические священники считают его опасным, кроме того, с Opus Dei нередко связывают применение таких практик, которые свойственны сектам. Все это создает вокруг общества некий ореол таинственности, в силу чего его нередко приписывают к некоему секретному католическому обществу. Масло в огонь из домыслов и слухов добавил Дэн Браун, изобразивший Opus Dei в «Коде да Винчи» как тайную секту, скрывающую важную информацию.

Тамплиеры

Официальное название ордена звучит как «Объединенные религиозные, военные и масонские ордены храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родеса и Мальты». Это современное ответвление масонства, не имеющее отношения к ордену Бедные рыцари Христа, основанному группой рыцарей в 1119 году. Но орден сделан по его примеру , чтобы сохранить дух этой организации. Орден входит в Йоркский устав и для членства в нем необходимо быть исключительно христианином, прошедшим полностью все градусы Царственного Свода, а в некоторых юрисдикциях также еще и градусы Крипты.

Черная рука

Южнославянская тайная националистическая организация появилась в 1911 году. По одной из версии, возникла она как ответвление группировки «Народная Оборона», которая стремилась объединить все славянские народы. Своей целью организация ставила борьбу за освобождение сербов, находившихся под властью Австро-Венгрии. В ее составе были офицеры сербской армии и некоторые государственные чиновники. С «Черной рукой» была связана группа террористов, убивших эрцгерцога Франца Фердинанда, чья смерть стала поводом для начала Первой мировой войны. В 1917 году по приказу короля Сербии Александра I Карагеоргиевича организация была ликвидирована, а ее глава полковник Драгутин Дмитриевич и его приближенные расстреляны.

Ассасины

Организация неоисмаилитов-низаритов образовалась в 11 веке. Основал общество — Хасан ибн Шаббат. Их внутренняя система была построена на строгой иерархии, где переход на следующую ступень сопровождался мистическими ритуалами. В идеологии секты основная роль отводилась антифеодальным, коммунистическим и национально-освободительным мотивам . За ассасинами прочно закрепилась слава наемных убийц без страха и упрека, всегда выполняющих свой приказ. Считается, что секта прекратила свое существование в 1256 году, после того, когда были взяты крепости Аламут и Меймундиз. По другим сведениям, некоторым ассасинам все-таки удалось бежать и они основали касту наследственных убийц в Индии. Традиции ассасинов наиболее выражено сохранились в действиях террористических мусульманских сект типа «Джихад» и «Хизбалла», и особенно в отрядах фидаинов.

Общество Туле

В этом оккультном политическом немецком обществе состояли все те, кто позже стали ближайшими советниками Гитлера. Официальное название организации звучало как Группа изучения германской древности. Занимались они тем, что исследовали происхождение арийской расы. Туле — мифическую северную страну из древнегреческих легенд — нацистcкие мистики считали столицей древней Гипербореи. Все участники общества рассматривали арийцев как высшую расу, жившую уже со времен доисторической эпохи и Атлантиды, а жители того самого Туле — потомки арийцев, которым удалось спастись с Атлантиды. Другая часть общества, не столь верившая во всякие мистические байки, больше интересовалась борьбой с евреями, коммунистами и массонами. В 1919 году члены Туле создали политическую организацию «Немецкая рабочая партия», членом которой стал Адольф Гитлер . Общество Туле существовало вплоть до 1933 года.

Рыцари золотого кольца

В 1850-1860-х годах на Среднем Западе США действовала полувоенная организация Рыцари золотого кольца. Общество было создано сторонниками южных штатов, которые хотели создать штаты, в которых рабство было бы узаконено. Предполагаемой территорий действия должна была стать Мексика, Центральная Америка и острова Карибского моря. Наиболее известными членами организации были убийца Авраама Линкольна Джон Уилкс Бут и преступник Джесси Джеймс. После ареста руководителей и конфискации оружия правительством в 1864 году организация прекратила свое существование.

Сыновья свободы

Организация была основана в 1765 году Сэмюэлем Адамсом. Целью членов общества была борьба за самоопределение североамериканских колоний. Их девизом стала фраза «Нет налогам без представительства». Политика сопротивления общества включала распространение тематических брошюр, акции протеста и открытые насильственные действия против британских властей, за что их деятельность приравняли к преступной и начали преследовать. После отмены закона о гербовом сборе в 1766 году организация самораспустилась.

Череп и кости

Это одно из старейших студенческих тайных обществ США. Возникло оно в 1832 году с подачи секретаря Йельского университета Уильяма Рассела, решившего вместе с 14 единомышленниками создать тайное братство. В свой клуб они принимали только выходцев из американской аристократии, англо-саксонского происхождения и протестантского вероисповедания. По слухам, в наши дни обязательным условием вступления является лишь то, что кандидат должен быть лидером своего кампуса. В обществе состояли президенты США, сенаторы, судьи Верховного суда, из-за чего его стали считать некой подпольной группой, объединяющей политическую элиту Собрания общества проходят два раза в неделю, но что на них обсуждают и делают — остается тайной за семью печатями.

Масоны

Официальной датой возникновения масонства принято считать 1717 год, но существуют документы, датируемые 1300 годами, в которых уже упоминаются масоны. Собрания масонов проводятся в ритуальной форме, а кандидаты в регулярное масонство должны верить в Высшее Существо. Сами масоны говорят, что их целью является нравственное совершенствование, развитие и сохранение братской дружбы и благотворительность. Считается же, что сообщество стремится к достижению политического влияния во всем мире. Наиболее известными членами общества были Уинстон Черчилль, Марк Твен, Джеймс Бьюкенен, Боб Доул, Генри Форд, Бен Франклин и многие другие. Всего членами общества являются около 5 миллионов человек по всему миру.

Стремление использовать некие сенсационные материалы для повышения рейтингов лежит в основе всех медиа, начиная от интернет-блогов и заканчивая уважаемыми телеканалами с многомиллионными бюджетами. На фоне коммерческого успеха «разоблачающих» книг Дэна Брауна и их экранизаций стали особенно популярны всевозможные теории заговора и некие «исторические открытия». Жертвой их популярности становится историческая объективность. Именно это случилось в случае с утверждением, будто бы масонские организации Нового времени зародились ещё среди тамплиеров. В народном сознании тамплиеры имасоныпрочно связаны некоей загадочной связью. Но так ли это на самом деле?

Четыре столетия разницы?

Итак, для начала версия, согласно которой разношёрстные масонские ложи, которые стали появляться по всей Европе в XVIII веке словно грибы после дождя, имели своими непосредственными «предками» знаменитых тамплиеров, Орден Храма. По сути, сторонники данной гипотезы утверждают, чтотамплиерыXIII-XIV веков и были первой масонской организацией. И в данном случае можно сказать, что авторы данной гипотезы следуют лучшим традициям Дэна Брауна: взять исторические факты и немного их скорректировать таким образом, чтобы, с одной стороны, не получилась откровенная нелепость вроде «Новой хронологии»Фоменкои Носовского, с другой, получилась совсем другая история.

Гипотеза о тамплиерах, породивших масонов, основывается на двух тезисах, которые не оспаривает практически никто из представителей академической науки. Тезис первый: тамплиеры вовсе не были уничтожены «под корень» в результате кампании преследований со стороны французского короля Филиппа IV в 1307-1314 годах. И в самом деле, репрессиям подверглась лишь правящая верхушка Ордена, да и то не вся, а те её представители, которые упорствовали в своём сопротивлении. В самой Франции на свободе осталось множество тамплиеров, а в остальной Европе, особенно в Англии, Португалии и Испании, тамплиеры безболезненно влились в ряды других рыцарских орденов. Более того – на вполне законных основаниях тамплиеры должны были получать от правителей стран, где они жили, пожизненную пенсию. Из этого исторического факта, который никогда ни для кого не был секретом, ныне делается глубокомысленный вывод о том, что тамплиеры моли сохранить свои знания и обычаи вплоть до XVI-XVII веков.

Второй тезис касается уже масонства и тоже давным-давно всеми признаётся: несмотря на то, что организационно первые масонские ложи оформились лишь в начале XVIII века в Англии, существование групп людей, которые могут считаться предшественниками масонов («ложи вольных каменщиков»), документально можно проследить до середины XVII века. Скорее же всего, первые ложи появились как минимум на полвека ранее. Из этого же теперь выводится, что масонское движение старше своей официальной даты рождения и может быть отнесено даже к XVI столетию.


Тамплиерам нечего было передать масонам

Следовательно, потирают руки сторонники теории о тамплиерах-масонах, наследники тамплиеров и первые масоны могли хронологически пересечься в XV-XVI веках – и это якобы автоматически означает их родственные связи. Тут же находится великое множество мелких «доказательств»наследия тамплиеровв масонской философии и, особенно, в организации деятельности масонских лож. При этом отметается как смехотворная традиционная версия о том, что предшественниками масонов были ремесленные союзы каменщиков, а также придумываются некие древние аналогии в воззрениях тамплиеров и масонов.

Прежде всего, нужно обратить внимание на приписываемые тамплиерам некие альтернативные христианскому, то есть еретические, мистические воззрения и ритуалы, которые могли быть использованы затем в масонстве. Тема идеологии тамплиеров действительно вызывает большой интерес историков с точки зрения изучения судебного процесса над тамплиерами, поиска ответа, были ли тамплиеры действительно виновны в тех еретических грехах, в которых их обвиняли. Проблема в том, что нет заслуживающих доверия исторических данных о том, что у тамплиеров была какая-то особая идеология, которая отличалась бы от догматов католической веры. Обвинения в ереси и колдовских ритуалах подтверждались лишь выбитыми под пытками показаниями самих тамплиеров, которые готовы были сознаться в чём угодно. По факту же до сих пор не удалось обнаружить ничего, чтобы тамплиеры могли бы передать масонам в качестве особого духовного наследия.

В полёте фантазии доказательства ни к чему

Что касается самих масонов и аргументов такого рода, что структура их секретных организаций явно позаимствована у тамплиеров и не могла быть порождена никакими каменщиками, то такие доводы порождены незнанием вопроса. Во-первых, тамплиеры были не более секретной организацией, чем другие подобные духовно-военные ордена того времени и последующих эпох (госпитальеры, иезуиты и так далее). Поэтому приписывать именно им создание структуры тайного общества некорректно. Во-вторых, структура средневековых ремесленных цеховых организаций соответствовала тайным обществам куда больше: это были закрытые общества, в которые принимались только посвящённые, хранившие секреты своего ремесла от посторонних и в такой же тайне решавшие внутренние дела своих сообществ.

И в этом плане подобные организации каменщиков, то есть строителей и архитекторов, обладают всеми признаками родства с последующими масонскими ложами. В Средние века, в эпоху масштабного каменного строительства, каменщики были самой востребованной и престижной профессией, они путешествовали по всей Европы, от одного строительного объекта к другому, и поэтому выработали особую универсальную систему знаков, по которым узнавали друг друга и могли сообщаться. Поэтому сообщества каменщиков, постепенно пополнявшиеся оппозиционными светским и церковным властям мыслителями, подходят на роль «предков» масонских лож куда больше, чем тамплиеры. И основное - ни одного документального, даже косвенного, свидетельства связи тамплиеров и масонов не существует.

Александр Бабицкий

Существует много разных легенд, которые указывают на то, что тамплиеры с самого начала своего существования были тесно связаны с масонами. С каждым годом историки находят все больше косвенных этому доказательств, однако с уверенностью говорить о какой-либо связи не приходится. Давайте более детально разберемся в ситуации, заглянув в историю Ордена Тамплиеров.

Становление тамплиеров, как рыцарского ордена, датируется 1119 годом. В те времена в Западной Европе наблюдалось повсеместное строительство рыцарских залов, церквей, монастырей и замков. Однако, в XII-XIII веках существовал значительный дефицит золота и серебра, поэтому вопрос о том, кто же в действительности финансировал подобные постройки, интересовал историков в разные периоды. Есть много фактов сотрудничества тамплиеров и французских масонов, которые финансировали многие крупные строительные проекты, в том числе и известный собор Нотр-Дам де Пари. Католический собор был построен под руководством и с участием масонов. Везде, где Орден Тамплиеров проводил масштабное сооружение объектов, были вовлечены масоны. Исторические сводки показывают, что подобные вещи наблюдались не только во Франции, но также и в Италии, Португалии, Испании, Англии, Шотландии и других европейских странах.

Также нельзя исключать того факта, что многие масоны жили в районах, где располагались тамплиеры. В доказательство этому можно представить исторические документы, которые показывают, что оба движения одновременно начали создавать профсоюзы, общины и другие общественные объединения. Сообща они использовали систему пожертвований, дани, налоговых льгот и других аспектов, что позволило им создать первую международную банковскую и кредитную систему. Дворяне без особых проблем вносили депозит в банке тамплиеров в Лондоне, после чего выводили финансы в Иерусалиме.

Однако, если говорить о ритуалах и символах масонов и ордена тамплиеров, то между ними нет ничего общего. Символом масонства является циркуль и наугольник, в то время как у тамплиеров символом выступает красный крест и белые мантии. Ритуалы тамплиеров отличались своей уникальностью и непохожестью на любые другие ритуалы, в том числе и масонские.

После расформирования Папой Ордена Тамплиеров в 1312 году, долгое время продолжался поиск их сокровищ. Однако, найти так ничего и не удалось, так как с большой вероятностью тамплиеров предупредили о возможной опасности, поэтому все ценные и важные вещи были вывезены еще задолго до начала арестов. О судьбе их сокровищ, среди которых указываются даже христианские реликвии, которые тамплиеры вывезли из Иерусалима, до наших дней ничего не известно. Как мы видим, многие вещи до сих пор находятся под покровом тайн, большинство из которых остаются загадками по сей день. Кто знает, но вдруг какой-нибудь замок или собор до сих пор в своих подземельях хранит сокровища рыцарей.