Логопедическое занятие в подготовительной группе слова действия. Логопедическое занятие на тему: "Слова-действия"

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

Вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: «Посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.

Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч». Мяч что делает?
Дети: «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

Лежит, жужжит. (Пчела)

Мычит, жуёт. (Корова)

Сторожит, лает. (Собака)

Плавает, молчит. (Рыба)

Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) А руками?» (рука горизонтально у груди)

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель … (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами) А руками? (две руки параллельно у груди)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

3.Закрепление материала предыдущих занятий . (Игра: «Поиграем

В логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

Дети играют.

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения .


Учитель-логопед Шведова Тамара Федоровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Тема: СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

Тип занятия – занятие с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний в соответствии с задачами I этапа коррекционно-развивающей работы.

Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.

Цели: закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
Образовательные:
обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;
развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
дифференциация глаголов от других слов;
учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением.
учить подбирать слова-действия к словам-предметам.
Развивающие:
развивать слуховое внимание и память, мышление;
развивать умения согласования и управления;
расширять словарный запас;
развивать мелкую и артикуляционную моторику;
формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, воображение;
учить правильно и логично излагать свои мысли.
Воспитательные:
воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
развивать самостоятельность, самоконтроль,
формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование.
компьютер, мультимедиапроектор, экран,
классная доска;
картинки, изображающие предметы в действии, сюжетные картинки;
индивидуальные зеркала.
презентации, подготовленные в программе Microsoft Power Point.

Ход занятия
I. Организационный момент. (слайд 2) (Щелчок)
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята.
- Дополните предложения. Щелчок мыши по экрану.
- На занятии наши глазки внимательно смотрят и все (видят), ушки внимательно слушают и все(слышат), голова хорошо(думает).
Щелчок мыши по экрану
- Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).
Сообщение темы и цели занятия.

Сформулируйте тему занятия. Щелчок мыши по экрану
- Молодцы!
Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.
Но сначала
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 3.
Артикуляционная гимнастика. (слайд 3) (Щелчок)

Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.
Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционные упражнения:
1. «Заборчик» (слайд 4)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 5
2. «Дудочка» (слайд 5)
Губы тянем в трубочку
И играем в дудочку.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 6
3. «Окошко» (слайд 6)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Губы мы чуть-чуть сдвигаем
И окошко получаем.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 7
4. «Шарик» (слайд 7)
Воздух в щеки набираем,
будто шарик надуваем.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 8
5. «Чистим зубки» (слайд 8)
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 9
6. «Часики» (слайд 9)
Тик-так, тик-так
ходит маятник вот – так.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 10

Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

1. Развитие логического мышления (слайд 10) (Щелчок)
Отгадайте загадки.
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки.
С шумом окна открывал.
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
Он живет в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
(Ежик)
Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Щелчок мыши по экрану появляются картинки.

Подберите из текста как можно больше слов-действий к каждому отгаданному предмету.
- Поставьте к ним вопрос.
- Что обозначают эти слова?
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 11.
2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)

Запомните и повторите:
бежит, мчится, несется;
беспокоится, волнуется, тревожится, переживает;
вертится, кружится, крутится, вращается, вьется.
- Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?
Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается....
мчится...,
беспокоится....
Щелчок мыши по экрану появляются Слова для справок.
Щелчок мыши по экрану.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 12.
3. Работа над определением действия к предмету. (слайды 12, 13, 14, 15).

Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
Продолжите предложения, подобрав слова-действия.
Портниха(шьет, пришивает, сшивает).
Повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).
Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 16.

4. Физминутка для глаз (слайд 16).

5. Работа по активизации глагольного словаря. (слайд 17) (Щелчок)

1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Щелчок мыши по экрану – проверка.
2) дополнительное задание.
Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды. (светят)
Мальчик на плиту чайник. (поставил)
Лист с березы. (упал)
Паша на трамвае. (едет)
Пчела в улей мед. (несет)
6. Физминутка.
Гимнастика для мелкой моторики:
-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.
Чтобы крепкой быть ладошке
Помассируем немножко.
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять
Пальчиковые упражнения.
- кулак,
- ребро,
- ладонь,
- игра на пианино.
Массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём

И к другому перейдём.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

7. Графическое изображение слов-действий.

Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.
Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер.

V. Итог занятия.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 18.
- Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?
- О чем мы говорили на занятии?
- На какой вопрос отвечают слова-действия?
- Вы сегодня хорошо работали на занятии.
- Занятие окончено, до свидания.

Список литературы:

1. Мазанова Е.В. КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пальчиковая гимнастика с предметами.-Издательство: АРКТИ, 2006.

Список Интернет-ресурсов:

Галкина И.А. Электронные физминутки. "Лучики". Сайт учителя начальных классов Галкиной Инны Анатольевны. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Картинки:
Медведь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ежик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дождь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415


Приложенные файлы

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия»

Тема: Слово - действие.

Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос: что делает? Учить обозначать слова-действия зелёной полоской. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, дыхание, голос и мимические мышцы. Воспитывать внимательность во время работы в тетради.

Оборудование: предметные картинки игрушек (поезд, машинка, кукла, петрушка, животных, коробка с символами звуков и слов, пособие для коврографа «схемы предложений», игра с картинками «Один- много».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление.

Логопед: Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Кукла Маша сломалась (Дети застывают в определённой позе.).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем - туловище. Вам жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

2. Дифференциация понятий «звук- слово».

Выставляю картинки: куклу, поезд, машину.

Как плачет кукла? (А-а-а) Что мы произносили? (Звук.)

Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.)

Как работает машина? (Р-р-р.) Это тоже звук.

Назовите слова - названия игрушек.

Мы назвали много … (слов).

Выставляю полоски под картинками – символы слов.

Игра «Звук или слово»

Логопед произносит слово – дети поднимают зелёную полоску;

Логопед произносит гласный звук – дети поднимают красный кружок.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

Логопед: В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хоть один звук, мы не узнаем слово. Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильное слово:

Туколка, куколка, муколка;

Воезд, зоезд, поезд;

Тячик, мячик, гячик;

Дашинка, масинка, машинка.

4. Ознакомление с понятием «слова-действия».

Логопед: Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)

Выставляются картинки петуха, котёнка, коровы, кролика.

Логопед: Что делает петух? (Стоит, поёт, кукарекает, клюёт.)

Подбор глаголов к словам: котёнок, корова, кролик. Эти слова обозначают действия животных.

Неживые предметы могут падать, катиться, стоять, лежать, ломаться, греметь.

Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

Показ картинок:

Машинка (что делает)- стоит, едет, сигналит, тормозит.)

А машинки (что делают) – стоят, едут, сигналят, тормозят.)

Огурец – растёт, а огурцы растут и т. д.

7. Закрепление понятий «слова-действия».

Логопед: Положите с коробочку слова- названия предметов.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей.

Очень много слов в моей коробочке. Спасибо вам.

8. Итог занятия.

Положительная оценка работы каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Перелётные птицы» для детей старшей группы с ОНР Задачи: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы; развивать умение составлять простые предложения, упражнять в умении составлять.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко» Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Части тела. Цели: Коррекционно-образовательные: активизация и обогащение словаря по теме; обучение детей умению ориентироваться.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Зимушка-зима» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка – зима». Ольга Ермакова Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес» ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: Закрепление знаний детей по теме «Осень.

Тема: «Слова – действия».

Цель : закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательные :

    обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;

    развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;

    дифференциация глаголов от других слов;

    учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением.

    учить подбирать слова-действия к словам-предметам.

Развивающие :

    развивать слуховое внимание и память, мышление;

    развивать умения согласования и управления;

    расширять словарный запас;

    развивать мелкую и артикуляционную моторику;

    формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, воображение;

    учить правильно и логично излагать свои мысли.

Воспитательные :

    воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

    развивать самостоятельность, самоконтроль,

    формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Ход занятия:

    Организационный момент. (слайд 2)

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята.

Дополните предложения.

На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).

Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).

    Сообщение темы и цели занятия.

Сформулируйте тему занятия.

- Молодцы!

Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.

Но сначала …

    Артикуляционная гимнастика. (слайд 3)

Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.

Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционные упражнения :

1. «Заборчик» (слайд 4)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Дудочка» (слайд 5)

Губы тянем в трубочку

И играем в дудочку.

3. «Окошко» (слайд 6)

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Губы мы чуть-чуть сдвигаем

И окошко получаем.

4. «Шарик» (слайд 7)

Воздух в щеки набираем,

будто шарик надуваем.

5. «Чистим зубки» (слайд 8)

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

6. «Часики» (слайд 9)

Тик-так, тик-так

ходит маятник вот – так.

    Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

    Развитие логического мышления (слайд 10)

Отгадайте загадки.

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна открывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю.

И ушел по лужам в поле.

Он живет в лесу дремучем.

Сам он серый и колючий.

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

(Медведь)

    Подберите из текста как можно больше слов-действий к каждому отгаданному предмету.

- Поставьте к ним вопрос.

Что обозначают эти слова?

2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)

Запомните и повторите:

бежит, мчится, несется;

беспокоится, вол­нуется, тревожится, переживает;

вертится, кружится, кру­тится, вращается, вьется.

Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?

Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам враща­ется - ....

мчится - ...,

беспокоится - ....

3. Работа над определением действия к предмету. (слайды 12, 13, 14, 15).

Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).

Продолжите предложения, подобрав слова-действия.

Портниха…(шьет, пришивает, сшивает).

По­вар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).

Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

4. Физминутка для глаз (слайд 16).

5. Работа по активизации глагольного словаря . (слайд 17 ) (Щелчок)

1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:

сделать подарок - подарить;

одержать победу - ...;

найти решение - ...;

покрыть краской - ...;

заниматься лепкой - ....

Запишите получившиеся слова в тетрадь.

2) дополнительное задание.

Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия

Ночью на небе яркие звезды. (светят)

Мальчик на плиту чайник. (поставил)

Лист с березы. (упал)

Паша на трамвае. (едет)

Пчела в улей мед. (несет)

6. Физминутка.

Гимнастика для мелкой моторики:

-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.

Чтобы крепкой быть ладошке

Помассируем немножко.

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Пальчиковые упражнения .

- кулак,

- ребро,

- ладонь,

- игра на пианино.

Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём



И к другому перейдём.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.


Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

7. Графическое изображение слов-действий.

Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.

Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер .

V . Итог занятия.

Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?

О чем мы говорили на занятии?

На какой вопрос отвечают слова-действия?

Вы сегодня хорошо работали на занятии.

Занятие окончено, до свидания.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР
ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
- формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
- развитие фонематического слуха,
- развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятию,
- воспитание самоконтроля за своей речью,
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
- Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них.
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
2. Логопедическая гимнастика.
- Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
а потом их разведем и к себе скорей прижмем.
- Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.
Щечки мы надули, щечки мы втянули.
- Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,
На места тихонько сели.
- Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).
- Массаж личика (называем части лица).
- Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)
- Зарядка для язычка.
3. Развитие фонематического слуха.
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова названия игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много... (слов).
Выставляются полоски символы слов.
Посмотрите на полоски, это домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово.
Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.
Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)
Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук поднимите кружок.
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.
4. Работа по теме.
Логопед дает задание детям:
- Настя, рисуй!
- Дети, скажите одним словом, что делает Настя?
Дети: - Рисует.
Логопед: - Артем, попрыгай на одной ножке!
- Дети, скажите одним словом, что делает Артем?
Дети: - Прыгает.
Логопед: - Вика, брось мне мячик!
- Что делает Вика?
Дети: - Бросает.
Логопед: - Рома, похлопай в ладоши!
- Что делает Рома?
Дети: - Хлопает.
Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.
Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»
- Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.
5. Физкульминутка
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.
Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)
Мы называли слова- действия.
7. Закрепление материала.
- Игра «Кто что делает?»
Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»
Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.
Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?
Дети: - Что делает?
- Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?
Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.
8. Итог занятия.
Логопед: - О чем сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам понравилось?
- А теперь мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: Спасибо за хорошую работу.